ПРАВИЛА
ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ НА ОКАЗАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ, ОТНЕСЕННЫХ
К ПОЛНОМОЧИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1. Настоящие Правила определяют:
порядок формирования и утверждения государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти (далее соответственно - федеральный социальный заказ, государственная услуга в социальной сфере);
органы власти, уполномоченные на формирование федеральных социальных заказов;
право уполномоченных органов передать полномочия по отбору исполнителей государственных услуг в социальной сфере (далее - исполнитель услуг) и заключению соглашений в целях исполнения федеральных социальных заказов или полномочие по заключению соглашений в целях исполнения федеральных социальных заказов органам власти, уполномоченным на формирование федеральных социальных заказов;
правила взаимодействия уполномоченных органов и органов власти, уполномоченных на формирование федеральных социальных заказов;
форму и структуру федерального социального заказа;
правила выбора способа (способов) определения исполнителя услуг из числа способов, установленных частью 3 статьи 7 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон)";
правила внесения изменений в федеральные социальные заказы;
правила осуществления уполномоченным органом контроля за оказанием государственных услуг в социальной сфере.
Под уполномоченным органом в целях настоящих Правил понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, утверждающий федеральный социальный заказ и обеспечивающий предоставление государственных услуг потребителям государственных услуг в социальной сфере (далее - потребители услуг) в соответствии с показателями, характеризующими качество оказания государственных услуг в социальной сфере и (или) объем оказания таких услуг и установленными федеральным социальным заказом.
Иные понятия, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, указанных в Федеральном законе.
2. Федеральные социальные заказы формируются в соответствии с настоящими Правилами по направлениям деятельности, определенным частями 2 и 2(1) статьи 28 Федерального закона, соответствующими федеральными органами исполнительной власти, являющимися уполномоченными органами, а также органами власти, уполномоченными на формирование федеральных социальных заказов, указанными в пункте 3 настоящих Правил.
3. При формировании федерального социального заказа федеральные органы исполнительной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителя федерального бюджетного или автономного учреждения, оказывающего государственные услуги в социальной сфере, включенные в федеральный социальный заказ, и главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, оказывающие государственные услуги в социальной сфере, включенные в федеральный социальный заказ, предоставляют в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил уполномоченному органу сведения об объеме оказания государственных услуг в социальной сфере, оказываемых на основании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание), утвержденного федеральному государственному учреждению.
4. Федеральный социальный заказ формируется в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
5. Информация об объеме оказания государственных услуг в социальной сфере включается в федеральный социальный заказ на основании данных об объеме оказываемых государственных услуг в социальной сфере, включенных в обоснования бюджетных ассигнований, формируемые главными распорядителями средств федерального бюджета в соответствии с порядком формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, определенным Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
6. Федеральный социальный заказ может быть сформирован в отношении укрупненной государственной услуги в социальной сфере (далее - укрупненная государственная услуга), под которой для целей настоящих Правил понимается несколько государственных услуг в социальной сфере, соответствующих одному и тому же виду кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и объединенных по решению уполномоченного органа в соответствии с содержанием государственной услуги в социальной сфере и (или) условиями (формами) оказания государственной услуги в социальной сфере, в случае принятия уполномоченным органом решения о формировании федерального социального заказа в отношении укрупненных государственных услуг.
7. Федеральный социальный заказ формируется по форме согласно приложению в процессе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на срок, соответствующий установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации сроку (предельному сроку) оказания государственной услуги в социальной сфере, в соответствии со следующей структурой:
а) общие сведения о федеральном социальном заказе в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода, приведенные в разделе I приложения к настоящим Правилам, который содержит следующие подразделы:
общие сведения о федеральном социальном заказе на очередной финансовый год, приведенные в подразделе 1 раздела I приложения к настоящим Правилам;
общие сведения о федеральном социальном заказе на первый год планового периода, приведенные в подразделе 2 раздела I приложения к настоящим Правилам;
общие сведения о федеральном социальном заказе на второй год планового периода, приведенные в подразделе 3 раздела I приложения к настоящим Правилам;
общие сведения о федеральном социальном заказе на срок оказания государственных услуг в социальной сфере за пределами планового периода, приведенные в подразделе 4 раздела I приложения к настоящим Правилам;
б) сведения об объеме оказания государственной услуги в социальной сфере (укрупненной государственной услуги) в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода, приведенные в разделе II приложения к настоящим Правилам, который содержит следующие подразделы:
сведения об объеме оказания государственной услуги в социальной сфере (государственных услуг в социальной сфере, составляющих укрупненную государственную услугу) на очередной финансовый год, приведенные в подразделе 1 раздела II приложения к настоящим Правилам;
сведения об объеме оказания государственной услуги в социальной сфере (государственных услуг в социальной сфере, составляющих укрупненную государственную услугу), на первый год планового периода, приведенные в подразделе 2 раздела II приложения к настоящим Правилам;
сведения об объеме оказания государственной услуги в социальной сфере (государственных услуг в социальной сфере, составляющих укрупненную государственную услугу), на второй год планового периода, приведенные в подразделе 3 раздела II приложения к настоящим Правилам;
сведения об объеме оказания государственной услуги в социальной сфере (государственных услуг в социальной сфере, составляющих укрупненную государственную услугу), на срок оказания государственной услуги за пределами планового периода, приведенные в подразделе 4 раздела II приложения к настоящим Правилам;
в) сведения о показателях, характеризующих качество оказания государственной услуги в социальной сфере (государственных услуг в социальной сфере, составляющих укрупненную государственную услугу), в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода, приведенные в разделе III приложения к настоящим Правилам.
