Приложение 6. ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Приложение N 6
к государственной программе
Российской Федерации "Обеспечение
доступным и комфортным жильем
и коммунальными услугами граждан
Российской Федерации"
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ
ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Настоящие Правила устанавливают цель, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства, в рамках федерального проекта "Жилье" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее соответственно - федеральный проект, проект по развитию территорий, субсидии).
Проект по развитию территорий включает в себя перечень мероприятий по обеспечению земельных участков объектами транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.
2. Субсидии предоставляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до указанного Министерства как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил.
3. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии;
в) заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).
4. Для участия в федеральном проекте высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку на участие в федеральном проекте по форме и в порядке, которые утверждаются указанным Министерством (далее - заявка).
Организацию приема и рассмотрения заявок обеспечивает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с привлечением в установленном порядке подведомственной организации.
5. Субсидии предоставляются на реализацию проектов по развитию территорий, соответствующих следующим критериям:
а) наличие утвержденного проекта планировки территории или решения о разработке проекта планировки территории;
б) наличие карты (фрагмента карты) планировочной структуры территории соответствующего муниципального образования с отображением границ территории проекта по развитию территорий, объектов капитального строительства, реализуемых в рамках федерального проекта;
в) наличие документов, подтверждающих планируемое строительство жилья в объеме, заявленном субъектом Российской Федерации в рамках проекта по развитию территорий в очередном финансовом году (разрешений на строительство многоквартирных домов и (или) уведомлений о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства и (или) иных документов);
г) наличие описания проекта по развитию территорий с указанием наименования и срока реализации, общего объема и сроков ввода жилья в рамках проекта.
6. Субсидии могут быть направлены на следующие цели:
а) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на строительство и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов инженерной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий, а также на обеспечение такими объектами земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;
б) возмещение затрат (части затрат) на выплату платы концедента по концессионным соглашениям на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, заключенным в целях реализации проектов по развитию территорий;
в) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях реализации проектов по развитию территорий;
г) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в целях реализации проектов по развитию территорий, финансирование которых осуществлялось в рамках федерального проекта по 2021 год включительно;
д) строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий;
е) строительство (реконструкция) объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в том числе магистральных сетей, в целях реализации проектов по развитию территорий.
7. Совокупный размер средств субсидии, направляемых в соответствии с подпунктом "е" пункта 6 настоящих Правил, в рамках одного проекта по развитию территорий не может превышать 8 тыс. рублей в расчете на 1 кв. метр общей площади жилых помещений, подлежащих вводу в эксплуатацию в рамках такого проекта согласно заявке.
Не допускается предоставление субсидии на цели, указанные в подпунктах "а" - "в" и "е" пункта 6 настоящих Правил, в связи с реализацией мероприятий в отношении одного и того же объекта капитального строительства в пределах одного финансового года.
8. Возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками, производится:
из расчета предусмотренной кредитным договором процентной ставки, но не более 70 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на каждую дату начисления банком процентов по кредитному договору;
при условии, что предметом кредитного договора является предоставление кредита на строительство и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов инженерной инфраструктуры;
при условии своевременного исполнения заемщиками текущих обязательств в сроки и объемах, которые установлены графиком погашения кредита и уплаты процентов по нему.
Возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредиту, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не производится.
9. При планировании направления субсидии на цель, предусмотренную подпунктом "а" пункта 6 настоящих Правил, субъекты Российской Федерации одновременно с заявкой представляют следующие документы:
а) заявление заемщика о возмещении затрат (части затрат) на уплату процентов по кредиту, составленное в свободной форме;
б) копия кредитного договора, заверенная кредитной организацией, выдавшей кредит;
в) выписка из ссудного счета о получении кредита, график погашения кредита и уплаты процентов по нему;
г) расчет размера средств на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредиту до 2024 года включительно;
д) справка налогового органа об отсутствии у заемщика - юридического лица просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды. Справка формируется на дату не ранее чем за 3 месяца до даты подачи заявки.
10. Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный перечень документов и сведений, запрашиваемых у заемщика для направления субсидии на цель, предусмотренную подпунктом "а" пункта 6 настоящих Правил, а также сроки их представления.
11. При планировании направления субсидии на цель, предусмотренную подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил, одновременно с заявкой представляются следующие документы:
а) расчет размера средств на возмещение затрат (части затрат) на выплату платы концедента по концессионному соглашению до 2024 года включительно;
б) копия заключенного концессионного соглашения, предусматривающего в том числе выплату платы концедента по концессионному соглашению.
12. При планировании направления субсидии на цель, предусмотренную подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, субъектами Российской Федерации одновременно с заявкой представляются следующие документы:
расчет размера средств на оплату договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
копия договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе график платежей по такому договору;
акт сверки взаиморасчетов, подписанный сторонами договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Направление субсидии на оплату задолженности по договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не производится.
13. При планировании направления субсидий на цели, предусмотренные подпунктами "г" - "е" пункта 6 настоящих Правил, субъектами Российской Федерации одновременно с заявкой в отношении каждого объекта капитального строительства представляются следующие сведения и документы:
а) наименование объекта капитального строительства, технологические параметры, сроки ввода в эксплуатацию;
б) размер бюджетных ассигнований федерального бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, планируемых на финансирование строительства объекта капитального строительства;
в) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства;
г) документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка проектной документации является обязательной;
д) титульный список вновь начинаемых и (или) переходящих объектов капитального строительства, утвержденный заказчиком;
е) документы, содержащие оценку эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проводимую в соответствии с Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения".
14. В случае отсутствия проектной документации по объекту капитального строительства, строительство которого планируется осуществлять в 2022 - 2024 годах, при планировании направления субсидий на цели, предусмотренные подпунктами "г" - "е" пункта 6 настоящих Правил, одновременно с заявкой представляется только копия утвержденного задания на проектирование.
15. Предоставление субсидии на цели, указанные в подпунктах "г" - "е" пункта 6 настоящих Правил, осуществляется после представления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявки и документов, указанных в пункте 13 настоящих Правил.
16. Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.11.2020 N 1785.
Адресный (пообъектный) перечень объектов капитального строительства, софинансирование строительства (реконструкции) которых осуществляется за счет субсидии в текущем году, утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления субсидий (далее - адресный (пообъектный) перечень).
В адресный (пообъектный) перечень могут быть внесены изменения, которые утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Предложения о внесении указанных изменений представляются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не позднее 1 сентября года предоставления субсидии одновременно с документами и сведениями, предусмотренными пунктом 13 настоящих Правил, в отношении каждого объекта.
В случае необходимости внесения изменений в проектную документацию объекта капитального строительства, включенного в адресный (пообъектный) перечень, техническое задание на подготовку изменений в проектную документацию согласовывается с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации повторно представляются документы и сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящих Правил, по такому объекту капитального строительства.
17. Субсидия распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации на 2021 - 2024 годы на основании заявок в следующем порядке:
а) бюджетные ассигнования в размере 30 процентов общего объема средств федерального бюджета, предусмотренных паспортом федерального проекта на соответствующий финансовый год, - между бюджетами субъектов Российской Федерации, уровень бюджетной обеспеченности которых меньше значения 0,75, на основании коэффициента результативности использования субсидии, определяемого по каждому проекту по развитию территорий, включенному в заявку, по формуле, приведенной в подпункте "в" настоящего пункта;
б) бюджетные ассигнования в размере 70 процентов общего объема средств федерального бюджета, предусмотренных паспортом федерального проекта на соответствующий финансовый год, - между бюджетами субъектов Российской Федерации, уровень бюджетной обеспеченности которых больше значения 0,75, на основании коэффициента результативности использования субсидии, определяемого по каждому проекту по развитию территорий, включенному в заявку, по формуле, приведенной в подпункте "в" настоящего пункта;
в) коэффициент результативности использования субсидии (Ki) по каждому проекту по развитию территорий, включенному в заявку, определяется по следующей формуле:
где:
Vi - плановый объем ввода жилья по i-му проекту по развитию территорий в 2021 - 2024 годах;
Si - планируемый субъектом Российской Федерации объем бюджетных расходов на финансирование предлагаемых к софинансированию за счет субсидии мероприятий по реализации i-го проекта по развитию территорий в 2021 - 2024 годах;
Yi - предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил предоставления субсидий.
18. Субсидии распределяются между заявленными субъектами Российской Федерации проектами по развитию территорий, которые соответствуют критериям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, в размере, равном произведению Si и Yi, в порядке убывания коэффициента результативности использования субсидии, начиная с проекта по развитию территорий, имеющего наибольший коэффициент результативности использования субсидии.
Субсидия, предоставляемая бюджету субъекта Российской Федерации, рассчитывается как сумма субсидий, распределенных проектам по развитию территорий, включенным в его заявку и соответствующим критериям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.
В случае если размер субсидии, рассчитанный в отношении проекта по развитию территорий, оказывается больше остатка планируемого объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, образовавшегося после распределения субсидий между проектами, имеющими больший коэффициент результативности использования субсидии, на реализацию такого проекта предоставляется субсидия в размере остатка бюджетных ассигнований.
19. Распределение субсидии между бюджетами субъектов Российской Федерации рассматривается президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, отражается в приложении N 3 к паспорту федерального проекта и утверждается в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
19(1). Допускается распределение субсидии между бюджетами субъектов Российской Федерации в объеме до 5 процентов общего объема субсидии, предусматриваемой на очередной финансовый год, в том числе в целях оказания государственной поддержки в целях реализации мероприятий на территориях приграничных муниципальных образований, включенных в перечень приграничных муниципальных образований, при модернизации социально-экономической сферы которых оказывается приоритетная государственная поддержка, который приведен в приложении N 6 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, при котором положения пунктов 5, 17 и 18 настоящих Правил не применяются. Такое распределение рассматривается президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации и утверждается в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
20. Субсидии, предусмотренные бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год, подлежат перераспределению в следующих случаях:
а) при отсутствии на 1 июля текущего финансового года документов и сведений, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, по объектам капитального строительства, предусмотренным подпунктами "г" - "е" пункта 6 настоящих Правил;
б) при нарушении субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б(1)" пункта 10 Правил предоставления субсидий, в отчетном финансовом году;
в) при отсутствии на 1 июля текущего финансового года документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящих Правил.
21. Размер субсидии, предусмотренный бюджету i-го субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, который подлежит перераспределению (Mi), определяется по следующей формуле:
Mi = SUM Di + Ni + SUM Li,
где:
Di - размер субсидии, предусмотренный в очередном финансовом году на софинансирование строительства (реконструкции) i-го объекта капитального строительства, который подлежит перераспределению в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 20 настоящих Правил;
Ni - размер субсидии, предусмотренный в очередном финансовом году бюджету i-го субъекта Российской Федерации, который подлежит перераспределению в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 20 настоящих Правил;
Li - размер субсидии, предусмотренный в очередном финансовом году i-му проекту по развитию территорий, который подлежит перераспределению в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 20 настоящих Правил.
В случае если размер субсидии, подлежащий перераспределению, превышает размер субсидии, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году, перераспределение субсидии осуществляется в размере, предусмотренном бюджету такого субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.
22. Размер субсидии, предусмотренный на очередной финансовый год бюджету i-го субъекта Российской Федерации, который подлежит перераспределению в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 20 настоящих Правил (Ni), рассчитывается по следующей формуле:
Ni = Ci x (1 - Vфакт / Vплан),
где:
Ci - размер субсидии, предусмотренный бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию федерального проекта в очередном финансовом году;
Vфакт - объем ввода жилья, достигнутый i-м субъектом Российской Федерации в рамках реализации проектов по развитию территорий, предусмотренных соглашением, в очередном финансовом году;
Vплан - объем ввода жилья, установленный i-му субъекту Российской Федерации на очередной финансовый год паспортом федерального проекта в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации.
23. Размер субсидии, предусмотренный в очередном финансовом году на реализацию i-го проекта по развитию территорий, который подлежит перераспределению в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 20 настоящих Правил (Li), рассчитывается по следующей формуле:
Li = Ui x (1 - Vпдв / Vплан),
где:
Ui - размер субсидии, предусмотренной на реализацию i-го проекта по развитию территорий в очередном финансовом году;
Vпдв - объем ввода жилья в рамках i-го проекта по развитию территорий, подтвержденный документами, указанными в подпункте "в" пункта 5 настоящих Правил, в текущем финансовом году;
Vплан - объем ввода жилья в рамках i-го проекта по развитию территорий, заявленный субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году.
24. Размер субсидии, определяемый в соответствии с пунктами 21 - 23 настоящих Правил, а также дополнительно выделяемые бюджетные ассигнования на реализацию федерального проекта и невостребованные остатки субсидии, образовавшиеся по результатам реализации федерального проекта, экономия, полученная по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ и услуг, источником обеспечения которых является субсидия, перераспределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации на основании решения президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации и утверждаются в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
25. Допускается установление различных уровней софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии по отдельным мероприятиям (объектам).
26. В случае если размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, на софинансирование которых предоставляется субсидия, не обеспечивает уровень софинансирования из федерального бюджета, определенный в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил предоставления субсидий, размер субсидии подлежит сокращению до размера, обеспечивающего соответствующий уровень софинансирования.
27. Эффективность использования субсидии оценивается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем сравнения фактически достигнутых и плановых значений следующего результата использования субсидии, предусмотренных соглашением, - объем ввода жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации федерального проекта.
28. Отношения, возникающие при нарушении субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания освобождения субъектов Российской Федерации от мер финансовой ответственности регулируются пунктами 16 - 20 Правил предоставления субсидий.
29. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
30. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в порядке и по форме, установленным соглашением, отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.
31. В случае нецелевого использования субсидии субъектом Российской Федерации к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
32. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.