2. Государственное регулирование рынков труда, трансформация социально - трудовых отношений и оптимизация численности населения в районах Севера
2. Государственное регулирование рынков труда, трансформация социально - трудовых отношений и оптимизация численности населения в районах Севера
Цель государственного регулирования рынков труда в районах Севера состоит в рационализации структуры занятости и численности населения посредством воздействия на миграционные потоки.
В краткосрочной перспективе необходимы целенаправленные усилия государства по регулированию процессов миграции. Со временем уровень организованной миграции с привлечением прямой государственной поддержки будет уменьшаться, а самостоятельной - возрастать при косвенном государственном регулировании путем создания системы экономических стимулов. В долгосрочной перспективе механизмы рынка смогут при минимальном участии государства регулировать миграционные потоки с Севера и на Север.
Формы и методы достижения этой цели определены в Концепции формирования трудовых ресурсов северных районов. В соответствии с ней принципиально новых подходов требует вся система привлечения населения для работы в северных районах.
Удовлетворение потребности в рабочей силе в значительной мере должно осуществляться за счет проживающего в северных районах населения, адаптированного к суровым условиям, а не за счет притока мигрантов из других регионов страны. Широкое применение должны получить срочные трудовые договора и вахтовый метод организации работы в районах Севера с экстремальными природно - климатическими условиями.
Государственная поддержка миграции из районов Севера поможет пенсионерам, инвалидам и безработным переселиться в благоприятные для проживания и трудовой деятельности регионы. При реализации соответствующих мероприятий необходимо учитывать основные положения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации. В приоритетном порядке будет оказываться помощь при выезде нетрудоспособных граждан и безработных из арктических районов, а также жителей ликвидируемых населенных пунктов. Усилится государственная поддержка переселения граждан путем предоставления жилищных сертификатов как наиболее адресной и прогрессивной формы, при этом будет последовательно возрастать доля жилья, приобретаемого на рынке недвижимости.
Совершенствование системы северных гарантий и компенсаций предусматривает их сохранение для проживающего в районах Севера населения, а также возмещение лицам, работающим и проживающим в регионе, удорожания стоимости жизни по сравнению со среднероссийскими показателями.
В то же время предстоит пересмотреть виды и размеры действующих гарантий и компенсаций, порядок их финансирования, а также установить ограниченный круг гарантий и компенсаций для граждан, работающих в районах с дискомфортными условиями проживания. Исходной базой для осуществления территориального регулирования оплаты труда и предоставления социально - трудовых гарантий и компенсаций должно стать новое районирование северных территорий по природно - климатическим условиям. По мере стабилизации экономики районные коэффициенты предполагается заменить на индексацию заработной платы, пропорциональную региональному удорожанию стоимости жизни по сравнению со среднероссийскими показателями.
Изменение принципов территориального регулирования заработной платы предполагает раздельный подход в решении этих вопросов для организаций различных форм собственности. В организациях бюджетной сферы будет сохранен действующий в настоящее время порядок установления районных коэффициентов и процентных надбавок с периодическим пересмотром основного оклада исходя из величины прожиточного минимума в конкретных районах. Покрытие затрат бюджетных организаций будет производиться за счет средств соответствующих бюджетов. В организациях внебюджетного сектора экономики основой оплаты труда должна стать тарифная ставка (оклад), устанавливаемая с учетом величины прожиточного минимума и минимальной тарифной ставки (оклада), предусмотренной тарифным соглашением для данного района. Покрытие затрат внебюджетных организаций по компенсации работникам удорожания стоимости жизни на Севере будет производиться за счет отнесения затрат на себестоимость продукции (услуг) этих организаций.
В перспективе намечается перейти к установлению минимальной заработной платы, размеров гарантий и компенсаций, дифференцированных по субъектам Российской Федерации исходя из реального прожиточного минимума и уровня средней заработной платы, сложившихся в конкретном субъекте Российской Федерации и его территориально - административных образованиях. При этом выплаты, произведенные в соответствии с районными коэффициентами, войдут в основную оплату труда.
Процентные надбавки к заработной плате, ранее применявшиеся в целях привлечения работников в районы Севера, в современных условиях потеряли экономический смысл. При необходимости привлечения специалистов в эти районы по срочному трудовому контракту требуется сохранить выплату процентных надбавок в течение 3-летнего периода адаптации работника к природно - климатическим условиям.
В краткосрочном периоде договорные трудовые отношения будут повсеместно внедрены в организациях государственного и рыночного секторов. Государство гарантирует выплату районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы на Севере бюджетникам. Для большинства северных районов будут разработаны потребительские корзины. Начнется постепенная трансформация системы гарантий и компенсаций северянам.
В среднесрочной перспективе будет более широко задействован вахтовый метод организации работ. Продолжится процесс реформирования системы гарантий и компенсаций северянам. Будет сформирована система мер прямой и косвенной государственной поддержки самовыезда граждан из районов Севера.
В долгосрочной перспективе эффективно функционирующий рынок труда в значительной степени сможет обеспечить северянам занятость и условия для поддержания нормального жизнеобеспечения. Будет полностью сформирована целостная система компенсаций и гарантий, адекватная рыночным требованиям.