ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2023 г. N 1992

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 14 МАЯ 2021 Г. N 731

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 21, ст. 3583; N 45, ст. 7499; 2022, N 12, ст. 1865; N 46, ст. 7992; 2023, N 4, ст. 660).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 ноября 2023 г. N 1992

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЭФФЕКТИВНОГО
ВОВЛЕЧЕНИЯ В ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ МЕЛИОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Абзац девятый раздела V изложить в следующей редакции:

"Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мелиоративных мероприятий приведены в приложении N 6.".

2. Приложение N 6 к указанной Государственной программе изложить в следующей редакции:

"Приложение N 6
к Государственной программе
эффективного вовлечения в оборот
земель сельскохозяйственного
назначения и развития мелиоративного
комплекса Российской Федерации
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 25 ноября 2023 г. N 1992)

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕЛИОРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат получателей средств на проведение мелиоративных мероприятий в рамках федерального проекта "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения" Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации (далее - субсидии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"затраты на реализацию проектов мелиорации" - выраженные в денежной форме, документально подтвержденные, фактически понесенные или планируемые затраты без учета налога на добавленную стоимость получателей средств в году предоставления субсидии или за 2 года, предшествующих году предоставления субсидии, при условии, что затраты на реализацию проектов мелиорации не возмещались ранее в рамках настоящих Правил, а в отношении мероприятий, указанных в подпункте "д" пункта 3 настоящих Правил, также не финансировались (не возмещались) ранее в соответствии с приложением N 7 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". Для получателей средств, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость;

"научные и образовательные организации" - научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, проводящие научные исследования в области селекции и семеноводства, мелиорации земель и повышения продуктивности почв;

"отбор проектов мелиорации" - устанавливаемая в соответствии с порядком, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, процедура балльной оценки, ранжирования и распределения проектов мелиорации по федеральным округам Российской Федерации, по результатам которой комиссией по отбору проектов мелиорации, образуемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, принимается решение об отборе проектов мелиорации для возмещения затрат в рамках настоящих Правил. Указанный порядок также предусматривает требования к составу заявочной документации, направляемой на отбор проектов мелиорации, включающей в том числе планы реализации проектов мелиорации по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

"получатели средств" - получающие средства на возмещение части затрат на реализацию проектов мелиорации сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также научные и образовательные организации;

"проект мелиорации" - разработанная в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающая строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила документация, порядок разработки, согласования и утверждения которой определен Федеральным законом "О мелиорации земель";

"региональная программа" - комплекс мероприятий, направленных на решение задач агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации;

"реконструкция" - изменение параметров существующего объекта или его частей, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;

"строительство оросительных и осушительных систем" - создание новых объектов на землях, ранее не отнесенных к мелиорируемым землям или отнесенных к мелиорируемым землям, на которых не осуществлялись мелиоративные мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению в течение 7 лет, предшествующих году реализации проекта мелиорации;

"техническое перевооружение" - комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

3. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению получателям средств части затрат на реализацию проектов мелиорации, прошедших отбор проектов мелиорации, в отношении следующих мероприятий:

а) гидромелиоративные мероприятия, в том числе:

разработка проектно-сметной документации на проведение гидромелиоративных мероприятий - не более 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации (в случае если объем затрат на разработку проектно-сметной документации превышает 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации, сумма превышения не подлежит субсидированию за счет средств федерального бюджета);

строительство, реконструкция и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих на праве собственности (аренды) получателям средств, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения;

б) культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в том числе:

разработка проектно-сметной документации на проведение культуртехнических мероприятий - не более 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации (в случае если объем затрат на разработку проектно-сметной документации превышает 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации, сумма превышения не подлежит субсидированию за счет средств федерального бюджета);

расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов;

рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;

в) агролесомелиоративные мероприятия, в том числе:

разработка проектно-сметной документации на проведение агролесомелиоративных мероприятий - не более 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации (в случае если объем затрат на разработку проектно-сметной документации превышает 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации, сумма превышения не подлежит субсидированию за счет средств федерального бюджета);

защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;

предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений;

защита земель от эрозии путем создания защитных лесных насаждений в оврагах, балках, песках, на берегах рек и на других территориях;

г) фитомелиоративные мероприятия, направленные на закрепление песков, в том числе:

разработка проектно-сметной документации на проведение фитомелиоративных мероприятий - не более 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации (в случае если объем затрат на разработку проектно-сметной документации превышает 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации, сумма превышения не подлежит субсидированию за счет средств федерального бюджета);

