I ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.
Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.
Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации провозглашена правовым государством.
Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.
Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации является развитие судебной системы, которая могла бы эффективным образом исполнять свои полномочия и обеспечивать должную защиту прав и интересов сторон.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решение следующих проблем:
защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;
проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;
создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в оффшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;
борьба с коррупцией;
существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;
кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий.
Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.
В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия, качество и оперативность проводимых судебно-экспертными учреждениями экспертиз и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.
В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" необходимо внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды по вопросам защиты интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.
Реализация предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации, а также мероприятий, направленных на развитие судебной системы России, определенных Президентом Российской Федерации в качестве основных, в частности совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечение доступа к этим решениям, потребует значительного укрепления материально-технической базы органов судебной власти.
Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" (далее - Программа) по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.
В целях технического обеспечения прав граждан на участие в судебных заседаниях и повышения уровня доступности правосудия предлагается предусмотреть мероприятия по развитию использования в судах системы видео-конференц-связи.
Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию являются создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, а также обеспечение возможности:
участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;
проведения закрытых судебных заседаний;
участия в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи;
тайны совещаний судей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей;
допроса свидетелей в условиях, обеспечивающих их безопасность;
воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;
надлежащего размещения судей и аппарата суда в служебных помещениях;
надлежащего временного содержания подсудимых и исполнения обязанностей конвойной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствующих помещениях судов при рассмотрении уголовных дел;
надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
хранения и осмотра вещественных доказательств;
ознакомления с материалами дел для прокуроров, адвокатов и иных участников судебных процессов под контролем работников аппарата суда;
архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;
организации работы с юридической литературой;
получения и обмена информацией с использованием современных электронных средств связи общего пользования.
Кроме того, в связи с образованием в составе Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанным 18 марта 2014 г. в г. Москве и ратифицированным 21 марта 2014 г., новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя существует необходимость создания надлежащих условий для осуществления независимого правосудия на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
В этой связи осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов является по-прежнему актуальным.
Внедрение в деятельность судов современных информационных технологий позволило поднять на качественно иной уровень организацию их деятельности.
Ключевым средством информатизации Верховного Суда Российской Федерации стали информационные системы Верховного Суда Российской Федерации, сведения о которых внесены в Федеральную государственную информационную систему координации информатизации.
Указанные системы представляют собой совокупность информационных ресурсов и комплексов средств автоматизации функциональных подсистем, сетей связи и передачи данных, включая официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации.
Информационные системы Верховного Суда Российской Федерации предназначены для повышения эффективности работы судей и работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, открытости и доступности правосудия, обеспечения электронного судопроизводства и доступа граждан к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
В этой связи в рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по созданию условий для осуществления качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, которые являются независимой структурой государственных судебных экспертов, не подчиненной органам дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, и имеют на сегодняшний день наиболее полную нормативно-правовую базу по судебной экспертизе.
Вместе с тем возможности государственной судебно-экспертной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации ограничены бюджетным финансированием, сегодня они уже практически исчерпаны и не соответствуют в полной мере возросшим потребностям судов в производстве экспертиз, в первую очередь строительно-технических, автотехнических и автооценочных, финансово-экономических, товароведческих, экологических, лингвистических, психологических, компьютерно-технических и почерковедческих экспертиз.
Реализация мероприятий Программы по созданию условий для осуществления качественных экспертиз судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации и внедрению в судебно-экспертную деятельность современных информационных технологий, а также оснащение учреждений современной приборной базой позволят улучшить качество осуществляемых экспертиз и сократить сроки их производства, что повлияет на сокращение сроков судопроизводства.
Одним из основных аспектов качества правосудия является исполнение судебного акта в разумный срок.
Внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов будут способствовать построению эффективной системы исполнительного производства, повышению открытости и доступности системы принудительного исполнения.
Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.
Эффективность решения проблем в деятельности судебной системы программно-целевыми методами подтверждается положительным опытом реализации федеральных целевых программ "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы и "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы. В этой связи использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для дальнейшего развития существующей судебной системы с целью обеспечения ее соответствия требованиям правового государства.
На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности. В связи с этим необходимы серьезная государственная поддержка и применение программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с развитием судебной системы и системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:
значением эффективной работы органов правосудия для построения правового государства;
тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;
сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию.
Использование программно-целевого метода позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития правосудия.
С учетом изложенного с целью обеспечения преемственности Программы и федеральных целевых программ, реализованных в предшествующие периоды, использование в 2013 - 2024 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления и создания в Российской Федерации системы правосудия, адекватной требованиям правового государства.
Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед судебной системой, в 2012 году были рассмотрены и проанализированы 2 сценария формирования и реализации Программы, предусматривающие различную степень охвата программными мероприятиями решаемых задач.
Первый сценарий (реалистичный) опирался на подходы, которые были разработаны в федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы, и являлся логическим ее продолжением. Финансовое обоснование сценария сводилось к решению комплекса текущих задач и мероприятий за 8 лет, к которым добавлялись новые мероприятия, обусловленные современными потребностями развития судебной системы.
Второй сценарий (оптимистичный) исходил из необходимости достижения тех же стратегических целей и решения задач Программы, но уже за 5 лет и за счет большего размера средств федерального бюджета.
Анализ преимуществ и недостатков различных вариантов реализации Программы и ее финансового обеспечения в 2012 году выявил целесообразность выбора первого сценария, предполагающего меньший размер затрат на реализацию мероприятий Программы в течение 8 лет при сохранении высоких показателей эффективности Программы.
Вместе с тем в ходе исполнения Программы выявлена необходимость продолжения реализации мероприятий Программы до 2024 года с сохранением программно-целевого метода решения проблемы.
Основным риском, связанным с использованием программно-целевого метода решения проблемы, является недостаточность финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, обусловленная инфляционными процессами.
Вместе с тем в целях реализации программно-целевым методом комплекса мероприятий по совершенствованию и развитию судебной системы предусматривается формирование централизованных механизмов их координации, а также системы индикаторов и показателей изменений в сфере правосудия, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий, а также свести риск наступления негативных последствий от реализации Программы к минимуму.