IV. Случаи и порядок проведения свидетельской оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации

IV. Случаи и порядок проведения свидетельской
оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица)
критериям аккредитации

13. Целью проведения свидетельской оценки является гарантия обеспечения компетентности работников заявителя (аккредитованного лица) в рамках заявленной (расширяемой) области аккредитации, в том числе посредством оценки наличия у работников заявителя (аккредитованного лица) навыков (в том числе способности работника продемонстрировать на практике выполнение всех этапов работ в заявленной области аккредитации, относящихся к его функциональным обязанностям), а также профессиональных знаний (в том числе владения работником знаниями документов, включенных в заявляемую (расширяемую) область аккредитации и систему менеджмента качества заявителя (аккредитованного лица), способности к самостоятельной оценке и практическому применению указанных документов в своей деятельности, способности обосновать свои практические действия ссылками на соответствующие нормативные документы), а также установление соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации и требованиям перечня документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, в условиях реального процесса осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации.

14. Свидетельская оценка проводится экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в рамках выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, и (или) должностными лицами национального органа по аккредитации в рамках выездных мероприятий, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации, по месту (местам) осуществления заявителем (аккредитованным лицом) деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации и (или) на территории заказчика - лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг (при процедуре аккредитации), или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом (при процедуре расширения области аккредитации) о выполнении работ и (или) оказании услуг, в форме наблюдения за выполнением заявителем (аккредитованным лицом) работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с заявляемой (расширяемой) областью аккредитации в виде свидетельской оценки.

15. Мероприятия по свидетельской оценке, порядок их проведения и необходимость осуществления таких мероприятий определяются с учетом:

а) области аккредитации заявителя (аккредитованного лица);

б) места (мест) осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации;

в) состава экспертной группы, проводящей экспертизу соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации;

г) наличия выявленных ранее фактов нарушения аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, результатов анализа сведений, представленных аккредитованным лицом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона об аккредитации, результатов контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц (в случае расширения области аккредитации);

д) иных факторов, влияющих на обеспечение компетентности заявителя (аккредитованного лица) в определенной области аккредитации и обеспечивающих предотвращение нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

16. Перечень мероприятий, проводимых в рамках свидетельской оценки, с указанием времени и места проведения конкретного мероприятия включается в план выездной экспертизы.

17. В ходе свидетельской оценки осуществляется независимый и документированный процесс получения записей, фиксирования фактов или другой соответствующей информации (в том числе фото- и видеоматериалов) и их объективного оценивания.

Организация и проведение свидетельской оценки с учетом схемы аккредитации заявителя (аккредитованного лица) осуществляется в соответствии с руководствами по аккредитации, утверждаемыми национальным органом по аккредитации в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона об аккредитации.

18. Свидетельская оценка проводится в виде удаленной оценки в случаях:

а) действующих ограничений на передвижение внутри страны (региона);

б) невозможности проведения свидетельской оценки по месту (местам) осуществления заявителем (аккредитованным лицом) деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем о выполнении работ и (или) оказании услуг, или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом о выполнении работ и (или) оказании услуг, в связи с удаленностью расположения территории указанных лиц, в том числе с отсутствием транспортного сообщения с территорией указанных лиц в запланированный период проведения свидетельской оценки;

в) невозможности завершения выездной оценки на месте осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица) вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при таких условиях обстоятельств (форс-мажорные обстоятельства);

г) принятия органами государственной власти решений, связанных с мерами безопасности и охраны здоровья населения;

д) отсутствия случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил;

е) в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Свидетельская оценка не проводится в виде удаленной оценки в следующих случаях:

а) отсутствие у заявителя (аккредитованного лица) технической возможности использования программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь (при представлении в национальный орган по аккредитации информации, подтверждающей отсутствие такой возможности);

б) наличие у заявителя (аккредитованного лица) внутренних правил, предусматривающих запрет на видеосъемку и аудиозапись в связи с осуществлением деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну (при представлении в национальный орган по аккредитации подтверждающих документов).

20. В случае если национальным органом по аккредитации не включается в программу выездной оценки свидетельская оценка на территории заказчика, свидетельская оценка проводится в виде наблюдения экспертной группой за выполнением работ в заявленной области аккредитации в форме смоделированного процесса.