создание мелиоративно-кормовых насаждений многолетних трав ленточным посевом;

создание противодефляционных кулис с применением регенеративных кормовых насаждений;

закрепление песков аэропосевом;

облесение очагов дефляции;

д) мероприятия по химической мелиорации земель, включая мероприятия в области известкования кислых почв на пашне, а с 1 января 2024 г. - также мероприятия в области фосфоритования почв и гипсования почв, в том числе:

приобретение химических мелиорантов, включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее - мелиоранты);

осуществление работ для проведения химической мелиорации почв;

осуществление транспортных расходов на доставку мелиорантов от места их приобретения до места проведения мероприятий по химической мелиорации земель;

разработка проектно-сметной документации на проведение мероприятий по химической мелиорации земель на основании данных агрохимического обследования полей - не более 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации (в случае если объем затрат на разработку проектно-сметной документации превышает 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации, сумма превышения не подлежит субсидированию за счет средств федерального бюджета).

4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

Не осуществляется возмещение затрат на реализацию проектов мелиорации в части приобретения оборудования, машин, механизмов, мелиоративной техники и других основных средств, бывших в употреблении, а также приобретения объектов незавершенного строительства, проведения капитального ремонта мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Предоставление средств из бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии, на возмещение затрат на реализацию проектов мелиорации в рамках настоящих Правил осуществляется при условии документального подтверждения наличия у получателей средств прав пользования земельными участками, на которых осуществляется реализация мероприятий проекта (проектов) мелиорации.

5. Размер затрат, возмещаемых из бюджета субъекта Российской Федерации получателям средств, определяется с учетом предельного размера стоимости работ на один гектар площади земель по мероприятиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил и составляет:

50 процентов общего объема затрат на реализацию проектов мелиорации по мероприятиям, указанным в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 3 настоящих Правил;

90 процентов общего объема затрат на реализацию проектов мелиорации по мероприятиям, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 3 настоящих Правил.

Субъект Российской Федерации может увеличить объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера субсидии. Увеличение субъектом Российской Федерации объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации может осуществляться в том числе с учетом достижения значения результата использования субсидии, предусмотренного соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - Правила формирования субсидий, соглашение).

6. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и включающих требования к их получателям, перечень документов, необходимых для получения средств на возмещение части затрат на реализацию проектов мелиорации, и сроки их рассмотрения;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение соглашения.

7. Соглашение включает следующие требования к получателю средств:

достижение значений результатов использования субсидии, соответствующих пункту 16 настоящих Правил;

сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, должны обеспечить достижение планового объема производства сельскохозяйственной продукции на 3 года на землях, на которых реализован проект мелиорации;

научные и образовательные организации должны обеспечить достижение планового объема посевов (посадок) сельскохозяйственных растений на 3 года на землях, на которых реализован проект мелиорации.

Методика оценки достижения получателем средств планового объема производства сельскохозяйственной продукции и (или) планового объема посевов (посадок) сельскохозяйственных растений на 3 года на землях, на которых реализован проект мелиорации, а также меры ответственности получателей средств за несоблюдение данных требований определяются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

8. Критерием участия субъекта Российской Федерации в отборе субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие официального обращения исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий региональной программы, содержащего сведения:

о наличии предварительно отобранного субъектом Российской Федерации проекта (проектов) мелиорации по мероприятиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил;

о наличии заявочной документации, соответствующей требованиям, указанным в абзаце четвертом пункта 2 настоящих Правил.

Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие положительного решения комиссии, указанной в абзаце четвертом пункта 2 настоящих Правил, об отборе проекта мелиорации, реализуемого на территории субъекта Российской Федерации.

9. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Ci) определяется по формуле:

где:

V - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на предоставление субсидии (тыс. рублей);

Oi - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по ранее отобранным проектам мелиорации на соответствующий финансовый год (тыс. рублей);

Ni - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по вновь отобранным проектам мелиорации на соответствующий финансовый год (тыс. рублей);

i = 1, ..., N, N - число субъектов Российской Федерации.

10. Если по состоянию на 15 ноября текущего финансового года, а с 1 января 2024 г. - по состоянию на 1 июля текущего финансового года субъектом Российской Федерации перечислено получателям средств менее 50 процентов размера субсидии, предусмотренного этому субъекту Российской Федерации в федеральном бюджете на текущий финансовый год на реализацию мероприятий в рамках настоящих Правил, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации принимается решение о применении коэффициента 0,8 при расчете в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил размера субсидии бюджету этого субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Распределение невостребованной субсидии между субъектами Российской Федерации осуществляется пропорционально доле субъекта Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

11. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по вновь отобранным проектам мелиорации на соответствующий финансовый год (Ni) определяется по формуле:

где:

Mij - стоимость каждого из проектов мелиорации, прошедших отбор проектов мелиорации, в i-м субъекте Российской Федерации при реализации j-го мероприятия из числа мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил (тыс. рублей);

Yi - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета (в процентах), определенный в соответствии с пунктом 13 Правил формирования субсидий;

k - процент возмещения части затрат на реализацию проектов мелиорации в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

12. При расчете размера субсидии, предоставляемой в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению получателям средств части затрат, связанных с реализацией предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил мероприятий, применяется предельный размер стоимости работ на один гектар площади земель для указанных мероприятий, устанавливаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

13. При распределении субсидий между субъектами Российской Федерации размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в финансовом году не может превышать размер средств на исполнение в очередном финансовом году расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.

Распределение субсидий на очередной финансовый год осуществляется в первую очередь субъектам Российской Федерации на реализуемые в соответствии с ранее заключенными соглашениями проекты мелиорации, которые содержат мероприятия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, требующие софинансирования из федерального бюджета в очередном финансовом году.

14. В случае увеличения в текущем финансовом году бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидий расчет размера субсидии осуществляется на основании данных, применяемых при расчете размера субсидии на соответствующий финансовый год, с учетом пунктов 4 и 5 и в соответствии с пунктами 9 - 12 настоящих Правил.

15. В случае отсутствия у субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году потребности в субсидии бюджетные ассигнования на предоставление субсидии такому субъекту Российской Федерации перераспределяются между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами, на основании письменных обращений исполнительных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональной программы.

Перераспределение бюджетных ассигнований осуществляется с учетом пунктов 4 и 5 и в соответствии с пунктами 9 - 12 настоящих Правил, абзацем первым настоящего пункта и с учетом кассового освоения субсидий на мероприятия региональных программ (субсидий на мероприятия региональных проектов) текущего года.

16. Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основе достижения значений следующих результатов использования субсидии:

а) по мероприятиям, указанным в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, - площадь введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования (тыс. гектаров);

б) по мероприятиям, указанным в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, - площадь сельскохозяйственных угодий, вовлеченных в оборот за счет проведения культуртехнических мероприятий (тыс. гектаров);

в) по мероприятиям, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 3 настоящих Правил, - площадь сельскохозяйственных угодий, подлежащих защите и сохранению от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных мероприятий и фитомелиоративных мероприятий (тыс. гектаров);

г) по мероприятиям, указанным в подпункте "д" пункта 3 настоящих Правил, - площадь пашни, на которой реализованы мероприятия по химической мелиорации земель (тыс. гектаров).

17. Субсидии предоставляются на основании соглашений, подготавливаемых (формируемых) и заключаемых с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значения результата использования субсидии и увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, не допускается, за исключением случаев сокращения размера субсидии.

18. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

19. Возврат средств субъектами Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, в части, касающейся достижения значений результатов использования субсидии, включая порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата и основания для освобождения субъектов Российской Федерации от возврата средств, осуществляется в соответствии с пунктами 16 - 18 и 20 Правил формирования субсидий.

20. В целях мониторинга хода реализации проектов мелиорации субъект Российской Федерации на основе планов реализации, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящих Правил, формирует отчеты о реализации проектов мелиорации.

Форма, сроки и порядок представления отчетов о реализации проектов мелиорации утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

21. Эффективность использования субсидий оценивается ежеквартально и ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании сравнения значений результатов использования субсидии, установленных соглашениями и фактически достигнутых субъектами Российской Федерации, в соответствии с методикой, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

22. Субъект Российской Федерации обеспечивает полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

23. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.".

3. Приложение N 8 к указанной Государственной программе изложить в следующей редакции:

"Приложение N 8
к Государственной программе
эффективного вовлечения в оборот
земель сельскохозяйственного
назначения и развития мелиоративного
комплекса Российской Федерации
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 25 ноября 2023 г. N 1992)

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ АПК"

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Экспорт продукции АПК", по возмещению части затрат получателей средств на реализацию проектов мелиорации (далее - субсидии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"затраты на реализацию проектов мелиорации" - выраженные в денежной форме, документально подтвержденные, фактически понесенные или планируемые затраты без учета налога на добавленную стоимость получателей средств в году предоставления субсидии или за 2 года, предшествующих году предоставления субсидии, при условии, что затраты на реализацию проектов мелиорации не возмещались ранее в рамках настоящих Правил. Для получателей средств, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость;

