ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2018 г. N 1415

О ПРОВЕДЕНИИ
ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Провести на территориях г. Москвы и Республики Татарстан эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г.

2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты "Автонет" Национальной технологической инициативы, Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум", некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий", федерального государственного унитарного предприятия "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" и собственников высокоавтоматизированных транспортных средств провести оценку результатов эксперимента по опытной эксплуатации и представить до 1 марта 2020 г. и 1 марта 2022 г. соответствующие доклады в Правительство Российской Федерации.

4. Реализацию настоящего постановления осуществить в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2018 г. N 1415

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (далее - эксперимент).

2. Настоящее Положение распространяется на участников отношений, возникающих в связи с проведением эксперимента.

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

"автоматизированный режим управления" - режим, при котором управление транспортным средством осуществляется автоматизированной системой вождения;

"автоматизированная система вождения" - программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя, с возможностью автоматического отключения при воздействии водителя на органы управления для перехода в режим ручного управления при необходимости, в том числе для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

"собственник высокоавтоматизированного транспортного средства" - юридическое лицо, которому на праве собственности принадлежит высокоавтоматизированное транспортное средство и которое участвует в проведении эксперимента на добровольной основе;

"водитель высокоавтоматизированного транспортного средства" - физическое лицо, находящееся во время проведения эксперимента на месте водителя высокоавтоматизированного транспортного средства, активирующее автоматизированную систему вождения высокоавтоматизированного транспортного средства и контролирующее движение этого транспортного средства в автоматизированном режиме управления, а также осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством в режиме ручного управления. Водитель высокоавтоматизированного транспортного средства является водителем в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090Правилах дорожного движения";

"высокоавтоматизированное транспортное средство" - транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Евразийского экономического союза, допущенное к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, в конструкцию которого внесены изменения, связанные с его оснащением автоматизированной системой вождения, и не подлежащее отчуждению в период проведения эксперимента;

"заявитель" - собственник высокоавтоматизированного транспортного средства, подавший заявку на получение заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

"испытательная лаборатория" - федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ", осуществляющее проведение оценки соответствия требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных средств на основании договоров с собственниками высокоавтоматизированных транспортных средств и реализующее предусмотренные настоящим Положением полномочия без использования бюджетных средств;

"опытная эксплуатация" - эксплуатация, включающая движение в автоматизированном режиме управления одного или нескольких высокоавтоматизированных транспортных средств, проводимая в соответствии с программой опытной эксплуатации, не предусматривающей перевозку пассажиров на возмездной основе;

"ручной режим управления" - режим, при котором управление высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляет водитель;

"специальная декларация" - специальная декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства в отношении свойств, которые не могут быть оценены на соответствие обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., принимаемая собственником такого транспортного средства в целях получения заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Форма специальной декларации приведена согласно приложению.

4. Целями и задачами эксперимента являются:

а) апробация движения высокоавтоматизированного транспортного средства в автоматизированном режиме управления по автомобильным дорогам общего пользования;

б) определение фактических значений качественных и количественных характеристик автоматизированной системы вождения;

в) определение фактической эффективности работы автоматизированной системы вождения;

г) подтверждение возможности эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных дорогах общего пользования в автоматизированном режиме управления;

д) выработка технических требований к автоматизированной системе вождения для разработки технических регламентов и документов по стандартизации.

5. Участниками эксперимента являются:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

б) Министерство внутренних дел Российской Федерации;

в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства;

г) испытательная лаборатория.

6. В целях проведения эксперимента:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает состав и порядок представления собственником высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента и по его итогам;

б) испытательная лаборатория:

ежемесячно представляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации информацию о количестве заявок, поступивших от заявителей, и количестве выданных заключений о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

формирует предложения по составу требований безопасности к высокоавтоматизированным транспортным средствам, разработке методов испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на основании результатов эксперимента и направляет их в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

проводит испытания высокоавтоматизированных транспортных средств;

оценивает транспортное средство с внесенными в его конструкцию изменениями на соответствие требованиям безопасности с выдачей или отказом в выдаче заключения о соответствии высокоавтоматизированного транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства:

утверждает программу опытной эксплуатации;

ведет протокол проведения опытной эксплуатации;

осуществляет опытную эксплуатацию;

представляет информацию о результатах опытной эксплуатации в испытательную лабораторию.

7. До дня подачи заявки на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности заявитель должен застраховать и поддерживать застрахованным в период проведения опытной эксплуатации риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц на сумму 10 млн. рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства.

8. Для участия в эксперименте собственник высокоавтоматизированного транспортного средства представляет в испытательную лабораторию:

а) заявку на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, в которой указываются:

субъект Российской Федерации, на территории которого планируется проведение опытной эксплуатации;

перечень высокоавтоматизированных транспортных средств, опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять (с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного средства);

информация о водителях высокоавтоматизированных транспортных средств, подтверждающая их соответствие требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 11 настоящего Положения;

б) высокоавтоматизированное транспортное средство.