В случае наличия в программе выездной оценки мероприятий по проведению свидетельской оценки на территории заказчика заявитель (аккредитованное лицо) обязаны обеспечить посредством согласования с заказчиком условия доступа лиц, участвующих в выездной оценке, на территорию заказчика в целях наблюдения за выполнением заявителем (аккредитованным лицом) работ в области аккредитации на территории заказчика, а также доступ к документам и сведениям заказчика, связанным с проведением свидетельской оценки.

Для этих целей заявитель (аккредитованное лицо) при необходимости заключают с заказчиком договор, содержащий условие о предоставлении лицам, участвующим в выездной оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, соответствующего доступа на территорию заказчика.

21. В случае возникновения обстоятельств, влекущих обоснованную невозможность предоставления доступа экспертной группе и должностным лицам национального органа по аккредитации, участвующим в выездной оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, на территорию заказчика заявитель (аккредитованное лицо) обязан (обязано) в возможно короткий срок направить в национальный орган по аккредитации и эксперту по аккредитации - руководителю экспертной группы (в случае если осуществлен отбор эксперта по аккредитации):

а) информацию о возникновении обстоятельств, препятствующих проведению свидетельской оценки, и подтверждающие материалы (документы), позволяющие провести объективную оценку указанных обстоятельств;

б) информацию о возможности со стороны заявителя (аккредитованного лица) обеспечить изменение вида проведения свидетельской оценки и (или) заказчика, на территории которого проводится свидетельская оценка, в том числе:

с проведения свидетельской оценки непосредственно на территории заказчика на проведение свидетельской оценки на территории указанного заказчика в виде удаленной оценки;

с проведения свидетельской оценки на территории заказчика в виде удаленной оценки на проведение свидетельской оценки на территории иного заказчика (непосредственно или в виде удаленной оценки);

в) информацию о сроках осуществления заявителем (аккредитованным лицом) изменений в проведении свидетельской оценки, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта, или обоснование невозможности указанных изменений.

22. Основаниями, препятствующими проведению мероприятий по свидетельской оценке, в том числе являются:

а) возникновение или наличие информации об угрозе возникновения по месту (местам) осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица) и (или) по месту (местам) предполагаемого проведения свидетельской оценки обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) частного или общественного характера, включая чрезвычайные ситуации природного, технического (техногенного), социального характера (авария, опасное природное явление, катастрофа, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийное или иное бедствие, военные и иные гражданско-политические действия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей);

б) одностороннее расторжение договора заказчиком, с которым заявителем (аккредитованным лицом) был заключен договор в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил для проведения свидетельской оценки заявителя (аккредитованного лица) на территории указанного заказчика в целях получения заявителем аккредитации в национальной системе аккредитации (расширения аккредитованным лицом области аккредитации).

23. В случае поступления эксперту по аккредитации информации заявителя (аккредитованного лица) в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил эксперт по аккредитации проводит оценку указанной информации в части ее полноты и объективности и не позднее 3 рабочих дней со дня поступления ему указанной информации от заявителя (аккредитованного лица) представляет в национальный орган по аккредитации позицию по вопросу об обоснованности такой информации, предложения о возможных решениях, в том числе предусмотренных подпунктом "б" пункта 21 настоящих Правил.

24. Национальный орган по аккредитации по результатам рассмотрения заявления об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемых документов и сведений, а также при возникновении непредвиденных обстоятельств в ходе осуществления оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации принимает решение о наличии (отсутствии) объективных оснований, препятствующих проведению мероприятий по свидетельской оценке заявителя (аккредитованного лица), в том числе в виде удаленной оценки.

В случае невозможности проведения свидетельской оценки непосредственно при выездной оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации принимается решение о проведении свидетельской оценки в виде удаленной оценки.

В случае невозможности проведения свидетельской оценки в виде удаленной оценки национальный орган по аккредитации принимает решение о внесении изменений в программу выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации в части замены мероприятий по свидетельской оценке заявителя (аккредитованного лица) иными мероприятиями, позволяющими установить соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, в том числе мероприятиями по моделированию работниками заявителя (аккредитованного лица) процесса деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации.