"научные и образовательные организации" - научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, проводящие научные исследования в области селекции и семеноводства, мелиорации земель и повышения продуктивности почв;

"отбор проектов мелиорации" - устанавливаемая в соответствии с порядком, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, процедура балльной оценки, ранжирования и распределения проектов мелиорации по федеральным округам Российской Федерации, по результатам которой комиссией по отбору проектов мелиорации, образуемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, принимается решение об отборе проектов мелиорации для возмещения затрат в рамках настоящих Правил. Указанный порядок также предусматривает требования к составу заявочной документации, направляемой на отбор проектов мелиорации, включающей в том числе планы реализации проектов мелиорации по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

"получатели средств" - получающие средства на возмещение части затрат на реализацию проектов мелиорации сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также научные и образовательные организации;

"проект мелиорации" - разработанная в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающая строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила документация, порядок разработки, согласования и утверждения которой определен Федеральным законом "О мелиорации земель";

"региональный проект" - комплекс мероприятий, направленных на решение задач агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации;

"реконструкция" - изменение параметров существующего объекта или его частей, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;

"строительство оросительных и осушительных систем" - создание новых объектов на землях, ранее не отнесенных к мелиорируемым землям или отнесенных к мелиорируемым землям, на которых не осуществлялись мелиоративные мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению в течение 7 лет, предшествующих году реализации проекта мелиорации;

"техническое перевооружение" - комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

3. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению получателям средств части затрат на реализацию проектов мелиорации, прошедших отбор проектов мелиорации, в отношении следующих мероприятий:

а) гидромелиоративные мероприятия, в том числе:

разработка проектно-сметной документации на проведение гидромелиоративных мероприятий - не более 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации (в случае если объем затрат на разработку проектно-сметной документации превышает 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации, сумма превышения не подлежит субсидированию за счет средств федерального бюджета);

строительство, реконструкция и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих на праве собственности (аренды) получателям средств, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения;

б) культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в том числе:

разработка проектно-сметной документации на проведение культуртехнических мероприятий - не более 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации (в случае если объем затрат на разработку проектно-сметной документации превышает 5 процентов затрат на реализацию проекта мелиорации, сумма превышения не подлежит субсидированию за счет средств федерального бюджета);

расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов;

рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы.

4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

Не осуществляется возмещение затрат на реализацию проектов мелиорации в части приобретения оборудования, машин, механизмов, мелиоративной техники и других основных средств, бывших в употреблении, а также приобретения объектов незавершенного строительства, проведения капитального ремонта мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Предоставление средств из бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии, на возмещение затрат на реализацию проектов мелиорации в рамках настоящих Правил осуществляется при условии документального подтверждения наличия у получателей средств прав пользования земельными участками, на которых осуществляется реализация мероприятий проекта (проектов) мелиорации.

5. Размер затрат, возмещаемых из бюджета субъекта Российской Федерации получателям средств, составляет 50 процентов общего объема затрат на реализацию проектов мелиорации и определяется с учетом предельного размера стоимости работ на один гектар площади земель по мероприятиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

Субъект Российской Федерации может увеличить объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера субсидии. Увеличение субъектом Российской Федерации объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации может осуществляться в том числе с учетом достижения значения результата использования субсидии, предусмотренного соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - Правила формирования субсидий, соглашение).

6. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и включающих требования к их получателям, перечень документов, необходимых для получения средств на возмещение части затрат на реализацию проектов мелиорации, и сроки их рассмотрения;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение соглашения.

7. Соглашение включает следующие требования к получателю средств:

достижение значений результатов использования субсидии, соответствующих пункту 16 настоящих Правил;

сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, должны обеспечить достижение планового объема производства сельскохозяйственной продукции на 3 года на землях, на которых реализован проект мелиорации;

научные и образовательные организации должны обеспечить достижение планового объема посевов (посадок) сельскохозяйственных растений на 3 года на землях, на которых реализован проект мелиорации.

Методика оценки достижения получателем средств планового объема производства сельскохозяйственной продукции и (или) планового объема посевов (посадок) сельскохозяйственных растений на 3 года на землях, на которых реализован проект мелиорации, а также меры ответственности получателей средств за несоблюдение данных требований определяются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

8. Критерием участия субъекта Российской Федерации в отборе субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие официального обращения исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий регионального проекта, содержащего сведения:

о наличии предварительно отобранного субъектом Российской Федерации проекта (проектов) мелиорации по мероприятиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил;

о наличии заявочной документации, соответствующей требованиям, указанным в абзаце четвертом пункта 2 настоящих Правил.

Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие положительного решения комиссии, указанной в абзаце четвертом пункта 2 настоящих Правил, об отборе проекта мелиорации, реализуемого на территории субъекта Российской Федерации.

9. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Ci) определяется по формуле:

где:

V - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на предоставление субсидии (тыс. рублей);

Oi - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по ранее отобранным проектам мелиорации на соответствующий финансовый год (тыс. рублей);

Ni - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по вновь отобранным проектам мелиорации на соответствующий финансовый год (тыс. рублей);

i = 1, ..., N, N - число субъектов Российской Федерации.

10. Если по состоянию на 15 ноября текущего финансового года, а с 1 января 2024 г. - по состоянию на 1 июля текущего финансового года субъектом Российской Федерации перечислено получателям средств менее 50 процентов размера субсидии, предусмотренного этому субъекту Российской Федерации в федеральном бюджете на текущий финансовый год на реализацию мероприятий в рамках настоящих Правил, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации принимается решение о применении коэффициента 0,8 при расчете в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил размера субсидии бюджету этого субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Распределение невостребованной субсидии между субъектами Российской Федерации осуществляется пропорционально доле субъекта Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

11. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по вновь отобранным проектам мелиорации на соответствующий финансовый год (Ni) определяется по формуле:

где:

Mij - стоимость каждого из проектов мелиорации, прошедших отбор проектов мелиорации, в i-м субъекте Российской Федерации при реализации j-го мероприятия из числа мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил (тыс. рублей);

Yi - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета (в процентах), определенный в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил формирования субсидий;

k - процент возмещения части затрат на реализацию проектов мелиорации в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

12. При расчете размера субсидии, предоставляемой в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению получателям средств части затрат, связанных с реализацией предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил мероприятий, применяется предельный размер стоимости работ на один гектар площади земель для указанных мероприятий, устанавливаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

13. При распределении субсидий между субъектами Российской Федерации размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в финансовом году не может превышать размер средств на исполнение в очередном финансовом году расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.

Распределение субсидий на очередной финансовый год осуществляется в первую очередь субъектам Российской Федерации на реализуемые в соответствии с ранее заключенными соглашениями проекты мелиорации, которые содержат мероприятия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, требующие софинансирования из федерального бюджета в очередном финансовом году.

14. В случае увеличения в текущем финансовом году бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидий расчет размера субсидии осуществляется на основании данных, применяемых при расчете размера субсидии на соответствующий финансовый год, с учетом пунктов 4 и 5 и в соответствии с пунктами 9 - 12 настоящих Правил.

15. В случае отсутствия у субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году потребности в субсидии бюджетные ассигнования на предоставление субсидии такому субъекту Российской Федерации перераспределяются между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами, на основании письменных обращений исполнительных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий регионального проекта.

Перераспределение бюджетных ассигнований осуществляется с учетом пунктов 4 и 5 и в соответствии с пунктами 9 - 12 настоящих Правил, абзацем первым настоящего пункта и с учетом кассового освоения субсидий на мероприятия региональных проектов текущего года.

16. Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основе достижения значений следующих результатов использования субсидии:

а) по мероприятиям, указанным в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, - площадь введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экспортно ориентированной сельскохозяйственной продукции за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования (тыс. гектаров);

б) по мероприятиям, указанным в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, - площадь вовлеченных в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий для выращивания экспортно ориентированной сельскохозяйственной продукции за счет проведения культуртехнических мероприятий (тыс. гектаров).

17. Субсидии предоставляются на основании соглашений, подготавливаемых (формируемых) и заключаемых с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение результата использования субсидии и увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, не допускается, за исключением случаев сокращения размера субсидии.

18. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

19. Возврат средств субъектами Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, в части, касающейся достижения значений результатов использования субсидии, включая порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата и основания для освобождения субъектов Российской Федерации от возврата средств, осуществляется в соответствии с пунктами 16 - 18 и 20 Правил формирования субсидий.

20. В целях мониторинга хода реализации проектов мелиорации субъект Российской Федерации на основе планов реализации, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящих Правил, формирует отчеты о реализации проектов мелиорации.

Форма, сроки и порядок представления отчетов о реализации проектов мелиорации утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

21. Эффективность использования субсидий оценивается ежеквартально и ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании сравнения значений результатов использования субсидии, установленных соглашениями и фактически достигнутых субъектами Российской Федерации, в соответствии с методикой, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

22. Субъект Российской Федерации обеспечивает полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

23. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.".