8. Подразделы 2 - 4 раздела I и подразделы 2 - 4 раздела II приложения к настоящим Правилам формируются с учетом срока (предельного срока) оказания государственной услуги в социальной сфере (государственных услуг в социальной сфере, составляющих укрупненную государственную услугу), установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Федеральный социальный заказ утверждается уполномоченным органом не позднее 15 рабочих дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период путем его подписания усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени уполномоченного органа.
10. Показатели, характеризующие объем оказания государственной услуги в социальной сфере, определяются органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, на основании:
а) прогнозируемой динамики количества потребителей услуг;
б) уровня удовлетворенности существующим объемом оказания государственных услуг в социальной сфере;
в) отчета об исполнении федерального социального заказа, формируемого уполномоченным органом в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона в отчетном финансовом году.
11. Внесение изменений в утвержденный федеральный социальный заказ осуществляется в случае:
изменения значений показателей, характеризующих объем оказания государственной услуги в социальной сфере;
изменения способа исполнения федерального социального заказа и перераспределения объема оказания государственной услуги в социальной сфере по результатам отбора исполнителей услуг в соответствии со статьей 9 Федерального закона;
изменения сведений, включенных в форму федерального социального заказа, приведенную в приложении к настоящим Правилам.
В случае внесения изменений в утвержденный федеральный социальный заказ формируется новый федеральный социальный заказ (с учетом внесенных изменений) в соответствии с настоящими Правилами.
12. Уполномоченным органом осуществляется выбор способа определения исполнителей услуг из числа способов, установленных частью 3 статьи 7 Федерального закона, если такой способ не определен федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, исходя из оценки значений следующих показателей, проводимой в установленном им порядке (с учетом критериев оценки, содержащихся в указанном порядке):
а) доступность государственных услуг в социальной сфере, оказываемых государственными учреждениями, для потребителей услуг;
б) количество юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, соответствующие тем же видам деятельности в соответствии со сведениями о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, содержащимися соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, что и планируемая к оказанию государственная услуга в социальной сфере.
13. По результатам оценки уполномоченным органом значений показателей, указанных в пункте 12 настоящих Правил:
значение показателя, указанного в подпункте "а" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "низкая" либо к категории "высокая";
значение показателя, указанного в подпункте "б" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "значительное" либо к категории "незначительное".
Показатели, предусмотренные настоящим пунктом, подлежат общественному обсуждению на заседаниях общественного совета, созданного при уполномоченном органе, в соответствии с Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - общественный совет).
14. В случае если значение показателя, указанного в подпункте "а" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "низкая", а значение показателя, указанного в подпункте "б" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "незначительное", уполномоченный орган принимает решение о формировании государственного задания в целях исполнения федерального социального заказа.
В случае если на протяжении 2 лет подряд, предшествующих дате формирования федерального социального заказа, значение показателя, указанного в подпункте "а" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "низкая", а значение показателя, указанного в подпункте "б" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "незначительное", уполномоченный орган выносит на заседание общественного совета вопрос об одобрении продолжения формирования государственного задания в целях исполнения федерального социального заказа.
В случае если значение показателя, указанного в подпункте "б" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "значительное", уполномоченный орган принимает решение об осуществлении отбора исполнителей услуг в целях исполнения федерального социального заказа вне зависимости от значения показателя, указанного в подпункте "а" пункта 12 настоящих Правил.
В случае если значение показателя, указанного в подпункте "а" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "высокая", а значение показателя, указанного в подпункте "б" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "незначительное", и в отношении государственных услуг в социальной сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации проводится независимая оценка качества условий оказания государственных услуг в социальной сфере организациями в установленных сферах, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений о способе исполнения федерального социального заказа на основании определенных по результатам такой оценки за последние 3 года показателей удовлетворенности условиями оказания государственных услуг в социальной сфере:
если указанные показатели составляют от 0 процентов до 51 процента (включительно), - решение о проведении отбора исполнителей услуг либо об обеспечении его осуществления в целях исполнения федерального социального заказа;
если указанные показатели составляют от 51 процента до 100 процентов, - решение о формировании государственного задания в целях исполнения федерального социального заказа.
В случае если значение показателя, указанного в подпункте "а" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "высокая", а значение показателя, указанного в подпункте "б" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "незначительное", и в отношении государственных услуг в социальной сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации независимая оценка качества условий оказания государственных услуг в социальной сфере не проводится, уполномоченный орган принимает решение о формировании государственного задания в целях исполнения федерального социального заказа.
В случае если на протяжении 2 лет подряд, предшествующих дате формирования федерального социального заказа, с учетом решения, принятого уполномоченным органом в соответствии с абзацем седьмым настоящего пункта, значение показателя, указанного в подпункте "а" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "высокая", а значение показателя, указанного в подпункте "б" пункта 12 настоящих Правил, относится к категории "незначительное", уполномоченный орган рассматривает на заседании общественного совета вопрос о необходимости (об отсутствии необходимости) изменения способа определения исполнителей услуг в целях исполнения федерального социального заказа.
15. Сведения о федеральном социальном заказе включаются в реестр федеральных социальных заказов, ведение и размещение которого на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
16. В случаях, предусмотренных частью 7 статьи 9 Федерального закона, в целях заключения соглашений, предусмотренных частью 7 статьи 6 Федерального закона, уполномоченный орган передает полномочие по заключению таких соглашений с исполнителями услуг органам власти, уполномоченным на формирование федеральных социальных заказов.
17. Уполномоченный орган в соответствии с формой отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 1891 "О порядке формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, о форме и сроках формирования отчета об их исполнении", формирует отчет об исполнении федерального социального заказа по итогам исполнения федерального социального заказа за 9 месяцев текущего финансового года, а также отчет об исполнении федерального социального заказа в отчетном финансовом году в течение 14 дней со дня предоставления исполнителями услуг и органами власти, уполномоченными на формирование федеральных социальных заказов, соответственно отчетов об исполнении соглашений, предусмотренных частью 6 статьи 9 Федерального закона (далее - соглашение), и сведений о достижении показателей, характеризующих качество и (или) объем оказания государственной услуги в социальной сфере, включенных в отчеты о выполнении государственного задания федеральных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы власти, уполномоченные на формирование федеральных социальных заказов, либо которые находятся в ведении указанных органов.
18. Отчет об исполнении федерального социального заказа в отчетном финансовом году формируется не позднее 1 апреля финансового года, следующего за отчетным годом, и подлежит размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 рабочих дней со дня формирования такого отчета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
19. Контроль за оказанием государственных услуг в социальной сфере осуществляет уполномоченный орган посредством проведения плановых и внеплановых проверок (далее - проверки).
В случае если утвержденным федеральным социальным заказом установлен объем оказания государственных услуг в социальной сфере на основании государственного задания, правила осуществления контроля за оказанием государственных услуг в социальной сфере федеральными государственными учреждениями, оказывающими услуги в социальной сфере в соответствии с федеральным социальным заказом, определяются пунктом 48 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
В случаях, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, внеплановая проверка оказания государственных услуг в социальной сфере на основании государственного задания федеральным государственным учреждением, в отношении которого уполномоченный орган, утвердивший федеральный социальный заказ, не осуществляет функции и полномочия учредителя, может быть инициирована этим уполномоченным органом.
20. Предметом контроля за оказанием государственных услуг в социальной сфере исполнителями услуг, не являющимися федеральными государственными учреждениями, является достижение показателей, характеризующих качество и (или) объем оказания государственной услуги в социальной сфере, включенной в федеральный социальный заказ, а также соблюдение положений нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, а при отсутствии такого нормативного правового акта - требований к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленных уполномоченным органом.
21. Целями осуществления контроля за оказанием государственных услуг в социальной сфере исполнителями услуг, не являющимися федеральными государственными учреждениями, является обеспечение достижения исполнителями услуг показателей, характеризующих качество и (или) объем оказания государственной услуги в социальной сфере, определенных соглашением, а также соблюдения исполнителем услуг положений нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, а при отсутствии такого нормативного правового акта - требований к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленных уполномоченным органом.
22. Уполномоченным органом проводятся плановые проверки в соответствии с утвержденным им планом проведения плановых проверок на соответствующий финансовый год, но не чаще одного раза в 2 года в отношении одного исполнителя услуг, а также в течение срока исполнения соглашения мониторинг соблюдения исполнителем услуг положений нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, а при отсутствии такого нормативного правового акта - требований к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в соответствии с утвержденным уполномоченным органом планом проведения такого мониторинга, используемый в целях формирования плана проведения плановых проверок на соответствующий финансовый год.
23. Внеплановые проверки проводятся на основании приказа (распоряжения) уполномоченного органа в следующих случаях:
а) в связи с обращениями и требованиями контрольно-надзорных и правоохранительных органов Российской Федерации;
б) в связи с поступлением в уполномоченный орган заявления потребителя услуг о неоказании или ненадлежащем оказании государственных услуг в социальной сфере исполнителем услуг.
24. Проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, под которыми в целях настоящих Правил понимаются проверки, проводимые по месту нахождения уполномоченного органа на основании отчетов об исполнении соглашений, представленных исполнителями услуг, а также иных документов, представленных по запросу уполномоченного органа;
б) на выездные проверки, под которыми в целях настоящих Правил понимаются проверки, проводимые по месту нахождения исполнителя услуг.
25. Срок проведения проверки определяется приказом (распоряжением) уполномоченного органа и должен составлять не более 15 рабочих дней со дня начала проверки и по решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней.
26. Уполномоченный орган ежегодно, до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, утверждает план проведения плановых проверок на соответствующий финансовый год и до 31 января года, в котором планируется проводить плановые проверки, размещает указанный план на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченный орган уведомляет исполнителя услуг о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления исполнителю услуг уведомления о проведении плановой проверки в соответствии с планом проведения плановых проверок на соответствующий финансовый год заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени уполномоченного органа, и направленного по адресу электронной почты исполнителя услуг, или иным доступным способом.
Уполномоченный орган уведомляет исполнителя услуг о проведении внеплановой проверки в день подписания приказа (распоряжения) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки посредством направления копии приказа (распоряжения) уполномоченного органа исполнителю услуг заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени уполномоченного органа, и направленного по адресу электронной почты исполнителя услуг, или иным доступным способом.
27. Результаты проведения проверки отражаются в акте проверки и подтверждаются документами (копиями документов на бумажных носителях и (или) в электронном виде), объяснениями (пояснениями) должностных лиц исполнителя услуг, а также другими материалами.
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту проверки.
В зависимости от формы проведения проверки в акте проверки указывается место проведения проверки.
28. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проведения проверки, указываются в том числе:
а) положения нормативных правовых актов, которые были нарушены;
б) период, к которому относится выявленное нарушение.
29. Результатами осуществления контроля за оказанием государственных услуг в социальной сфере исполнителями услуг, не являющимися федеральными государственными учреждениями, являются:
а) определение соответствия фактических значений, характеризующих качество и (или) объем оказания государственной услуги, плановым значениям, установленным соглашением;
б) анализ причин отклонения фактических значений, характеризующих качество и (или) объем оказания государственной услуги, от плановых значений, установленных соглашением;
в) определение соблюдения исполнителем услуг положений нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, а при отсутствии такого нормативного правового акта - требований к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленных уполномоченным органом;
г) анализ причин несоблюдения исполнителем услуг положений нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, а при отсутствии такого нормативного правового акта - требований к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленных уполномоченным органом.
30. Устранение нарушений, выявленных в ходе проверки, осуществляется в соответствии с планом мероприятий по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности, который составляется исполнителем услуг, утверждается его руководителем и должен содержать перечень выявленных нарушений, меры, принимаемые для их устранения и предупреждения в дальнейшей деятельности, сроки выполнения указанных мер и ответственных исполнителей.
31. Материалы по результатам проверки, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе ее осуществления, хранятся уполномоченным органом не менее 5 лет.
32. На основании акта проверки уполномоченный орган:
а) принимает меры по обеспечению достижения плановых значений, характеризующих качество и (или) объем оказания государственной услуги в социальной сфере, установленных соглашением;
б) принимает меры по обеспечению соблюдения исполнителем услуг положений нормативного правового акта, устанавливающего стандарт (порядок) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, а при отсутствии такого нормативного правового акта - требований к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, установленных уполномоченным органом;
в) принимает решение о возврате средств субсидии в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в случаях, установленных соглашением;
г) принимает в установленном Правительством Российской Федерации порядке решение о возмещении вреда, причиненного жизни и (или) здоровью потребителя услуг за счет не использованного исполнителем услуг остатка субсидии, подлежащего выплате исполнителю услуг, в случае если по результатам проверки был установлен факт неоказания государственной услуги в социальной сфере или ненадлежащего ее оказания, которое заключается в недостижении исполнителем услуг объема оказания такой услуги потребителю услуг и (или) нарушении стандарта (порядка) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере или требований к условиям и порядку оказания такой услуги, повлекших причинение вреда жизни и здоровью потребителя;
д) принимает решение о расторжении соглашения в случае выявления более 3 фактов превышения исполнителем услуг отклонений от показателей, характеризующих качество и (или) объем оказания государственной услуги в социальной сфере, установленных соглашением.