25. Национальный орган по аккредитации по результатам рассмотрения и оценки информации о возникновении обстоятельств, влекущих невозможность свидетельской оценки заявителя (аккредитованного лица), представленной заявителем (аккредитованным лицом) в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, с учетом позиции эксперта по аккредитации, представленной в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил (при наличии), принимает одно из следующих решений:

а) решение о приостановлении осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) на срок, необходимый заявителю (аккредитованному лицу) для осуществления мероприятий по замене формы проведения свидетельской оценки и (или) заказчика, на территории которого проводится свидетельская оценка, но не более чем на 30 календарных дней (с увеличением общего срока осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) на соответствующий срок);

б) решение о наличии объективных оснований, препятствующих проведению мероприятий по свидетельской оценке непосредственно при выездной оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, и внесении изменений в программу выездной оценки в части замены мероприятий по свидетельской оценке заявителя (аккредитованного лица) мероприятиями, позволяющими установить соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации (в том числе мероприятиями по моделированию работниками заявителя (аккредитованного лица) процесса деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации);

в) решение об отсутствии объективных оснований, препятствующих проведению мероприятий по свидетельской оценке непосредственно при выездной оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

26. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 25 настоящих Правил, не позднее 2 рабочих дней после принятия соответствующего решения национальным органом по аккредитации вносятся изменения в программу выездной оценки, заявителю (аккредитованному лицу) направляется уведомление в электронной форме о внесении указанных изменений, а также о сроке приостановления осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) (при наличии приостановления).

В случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 25 настоящих Правил, не позднее 2 рабочих дней после принятия соответствующего решения национальным органом по аккредитации заявителю (аккредитованному лицу) направляется уведомление в электронной форме о необходимости обеспечения проведения свидетельской оценки в соответствии с программой выездной оценки. В указанном случае непредоставление заявителем (аккредитованным лицом) возможности проведения его свидетельской оценки влечет отказ в аккредитации (расширении области аккредитации) по основанию, указанному в пункте 6 части 4 статьи 18 Федерального закона об аккредитации, который оформляется приказом национального органа по аккредитации не позднее 3 рабочих дней после истечения срока, установленного для проведения выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

27. В ходе свидетельской оценки члены экспертной группы и должностные лица национального органа по аккредитации должны выполнять функцию наблюдателей, не оказывая влияния на выполнение заявителем (аккредитованным лицом) работ в области аккредитации.

28. Непосредственное интервьюирование заказчика со стороны членов экспертной группы и должностных лиц национального органа по аккредитации не допускается, поскольку это может сказаться на результате выполнения работ.

29. Члены экспертной группы и должностные лица национального органа по аккредитации не выражают собственного мнения об оцениваемом заявителе (аккредитованном лице), не озвучивают выявляемые в ходе выполнения работ несоответствия критериям аккредитации в присутствии заказчика.

30. Все вопросы между членами экспертной группы, должностными лицами национального органа по аккредитации и работниками заявителя (аккредитованного лица) должны обсуждаться на закрытых совещаниях с целью сохранения конфиденциальности результатов свидетельской оценки.

31. Члены экспертной группы и должностные лица национального органа по аккредитации по окончании проведения свидетельской оценки имеют право задавать вопросы работникам заявителя (аккредитованного лица) для получения дополнительных разъяснений.

32. Вся информация, полученная в ходе свидетельской оценки, является конфиденциальной, в связи с чем членами экспертной группы и должностными лицами национального органа по аккредитации должно быть обеспечено соответствующее обращение с такой информацией.

33. По окончании свидетельской оценки членами экспертной группы должно быть проведено совещание, на котором озвучиваются результаты работы заявителя (аккредитованного лица), включая все наблюдения и выявленные несоответствия критериям аккредитации (при наличии).

34. Заказчик несет полную ответственность за заблаговременное информирование заявителя (аккредитованного лица), членов экспертной группы и должностных лиц национального органа по аккредитации о всех применимых требованиях безопасности и (или) ограничениях, связанных с проведением работ на территории заказчика (либо в виде удаленной оценки).

35. Результаты свидетельской оценки, осуществляемой экспертной группой, отражаются руководителем экспертной группы в акте выездной экспертизы, с приложением документов, подтверждающих выявленные в ходе свидетельской оценки несоответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, а также документов, оформленных заявителем (аккредитованным лицом) при проведении работ в области аккредитации в ходе свидетельской оценки.

36. Результаты свидетельской оценки, проводимой должностными лицами национального органа по аккредитации, оформляются в рамках выездных мероприятий, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации.