Приложение 10 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА" И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ МЕРОПРИЯТИЙ

Приложение N 10
к федеральной целевой программе
"Пожарная безопасность
в Российской Федерации
на период до 2017 года"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД
ДО 2017 ГОДА" И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ МЕРОПРИЯТИЙ

Настоящие методические рекомендации определяют принципы оценки хода реализации и обоснования результативности и эффективности мероприятий федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" (далее соответственно - мероприятия, Программа).

Обоснование дается по каждому мероприятию, предлагаемому для включения в Программу.

Настоящие методические рекомендации имеют своей целью определить для разработчиков мероприятий общую схему, последовательность и минимальные обязательные требования к разработке и оформлению обоснования результативности и эффективности мероприятий, предлагаемых для включения в Программу.

Требование детального обоснования результативности и эффективности каждого мероприятия определяется необходимостью включения в Программу только тех из них, которые могут быть обеспечены реальными возможностями федерального, региональных и местных бюджетов и могут обеспечить достижение целей Программы с наименьшими финансовыми затратами.

Обоснования результативности и эффективности мероприятий должны удовлетворять требованиям по качеству и полноте информации, комплексности, раздельной оценке результативности и эффективности мероприятий, вариантности мероприятий, этапности и согласованности реализации мероприятий.

Требования к качеству и полноте информации означает предоставление информации по всем установленным показателям, характеризующим результативность и эффективность мероприятий.

Комплексность означает требование обоснования предлагаемого мероприятия с финансовых, социальных, технических, экологических и экономических позиций.

Раздельная оценка результативности и эффективности означает необходимость представления самостоятельного обоснования каждого из этих параметров.

Под результативностью понимается степень достижения конечных целей за счет реализации конкретного мероприятия. Под эффективностью понимается абсолютная и сравнительная экономическая выгодность реализации мероприятия.

Вариантность предполагает представление по каждому мероприятию альтернативных способов его реализации, а также вариантов его финансирования, отличающихся по размеру необходимых средств.

Этапность предполагает представление каждого мероприятия в виде последовательно выполняемых этапов достижения конечной его цели.

Согласованность означает требование обязательного соотнесения мероприятий с аналогичными по целевому характеру, содержанию и результатам заданиями, содержащимися в утвержденных и уже реализуемых федеральных программах, в целях исключения дублирования и параллелизма в решении задач, связанных со снижением рисков и смягчением последствий чрезвычайных ситуаций.

Варианты реализации мероприятий могут отличаться по техническим решениям (использованию альтернативных видов технических средств, применению альтернативных технологий и др.), по объемам и источникам (бюджетные средства, кредиты и др.) требуемых финансовых ресурсов, по времени реализации.

Рассмотрение различных вариантов реализации мероприятий не должно являться самоцелью. Задачей является отбор того варианта мероприятия, который позволит достигнуть цели с наименьшими затратами ресурсов или в более короткие сроки.

Специфика использования технических средств для снижения рисков пожаров определяет необходимость в обосновании мероприятий.

При оценке технических преимуществ вариантов мероприятий необходимо принимать во внимание следующие качественные и количественные характеристики:

надежность, выражающуюся во времени безотказной работы технических средств, прежде всего в экстремальных условиях;

возможность работы в полностью автономном режиме;

степень автоматизации;

наличие или возможность создания системы технического обслуживания и ремонта;

гарантированность бесперебойных и своевременных поставок техники и запасных частей к ней.

Важнейшей характеристикой технических средств должна быть безопасность (отсутствие негативных сопутствующих воздействий) для пострадавшего населения, пожарных и окружающей среды.

Для оценки технических преимуществ должны использоваться параметры, принятые для характеристики надежности, автономности, автоматизации, эффективности технического обслуживания, безопасности и экологичности.

При оценке потребности в средствах, необходимых для финансирования выполнения мероприятий, необходимо руководствоваться следующими требованиями:

рассматривать возможности финансирования мероприятия не только за счет средств бюджетов всех уровней, но и за счет средств других источников (займы, кредиты, средства частных предприятий и др.);

отбирать из всех возможных вариантов финансирования мероприятия тот вариант, который требует минимального размера средств для достижения цели мероприятия;

отдавать предпочтение варианту, требующему наименьшей доли финансирования за счет средств бюджетов всех уровней;

отдавать предпочтение варианту с наименьшей долей средств федерального бюджета в общем объеме бюджетного финансирования мероприятия.

Предложения по использованию средств бюджетов всех уровней должны обосновываться невозможностью или невыгодностью использования средств других (внебюджетных) источников, что должно быть подтверждено расчетами.

Для обоснования необходимости выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на решение поставленной проблемы целесообразно использовать прогноз последствий, ожидаемых в случае непринятия решения. Указанное обоснование должно включать нормативы, по которым осуществлялся расчет финансовых средств, а также сравнение с аналогичными проектами в части объема финансирования.

В соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, в обоснование стоимости каждого мероприятия рекомендуется включать сведения о потенциальных исполнителях мероприятия и о предполагаемой цене их работ.

На финансирование каждого мероприятия должна быть представлена смета.

По каждому мероприятию необходимо представлять следующую сводную информацию о структуре привлекаемых финансовых средств:

размер бюджетных средств в разбивке по бюджетам разных уровней;

размер внебюджетных средств с указанием источников.

По каждому мероприятию следует представить информацию о направлениях использования финансовых средств (инвестиции, прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, прочие нужды).

По каждому мероприятию, в результате реализации которого может быть получена прибыль, следует указать ее предполагаемый размер и сроки получения.

В связи с предъявляемыми требованиями по обоснованности бюджетного финансирования разработчики мероприятий должны иметь достаточно четкие представления о реальных возможностях бюджетов всех уровней и ресурсах внебюджетных фондов, которые могут быть задействованы для финансирования Программы.

По каждому мероприятию должны быть даны конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации мероприятий. При этом под результатами понимается снижение рисков (предотвращение) возможных последствий чрезвычайных ситуаций или смягчение (ликвидация) наступивших последствий чрезвычайных ситуаций.

По каждому конкретному результату мероприятия необходимо давать комплексную оценку его воздействия одновременно на социальные, экологические и экономические последствия пожаров.

Социальные последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими изменение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в зоне реализации мероприятия, а также перечень и масштабы работ по социальной реабилитации населения.

Экологические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими ущерб исходному состоянию окружающей среды (включая природные угодья), а также перечень и объем восстановительных и рекультивационных работ.

Экономические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими снижение экономического и финансового потенциалов территории, находящейся в зоне реализации мероприятия, возможный экономический ущерб от наступления и развития чрезвычайных ситуаций из-за неосуществления мероприятия, а также вероятный размер средств из бюджетов всех уровней, необходимый для ликвидации последствий наступления чрезвычайной ситуации.

Каждое мероприятие должно соответствовать законодательству Российской Федерации и иметь правовое обоснование.

В тех случаях, когда необходимость реализации мероприятия обоснована, но для его реализации нет соответствующей нормативно-правовой базы или имеются препятствия в виде действующих правовых норм, разработчик должен обязательно указать на это обстоятельство в обосновании и включить в структуру мероприятия соответствующие предложения.

Результативность мероприятия понимается как мера соответствия его ожидаемых результатов поставленной цели, степень приближения к этой цели и позитивные воздействия на социальную, демографическую и экологическую ситуацию в зоне реализации мероприятия, а также на определяющие параметры экономического развития этой зоны.

Цель каждого мероприятия вне зависимости от его ориентации должна предполагать достижение конкретных измеряемых результатов.

По каждому мероприятию разработчики должны дать 2 экспертные оценки достижения цели. Первая оценка должна определить, насколько мероприятие исчерпывает поставленную цель и как достигается поставленная цель по годам (этапам) реализации Программы. Вторая оценка должна определить, как (в какой степени) влияет это мероприятие на достижение общей цели Программы. Такая оценка должна производиться государственным заказчиком при наличии первой оценки и использоваться для отбора приоритетных мероприятий.

Ожидаемые результаты реализации мероприятия должны выражаться в конкретном и измеряемом виде по направлениям (социальные, экологические, экономические).

Экономическая эффективность реализации мероприятий в связи со спецификой решаемых проблем может быть представлена как экономическая эффективность снижения риска или предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и как прямая экономическая эффективность.

Экономическая эффективность реализации мероприятий, обеспечивающих смягчение (ликвидацию) последствий наступившей чрезвычайной ситуации, оценивается только путем сравнения затрат на реализацию мероприятия с затратами на реализацию альтернативных мероприятий (технических средств, организацию спасательных работ и др.), гарантирующих проведение спасательных работ в нормативные сроки.

Экономическая эффективность снижения риска или предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации определяется как соотношение возможного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации и затрат на реализацию мероприятия. При этом необходимо четко вычленить роль именно предлагаемого мероприятия в сокращении ущерба (чаще всего снижение риска или предупреждение чрезвычайной ситуации является результатом реализации целого комплекса мер).

Результаты расчета экономической эффективности предупреждения или снижения риска возникновения чрезвычайной ситуации представляются в виде совокупности следующих показателей:

расчетная величина предотвращенного в результате реализации мероприятия экономического ущерба;

размер затрат на реализацию мероприятия;

отношение величины предотвращенного ущерба к размеру затрат на реализацию мероприятия (процентов).

Прямая экономическая эффективность реализации мероприятий определяется как соотношение экономии (прямого эффекта) от реализации программного мероприятия и затрат на его реализацию.

Прямой экономический эффект мероприятия может возникнуть в связи с использованием более выгодных (более дешевых) по сравнению с используемыми в настоящее время или по сравнению с предложенными в других программах технических, организационных и финансовых решений, обеспечивающих достижение одного и того же результата.

Результаты расчета прямой экономической эффективности мероприятий представляются в виде совокупности следующих показателей:

размер экономии (прямого эффекта) от реализации мероприятия;

размер затрат на реализацию мероприятия;

отношение размера экономии (прямого эффекта) от реализации мероприятия к размеру затрат на мероприятие (процентов).

Показатели, характеризующие эффективность реализации
Программы, методика их расчета

Наименование показателя
Содержание показателя
Методика расчета показателя
1.
Снижение показателей
количество зарегистрированных
ППОЖ = ПОТЧ - ПБАЗ,
обстановки,
пожаров (тыс.
где:
касающейся пожаров (по отношению к показателю 2011
единиц)
ППОЖ - степень достижения целевого показателя по количеству пожаров в отчетном году, тыс. единиц;
года)
ПОТЧ - фактическое количество пожаров за отчетный год (определяется в соответствии со статистическими данными Государственной системы учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации), тыс. единиц;
ПБАЗ - количество пожаров, принятых в качестве целевого индикатора в Программе за отчетный год, тыс. единиц
количество погибших людей (тыс. человек)
ГПОЖ = ГОТЧ - ГБАЗ,
где:
ГПОЖ - степень достижения целевого показателя по количеству погибших на пожарах людей в отчетном году, тыс. человек;
ГОТЧ - фактическое количество людей, погибших на пожарах за отчетный год (определяется в соответствии со статистическими данными Государственной системы учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации), тыс. человек;
ГБАЗ - количество людей, погибших на пожарах, принятое в качестве целевого индикатора в Программе за отчетный год, тыс. человек
количество населения,
ТПОЖ = ТОТЧ - ТБАЗ,
получившего травмы
где:
(тыс. человек)
ТПОЖ - степень достижения целевого показателя по количеству травмированных на пожарах людей в отчетном году, тыс. человек;
ТОТЧ - фактическое количество людей, травмированных на пожарах за отчетный год (определяется в соответствии со статистическими данными Государственной системы учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации), тыс. человек;
ТБАЗ - количество людей, травмированных на пожарах, принятое в качестве целевого индикатора в Программе за отчетный год, тыс. человек
экономический ущерб (млрд. рублей)
УПОЖ = УОТЧ - УБАЗ,
где:
УПОЖ - степень достижения целевого показателя по размеру экономического ущерба от пожаров в отчетном году, млрд. рублей;
УОТЧ - фактическое значение экономического ущерба от пожаров за отчетный год (определяется в соответствии со статистическими данными Государственной системы учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации), млрд. рублей;
УБАЗ - значение экономического ущерба от пожаров, принятое в качестве целевого индикатора в Программе за отчетный год, млрд. рублей
2.
Увеличение показателя
количество спасенных на пожарах людей
СПОЖ = СОТЧ - СБАЗ,
обстановки,
(тыс. человек)
где:
касающейся пожаров (по отношению к показателю 2011 года)
СПОЖ - степень достижения целевого показателя по количеству спасенных на пожарах людей в отчетном году, тыс. человек;
СОТЧ - фактическое количество спасенных людей на пожарах за отчетный год (определяется в соответствии со статистическими данными Государственной системы учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации), тыс. человек;
СБАЗ - количество спасенных людей на пожарах, принятое в качестве целевого индикатора за отчетный год, тыс. человек
3.
Снижение доли населенных
доля населенных пунктов, в которых
НППОЖ = НПОТЧ - НПБАЗ
пунктов, в
не обеспечивается
где:
которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (по отношению к
требуемый уровень пожарной безопасности (процентов)
НППОЖ - степень достижения целевого показателя, определяющего долю населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности в отчетном году, процентов;
показателю 2011 года)
НПОТЧ - фактическое значение доли населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности в отчетном году (определяется по результатам мониторинга за процессом создания различных видов пожарной охраны в населенных пунктах. Мониторинг осуществляет МЧС России), процентов;
НПБАЗ - доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, принятая в качестве целевого индикатора за отчетный год, процентов.