8. Федерализм и повышение эффективности государственной поддержки Севера
В долгосрочной перспективе предполагается постепенное перенесение функций государственной поддержки различных объектов (базовых предприятий, рынков труда, коренных малочисленных народов Севера, северного завоза и др.) на региональный уровень.
В настоящее время можно условно разделить районы Севера на 3 группы: активно развивающиеся, депрессивные и экономически неразвитые. Формы, методы и приоритеты государственной поддержки будут различны в каждой из этих групп:
для первой группы (Ямало - Ненецкий и Ханты - Мансийский автономные округа, Республика Коми, Республика Саха (Якутия) и др.) - это помощь, стимулирующая повышение эффективности региональной экономики, косвенные меры поддержки (гарантирование кредитов иностранных и российских банков, инвестиционные налоговые кредиты и др.) и регулирования региональных рынков;
для второй группы (Республика Карелия, Магаданская область и другие территории с депрессивным состоянием горнодобывающей, лесной и рыбной промышленности) - частично прямая государственная финансовая поддержка и значительные косвенные меры поддержки, направленные на решение наиболее острых проблем производства и жизнеобеспечения;
для третьей группы (Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Бурятия, Читинская область, ряд автономных округов) - значительная прямая государственная финансовая поддержка социальной сферы и систем жизнеобеспечения с одновременной стимуляцией развития местного экономического потенциала.
Селективность государственной поддержки предполагает переход от обобщенного приравнивания территорий к районам Крайнего Севера к дифференциации по конкретным критериям (особенности расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, особые условия завоза продукции и другие экономико - географические факторы). Это позволит в зависимости от выбора конкретного критерия сделать более гибким и адресным предоставление средств государственной поддержки.
Для повышения эффективности государственной поддержки федеральный центр должен выступать более активным регулятором взаимодействия северных и южных районов страны в вопросах расселения и миграции населения, развертывания вахтового метода организации работ, обеспечения поставок продукции и др. Усиление этого взаимодействия имеет огромное значение для будущего Российской Федерации и ее северных районов. Особого внимания требует регулирование деятельности вертикально - интегрированных компаний, которые выполняют роль доноров федерального бюджета, но пока слабо участвуют в социально - экономическом развитии самих северных территорий.
Чтобы в перспективе перейти к развитию, опирающемуся в значительно большей степени на силы самих северных районов, необходимо задействовать внутренние источники финансирования важнейших программ государственной поддержки. Таким источником является ресурсная база Севера, которая должна стать основой формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в результате внесения соответствующих изменений в межбюджетные отношения.
Необходимо усилить роль рентных платежей за пользование природными ресурсами и дифференцировать размеры этих платежей с учетом конкретных характеристик природных ресурсов и объектов. Новая система рентных налогов обеспечит переход к более прозрачной системе финансовых отношений северных территорий и федерального центра, что позволит в перспективе отказаться от практики предоставления многим территориям льготных условий по налоговым и бюджетным режимам.
Указанные меры будут осуществляться в рамках соглашений о разделе продукции для новых и истощенных старых месторождений. Наряду с этим необходимо радикально усовершенствовать современную систему природопользования, в первую очередь в вопросах разграничения сфер управления природными ресурсами между федеральным центром и северными территориями.