9. К заявке на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности прилагаются:

а) специальная декларация;

б) руководство водителя высокоавтоматизированного транспортного средства по работе с автоматизированной системой вождения;

в) программа опытной эксплуатации;

г) документы, подтверждающие исполнение заявителем требования пункта 7 настоящего Положения;

д) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее 30 дней со дня подачи заявки;

е) декларация, подписанная уполномоченным лицом заявителя о соответствии водителей, которые будут принимать участие в эксперименте, требованиям, установленным настоящим Положением;

ж) видеоматериалы, подтверждающие проведение заявителем тестирования работы высокоавтоматизированного транспортного средства в автономном режиме на территории полигона.

10. В течение 45 дней со дня получения документов и материалов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения, испытательная лаборатория:

а) проводит их оценку на предмет соответствия требованиям подпункта "а" пункта 8 и пункта 9 настоящего Положения;

б) проводит оценку в форме испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на соответствие обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства изменения;

в) выдает заявителю или направляет отказ в выдаче заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

11. Заключение о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности выдается при совокупном выполнении следующих требований:

а) соответствие водителя высокоавтоматизированного транспортного средства следующим требованиям:

наличие удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

стаж вождения транспортных средств соответствующей категории не менее 3 лет;

отсутствие случаев административного наказания за нарушения в области безопасности дорожного движения в части лишения права управления транспортным средством соответствующей категории;

отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством соответствующей категории;

б) высокоавтоматизированное транспортное средство оснащено:

устройствами для непрерывной некорректируемой видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки;

устройством для активации и деактивации автоматизированной системы вождения, доступ к которому обеспечивается для водителя без отсоединения ремней безопасности;

устройством для непрерывной некорректируемой регистрации, сбора и хранения данных датчиков автоматизированной системы вождения, функционирующим отдельно от иных устройств и обеспечивающим запись информации в формате, доступном только для чтения;

установленным сзади высокоавтоматизированного транспортного средства специальным знаком "Автономное управление" в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны), в который вписана буква "А" черного цвета;

в) заявителем представлены документы и материалы, предусмотренные подпунктом "а" пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения;

г) отсутствуют основания для отказа, указанные в пункте 12 настоящего Положения.

12. Испытательная лаборатория отказывает заявителю в выдаче заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в следующих случаях:

а) заявитель не является собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, в отношении которого запрашивается заключение о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

б) заявителем представлен неполный перечень документов и материалов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения, или содержание этих документов и материалов не соответствует требованиям, установленным настоящим Положением;

в) результаты испытаний высокоавтоматизированного транспортного средства не подтверждают соответствие этого высокоавтоматизированного транспортного средства обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства изменения.

13. Заявитель вправе повторно подать заявку на получение заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности после устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдаче указанного заключения.

14. Министерство внутренних дел Российской Федерации вносит изменения в регистрационные данные высокоавтоматизированного транспортного средства на основании заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, а также вносит запись об отнесении этого транспортного средства к высокоавтоматизированным транспортным средствам в целях участия в проведении эксперимента в графу "особые отметки" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортного средства и указывает ограничения по эксплуатации таких транспортных средств исключительно на территории проведения эксперимента и на период проведения эксперимента.

15. В случае если собственник высокоавтоматизированного транспортного средства не выполняет обязанность по представлению информации о результатах эксперимента в испытательную лабораторию в порядке, указанном в подпункте "а" пункта 6 настоящего Положения, испытательная лаборатория вправе направить соответствующее уведомление в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации по результатам рассмотрения полученного уведомления признает недействительным регистрационное действие, связанное с допуском высокоавтоматизированного транспортного средства к участию в эксперименте, в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

16. Участие в эксперименте собственника высокоавтоматизированного транспортного средства после истечения 3-дневного срока со дня принятия решения о признании регистрационного действия, связанного с допуском высокоавтоматизированного транспортного средства к участию в эксперименте, недействительным прекращается.

17. При проведении эксперимента собственник высокоавтоматизированного транспортного средства обязан:

а) осуществлять видеофиксацию действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки во время проведения эксперимента, обеспечивать хранение видеозаписей о действиях водителя и об окружающей дорожно-транспортной обстановке во время проведения эксперимента в течение не менее 10 лет и предоставлять доступ к таким данным по запросу Министерства внутренних дел Российской Федерации и (или) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

б) уведомлять пассажиров высокоавтоматизированного транспортного средства о том, что эксплуатация этого транспортного средства осуществляется в режиме эксперимента.

18. Собственник высокоавтоматизированного транспортного средства несет ответственность за дорожно-транспортные и иные происшествия на автомобильных дорогах Российской Федерации, произошедшие с участием принадлежащего ему высокоавтоматизированного транспортного средства при проведении эксперимента, при отсутствии виновных действий других участников дорожного движения, приведших к данному дорожно-транспортному или иному происшествию на автомобильной дороге.

19. По результатам проведения эксперимента:

а) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства представляет информацию о результатах проведения эксперимента, подлежащую представлению собственником высокоавтоматизированного транспортного средства по итогам проведения эксперимента, в испытательную лабораторию;

б) испытательная лаборатория:

формирует и направляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предложения по составу требований к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методике подтверждения соответствия таким требованиям;

формирует отчет о результатах эксперимента на основании представленной собственником высокоавтоматизированного транспортного средства информации о результатах проведенного эксперимента и направляет его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, рабочую группу по разработке и реализации дорожной карты "Автонет" Национальной технологической инициативы, Ассоциацию разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" и некоммерческое партнерство "Содействие развитию и использованию навигационных технологий";

в) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:

организует разработку и установление требований безопасности к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методов испытаний таких транспортных средств на основании результатов эксперимента;

на основе полученных от испытательной лаборатории отчетов о результатах эксперимента формирует и направляет в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности дальнейшего применения и развития опыта, полученного в рамках реализации эксперимента.

Приложение
к Положению о проведении
эксперимента по опытной эксплуатации
на автомобильных дорогах общего
пользования высокоавтоматизированных
транспортных средств

(форма)

                          СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
      о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства
    в отношении свойств, которые не могут быть оценены на соответствие
      обязательным требованиям, установленным техническим регламентом
     Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
       (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций,
         которые применяются Российской Федерацией в силу участия
       в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний
         для колесных транспортных средств, предметов оборудования
       и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы
        на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного
          признания официальных утверждений, выдаваемых на основе
        этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г.

Заявитель       ___________________________________________________________
                              (наименование юридического лица)
                юридический адрес: ________________________________________
                ОГРН: _____________________________________________________
                телефон:___________, адрес электронной почты: _____________

в лице          ___________________________________________________________
                 (фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица,
                                 принимающего декларацию)

заявляет, что   установленная   в   высокоавтоматизированном   транспортном
                средстве __________________________________________________
                ___________________________________________________________
                    (марка, тип, коммерческое наименование, категория,
                                      код ТН ВЭД ЕАЭС)
                система            автоматизированного           управления
                __________________________________________________________:
                      (марка, модель, идентификационное обозначение)
                1)  осуществляет  контроль  дорожно-транспортной обстановки
                средствами  технического зрения и безопасно взаимодействует
                с   другими  участниками  дорожного  движения  и  объектами
                дорожно-транспортной инфраструктуры;
                2)  безопасным  образом  реагирует  на  ошибки, допускаемые
                другими участниками дорожного движения, в целях сведения до
                минимума потенциальных последствий таких ошибок;
                3)   обеспечивает   соблюдение  Правил  дорожного  движения
                Российской     Федерации,    утвержденных    постановлением
                Правительства  Российской  Федерации  от 23 октября 1993 г.
                N 1090 "О Правилах дорожного движения", в части:
                соблюдения   указаний   лиц,  осуществляющих  регулирование
                дорожного движения;
                поддержания   условий   беспрепятственного   и  безопасного
                движения потока транспортных средств;
                информирования   других  участников  дорожного  движения  о
                планируемых маневрах;
                4)   действует  только  в  пределах  установленных  рабочих
                условий;
                5)  в  состоянии  создавать  условия,  которые обеспечивают
                максимальный  уровень  безопасности  дорожного  движения  в
                случае сбоя в работе системы автоматизированного управления
                или иной системы транспортного средства;
                6)  реагирует  на  непредвиденные  ситуации  таким образом,
                чтобы  свести до минимума опасность для пользователей этого
                транспортного  средства  или  других  участников  дорожного
                движения;
                7)  обменивается информацией с его пользователями и другими
                участниками   дорожного   движения  четким,  действенным  и
                последовательным   образом  посредством  предоставления  им
                достаточных данных, касающихся его состояния и намерения;
                8)  четко  и  эффективно выдает соответствующее уведомление
                водителю-оператору   в   том   случае,  когда  транспортное
                средство выходит за пределы установленных рабочих условий;
                9)  имеет  возможность  проверки  функционирования  системы
                автоматизированного управления на любом этапе эксплуатации;
                10) имеет возможность его деактивации безопасным способом и
                передачи  управления  водителю-оператору  в  ситуациях, при
                которых  система автоматизированного управления оказывается
                неспособной   осуществлять   безопасное   управление   этим
                транспортным средством;
                11)   не  создает  электромагнитных  помех  в  транспортном
                средстве,      на      котором      установлена     система
                автоматизированного  управления,  и  для  других участников
                дорожного движения, а также обеспечивает кибербезопасность.

Высокоавтоматизированное  транспортное  средство  является  безопасным  для
участия в дорожном движении в режиме опытной эксплуатации по дорогам общего
пользования.

Декларация принята на основании __________________________________________.

Дополнительная   1. Установленная  в  высокоавтоматизированном транспортном
информация:      средстве система автоматизированного управления состоит из
                 _________________________________________________________.
                    (перечислить компонентный состав с указанием марок,
                    моделей, идентификационных обозначений компонентов)
                 2. Программное обеспечение _______________________________
                 _________________________________________________________.
                     (перечислить наименование и версию установленного
                                 программного обеспечения)

Декларация действительна со дня регистрации ______________________________.

_____________________        ______________________________________________
     (подпись)         М.П.  (фамилия, имя, отчество уполномоченного лица,
                                       принимающего декларацию)

                             ______________________________________________
                                   (регистрационный номер декларации)
                             ______________________________________________
                                      (дата регистрации декларации)