Приложение 4.

Приложение N 4

                            ДЕЛО РАССЛЕДОВАНИЯ

_________________________________________________ самолета (вертолета, БВС)
      (вид авиационного происшествия (САИП)
__________________________________________________________________________,
                                   (тип)
пилотируемого (находившегося под управлением) _____________________________
___________________________________________________________________________
       (должность, классная квалификация (квалификационный разряд),
__________________________________________________________________________,
      воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии) командира
                    экипажа (летчика, внешнего пилота)
происшедшей ______________________________________________________________.
                    (дата и место авиационного происшествия (САИП)
Расследование проведено комиссией, назначенной приказом
___________________________________________ от __________________ N ______,
  (должность лица, назначившего комиссию)            (дата)
в составе:
председателя _____________________________________________________________,
                    (должность, воинское звание, инициалы и фамилия)
членов комиссии __________________________________________________________.
                     (должность, воинское звание, инициалы и фамилия)
Сроки работы комиссии:
начало ____________________________________________________________________
                      (дата авиационного происшествия (САИП)
окончание ________________________________________________________________.
                        (дата подписания акта расследования)
В расследовании принимали участие представители:
___________________________________________________________________________
   (перечисляются специалисты федеральных органов исполнительной власти,
                   федерального государственного органа,
___________________________________________________________________________
     организаций органов военного управления, научно-исследовательских
                         организаций и предприятий
__________________________________________________________________________.
      с указанием должности, воинского звания, инициалов и фамилии)

1. Опись документов и материалов, вошедших в дело расследования авиационного происшествия (САИП):

а) акт расследования авиационного происшествия (САИП) (форма прилагается);

б) приложения к акту расследования:

версии авиационного происшествия (САИП) с описанием выводов по результатам их проработки;

кроки места падения (вынужденной посадки) воздушного судна;

протокол осмотра места падения (вынужденной посадки) воздушного судна и аварийных деталей;

данные анализа материалов объективного контроля;

протокол радиообмена между членами экипажа воздушного судна;

протокол переговоров лиц группы руководства полетами и органов единой системы ОрВД с экипажем воздушного судна;

фотоснимки радиолокационной проводки воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие (САИП);

копия кальки проводки воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие (САИП), на планшетах;

схема (траектория) полета (аварийного участка полета);

модель возникновения и развития особой ситуации в полете;

модель причинно-следственных связей;

особые мнения членов комиссии о причинах авиационного происшествия (САИП) с обоснованиями и предложениями об иных причинах авиационного происшествия (САИП);

протоколы заседаний комиссии, на которых возникли разногласия по вопросам расследования;

в) отчет летной подкомиссии с приложениями (форма прилагается);

г) отчет инженерно-технической подкомиссии с приложениями (форма прилагается);

д) отчет административно-штабной подкомиссии с приложениями (форма прилагается);

е) отчеты по специальным исследованиям;

ж) служебная информация;

з) экспертные заключения;

и) донесения об авиационном происшествии (САИП) и результатах его расследования;

к) копии приказов по результатам расследования авиационного происшествия;

л) профилактические мероприятия по результатам расследования авиационного происшествия;

м) доклады о выполнении планов профилактических мероприятий и устранении вскрытых недостатков;

н) заключение о возможности открытого опубликования.

2. Все документы и материалы дела расследования включаются в него по мере поступления и брошюруются в папку, обеспечивающую установленные сроки хранения.

Экз. N ____
УТВЕРЖДАЮ
(должность, воинское звание, инициалы и фамилия должностного лица, утверждающего акт расследования)
"__" ______________ 20__ г.

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ

(вид авиационного происшествия (САИП), тип воздушного судна)
(наименование авиационной (воинской) части, соединения, объединения,
федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации)
(дата события, день недели, время суток, время события: местное/московское/по Гринвичу)
(место авиационного происшествия (САИП), его географические координаты)

I. Фактическая информация

1. Данные об организации полетов

Полнота и своевременность мероприятий по организации полетов.

Выводы о соответствии организации полетов нормативным требованиям.

2. Данные об экипаже

N п/п
Штатная должность
Воинское звание
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Классная квалификация (квалификационный разряд) и год ее присвоения
Последствия для экипажа (погиб, ранен, невредим, не найден)
1
2
3
4
5
6

Дается оценка профессиональной подготовленности экипажа и делается вывод о соответствии его уровня подготовки полетному заданию.

3. Данные о лицах управления полетом

(группы руководства полетами, органа единой системы ОрВД)

N п/п
Штатная должность
Воинское звание
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Классная квалификация (квалификационный разряд) и год ее присвоения
Стаж руководства и количество руководств полетами за последние 12 месяцев
1
2
3
4
5
6

Дается оценка профессиональной подготовленности лиц управления полетом и их действий при возникновении и развитии особой ситуации.

4. Данные о пассажирах

N п/п
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Отношение к военной службе, должность, место работы
Основание для полета на данном воздушном судне
Последствия для пассажира (погиб, ранен, невредим, не найден)
1
2
3
4
5

Дается оценка обоснованности допуска к воздушной перевозке указанных пассажиров.

5. Данные о характере перевозимых грузов

N п/п
Наименование перевозимого груза
Габариты (м)
Вес (кг)
В чьих интересах выполнялась воздушная перевозка груза
длина
ширина
высота
Общий вес груза
Центровка

Делается заключение о соответствии взлетной массы и центровки требованиям руководства по летной эксплуатации воздушного судна, и дается оценка соответствия допущенных к воздушной перевозке грузов установленным требованиям.

6. Данные об авиационной технике

Данные о воздушном судне (БАС): тип, заводской номер, завод-изготовитель, дата выпуска, налет с начала эксплуатации, количество посадок и ремонтов, дата последнего ремонта, налет и количество посадок после него.

Данные о двигателе (двигателях): тип, заводской номер, завод-изготовитель, дата выпуска, наработка с начала эксплуатации, количество ремонтов и дата последнего ремонта, наработка после последнего ремонта.

Дается оценка соответствия технической эксплуатации воздушного судна (БАС) установленным требованиям.

7. Метеорологическая и орнитологическая информация

Приводятся данные о прогнозе погоды и фактических метеорологических и орнитологических условиях на аэродромах взлета и посадки (стартово-посадочной площадки), по маршруту полета и на месте авиационного происшествия (САИП).

Дается краткая оценка метеорологического и орнитологического обеспечения полета.

8. Данные об аэродроме (стартово-посадочной площадке)

Приводятся данные о классе аэродрома и характеристиках взлетно-посадочной полосы (стартово-посадочной площадки).

Дается краткая оценка технической эксплуатации аэродрома (стартово-посадочной площадки).

9. Данные о средствах связи и радиотехнического
обеспечения полетов

Приводятся данные об использовавшихся в процессе полета средствах связи, навигации, посадки и ОВД (управления полетами), в ходе которого произошло авиационное происшествие (САИП).

Дается краткая оценка соответствия технической эксплуатации средств связи и радиотехнического обеспечения полетов установленным требованиям.

10. Действия аварийной поисково-спасательной службы

Указываются количество сил и средств, привлекаемых к проведению поисково-спасательных работ, своевременность их приведения в готовность, результаты поисково-спасательных работ.

Дается краткая оценка проведенным поисково-спасательным работам и работам по ликвидации последствий авиационного происшествия (САИП).

11. Состояние членов экипажа и пассажиров
после авиационного происшествия (САИП)

Устанавливаются причины гибели находившихся на борту воздушного судна людей. Указывается количество человек, получивших телесные повреждения.

12. Другая информация

Приводится вся фактическая информация, полученная из других источников, необходимая для установления обстоятельств авиационного происшествия (САИП) и составления заключения о причинах этого события.

II. Обстоятельства авиационного происшествия (САИП)

Указываются с соблюдением (по возможности) хронологии событий:

задание на полет, номер упражнения курса боевой (летной, учебно-летной и т.п.) подготовки рода авиации, какой по очередности, на каком часу летной смены и в каких условиях выполнялся полет;

время суток, время (местное/московское/по Гринвичу) и аэродром взлета (стартово-посадочная площадка);

по истечении какого времени после взлета, в каком месте (название пункта, где произошло событие, или азимут и расстояние от характерного ориентира), на каком этапе полета, в чьей зоне ответственности, на какой высоте и скорости полета, при каких условиях возникла и как протекала особая ситуация;

действия экипажа в особой ситуации, степень влияния этих действий на исход полета;

действия руководителя полетами (командира группы и других лиц, управляющих полетом) в особой ситуации;

характер падения (посадки) воздушного судна (положение воздушного судна, угол падения, траектория полета до удара о землю и др.);

условия применения экипажем средств спасения (скорость, высота полета, положение воздушного судна, срабатывание автоматики системы спасения и др.), а также причины неиспользования средств спасения или их позднего применения;

последствия для членов экипажа (пассажиров);

последствия для воздушного судна;

последствия для окружающей среды на месте авиационного происшествия (САИП).

III. Недостатки и упущения, выявленные
при расследовании авиационного происшествия (САИП), и их
влияние на возникновение, развитие особой ситуации
и исход полета

Приводятся все отклонения в функционировании авиационной системы по направлениям проведенных исследований с указанием, что и кем было нарушено:

в организации полетов;

в обслуживании воздушного движения (управлении полетами);

в действиях экипажа;

в обеспечении полетов;

в проектировании, изготовлении и ремонте авиационной техники;

в испытаниях авиационной техники и регламентации летной работы;

в проектировании, изготовлении и ремонте средств обеспечения полетов;

другие недостатки и упущения.

Выводы о влиянии недостатков и упущений на возникновение и развитие особой ситуации и исход полета.

IV. Заключение

В произвольной форме излагаются причины авиационного происшествия (САИП).

Формулировка причин должна исключать двусмысленное их толкование.

V. Рекомендации и предложения комиссии

Приводятся рекомендации и предложения, направленные на устранение выявленных при расследовании опасных факторов (недостатков).

Председатель комиссии
(воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)
Заместитель председателя комиссии
(воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)
Члены комиссии
(воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)

VI. Окончательное заключение начальника Службы безопасности
полетов (руководителя федерального органа исполнительной
власти, федерального государственного органа или организации
либо должностного лица, назначившего комиссию) о причинах
авиационного происшествия и обоснования изменений выводов
комиссии о причинах авиационного происшествия

Рассмотрен на заседании комиссии
"
" ______________________ 20__ г.
Протокол N ____

ОТЧЕТ
летной подкомиссии по результатам работ, проведенных
в связи с расследованием

самолета (вертолета, БВС)
(вид авиационного происшествия (САИП)
,
(тип)
происшедшей
(дата и место авиационного происшествия (САИП)
(наименование авиационной (воинской) части, соединения, объединения,
федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации)
Подкомиссия в ходе расследования авиационного происшествия (САИП) в период с ____________ по ___________ 20__ г. установила:

I. Данные об организации полета

1. Основание для принятия решения о проведении полета (дата принятия решения, кем оно принято, для решения каких задач, когда и в какой форме поставлена задача руководящему составу авиационной (воинской) части, командирам авиационных (воинских) подразделений и командирам частей (подразделений), обеспечивающих полеты).

2. Полнота мероприятий, проведенных штабом авиационной (воинской) части, на основании принятого решения о проведении полета (своевременность подачи заявок на полеты и их обеспечение, подготовка предложений по использованию воздушного пространства, полигонов, разработка плановых таблиц).

3. Планирование полетов (соответствие запланированных упражнений замыслу проведения полетов, соблюдение методической последовательности запланированных упражнений, соблюдение установленных курсом боевой подготовки рода авиации норм по количеству запланированных полетов и налету экипажей в летную смену, соблюдение времени, необходимого для подготовки воздушного судна (БАС) к повторному полету, определение экипажей-разведчиков и экипажей-доразведчиков погоды, экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наличие резервных воздушных судов (БАС), планирование оперативного объективного контроля, количество разработанных таблиц по вариантам полетов и другие необходимые данные).

4. Подготовка экипажа к полетам:

кем и когда организована, когда проведена;

полнота проведения подготовки экипажа к полетам.

5. Разведка погоды:

своевременность и полнота проведения радиолокационной разведки погоды;

данные воздушной разведки погоды, наличие опасных явлений погоды.

6. Выводы о полноте и соответствии организации полетов нормативным требованиям.

II. Данные об основных лицах, участвовавших в организации,
выполнении полета и его обслуживании

7. Данные о командире авиационной (воинской) части (подразделения):

воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), год рождения, образование общее и военное (когда и какие образовательные организации окончил);

дата назначения на должность;

сроки прохождения службы на основных должностях;

когда прибыл в данную часть;

были ли ранее авиационные происшествия в подчиненных ему авиационном подразделении, авиационной (воинской) части, их причины;

местонахождение и действия в момент авиационного происшествия.

8. Данные о командире экипажа (летчике, внешнем пилоте) (в случае выполнения вывозных или контрольных полетов данные заполняются на инструктора и летчика (внешнего пилота), а при выполнении группового полета - на ведущего и ведомого, если их действия оказали влияние на развитие и исход особой ситуации) и о членах экипажа, чьи действия оказали влияние на возникновение и развитие особой ситуации (должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), число, месяц и год рождения, образование общее и военное, присвоенная классная квалификация (квалификационный разряд) (дата, номер приказа, на каком типе воздушного судна (БАС), сроки прохождения службы на летных должностях, с какого времени летает на данном типе воздушного судна (БАС), когда и где проходил переучивание на данный тип воздушного судна (БАС).

Данные о налете (количестве и продолжительности управлений по типам (БАС) в соответствии с прилагаемыми таблицами (раздельно для боевых, учебно-боевых и беспилотных воздушных судов):

Таблица 1

Тип воздушного судна
Налет в часах
общий
днем - всего
в том числе
ночью - всего
под шторкой
в СМУ
в облаках
над морем
1
2
3
4
5
6
7
8

Таблица 2

Тип воздушного судна
Налет в часах
Количество посадок (заходов) с применением посадочных систем
в том числе
днем
ночью
под шторкой
в СМУ
в облаках
над морем
всего
при минимуме погоды
всего
при минимуме погоды
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Таблица 3

Тип БАС
Время суток
Количество управлений БВС
общее
с инструктором
в качестве инструктора
одновременно двумя и более БВС
с использованием БВС - ретранслятора
1
2
3
4
5
6
7
Тип БАС
Продолжительность управлений БВС
Общая
в том числе
в автоматическом режиме
в автоматизированном режиме
из них
одновременно двумя и более БВС
СМУ
в условиях помех
1
8
9
10
11
12
13

Всего
В том числе за последние 12 месяцев
Общий налет по годам за последние 5 лет

Данные о натренированности за последние 12 месяцев
(с разбивкой по месяцам)

Дата,
метеоусловия,
условное обозначение полета, номер упражнения
Налет (количество управлений/продолжительность управлений БВС) (часов, минут):
днем,
ночью,
всего,
в том числе тренировочный

Данные о проведении тренажей

На тренажере
В кабине воздушного судна (на БАС)
общий налет (продолжительность управлений БВС) (часов, минут)
количество полетов (управлений БВС)
по особому случаю, связанному с авиационным происшествием (САИП) (количество, дата последнего тренажа)
последний тренаж по особому случаю
по особому случаю в полете (количество)
по особому случаю, связанному с авиационным происшествием (САИП) (количество, дата последнего тренажа)
по отработке взаимодействия экипажа с группой руководства полетами (количество, дата последнего тренажа)
1
2
3
4
5
6
7

Данные о соблюдении установленных минимальных сроков проверки за последние 12 месяцев:

по технике пилотирования (в соответствии с курсом боевой подготовки рода авиации (летной, учебно-летной), для инструктора - дополнительно зачетно-методические полеты; для ведущего - контрольные для проверки техники пилотирования строем): дата, время суток (день, ночь), метеорологические условия, кто осуществлял проверку, оценка;

по боевому применению: дата, время суток (день, ночь), метеорологические условия, кто осуществлял проверку, оценка;

по навигации: дата, время суток (день, ночь), метеорологические условия, кто осуществлял проверку, оценка.

Данные по парашютной подготовке:

учебно-тренировочные прыжки с парашютом: количество (общее/за последние 12 месяцев), дата последнего прыжка;

наземные катапультирования: количество, дата последней тренировки;

тренажи на специальных тренажерах: тип тренажера, количество тренировок, дата последнего тренажа;

комплексные тренажи по использованию средств спасения: вид тренажа, количество, дата последнего тренажа.

Данные о соблюдении методики ввода в строй после перерывов в полетах по виду летной подготовки, при котором произошло авиационное происшествие (САИП) (за последние 12 месяцев).

Данные о соответствии подготовки к полетам требованиям нормативных правовых документов и методических пособий, когда и кто контролировал готовность экипажа к полету.

Данные о полноте выполнения заданий на полет, об отклонениях в технике пилотирования и эксплуатации авиационной техники от требований руководства по летной эксплуатации и нормативов курса боевой подготовки рода авиации (летной, учебно-летной) по данным бортовых и наземных средств объективного контроля в предыдущих 10 полетах.

Наличие авиационных инцидентов за последние 12 месяцев, их причины.

Имел ли в прошлом авиационные происшествия, их причины.

Имеются ли дисциплинарные взыскания, какие и за что.

Семейное положение, количество детей, их возраст.

Жилищные условия.

Результаты предполетного медицинского контроля: дата проведения, пульс, артериальное давление, температура, заключение о допуске к полетам.

Дата и заключение врачебно-летной (врачебно-летной экспертной, военно-врачебной) комиссии и последнего периодического (углубленного медицинского) осмотра. Перенесенные заболевания в межкомиссионный период.

Данные о времени и месте использования очередного отпуска и профилактического отдыха за последние 2 года.

Краткая характеристика состояния здоровья и эмоционального состояния накануне и в день полетов, режим труда и отдыха, соответствие летной нагрузки состоянию здоровья и физической выносливости, характерные особенности личности.

Краткая летная характеристика.

Краткие выводы об уровне летной подготовки экипажа (инструктора) и его соответствие полетному заданию.

9. Данные о лицах группы руководства полетами (о руководителе полетами в любом случае, о других - в случае, если их действия оказали влияние на возникновение и развитие особой ситуации):

должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), год рождения; классная квалификация (квалификационный разряд) (номер и дата приказа о ее присвоении);

военное образование (когда и что окончил);

сроки прохождения службы на основных должностях;

когда закончил летную работу (год и на каком типе воздушного судна (БАС);

когда и где проходил подготовку к руководству полетами;

кто, когда и какой допуск дал к руководству полетами (каким составом, в каких метеоусловиях, днем, ночью);

когда и кем, в каких условиях проверен в практическом руководстве полетами за последние 12 месяцев, полнота проверки и ее качество.

Установленные командиром (начальником) допустимые перерывы в руководстве полетами.

Как вводился в строй при перерывах в руководстве полетами, превышающих допустимые.

Регулярность руководства полетами за последние 12 месяцев (с разбивкой по месяцам):

Месяц
Дата
День/ночь
Метеоусловия
Количество воздушных судов
1
2
3
4
5

Соблюдение правил подготовки к руководству полетами: кто и когда поставил задачу, организовал подготовку и осуществлял контроль.

Местонахождение руководителя полетов и его действия в момент возникновения особой ситуации в полете.

Допускал ли ранее авиационные инциденты при руководстве полетами, их причины.

Имел ли в прошлом при руководстве полетами авиационные происшествия, их причины.

Данные медицинского осмотра перед руководством полетами (пульс, артериальное давление, температура, заключение о допуске к руководству полетами).

Краткая характеристика состояния здоровья и эмоционального состояния накануне и в день полетов, режим труда и отдыха.

Краткие выводы об уровне профессиональной подготовки.

III. Фактическая информация

10. Содержание полетного задания и его соответствие уровню подготовки экипажа и условиям выполнения.

11. Воздушная и навигационная обстановка в районе полетов на период возникновения особой ситуации.

12. Фактические метеорологические, гидрологические и орнитологические (при необходимости) условия на период возникновения особой ситуации в полете.

13. Данные о средствах связи, навигации, посадки и ОВД (управления полетами), имеющихся и используемых в процессе полета, во время которого произошло авиационное происшествие (САИП).

14. Характер возникновения усложнения условий полета, какие факторы повлияли на перерастание их в сложную ситуацию (в какое время после взлета появилась усложненная ситуация, на каком этапе полета, при каких параметрах движения воздушного судна, действия экипажа, лиц группы руководства полетами или органа ОВД (управления полетами) в этой ситуации, чем это подтверждается).

15. Характеристика сложной ситуации, какие факторы повлияли на перерастание ее в аварийную (время проявления, на каком этапе полета, при каких параметрах движения воздушного судна, действия экипажа, лиц группы руководства полетами или органа ОВД (управления полетами) в этой ситуации, чем это подтверждается).

16. Характеристика аварийной ситуации, ее протекание (время проявления, на каком этапе полета и при каких параметрах движения воздушного судна она возникла, действия экипажа, лиц группы руководства полетами или органа ОВД (управления полетами) в этой ситуации, чем это подтверждается).

17. Характеристика катастрофической ситуации (время проявления, на каком этапе полета и при каких параметрах движения воздушного судна она возникла, действия экипажа, лиц группы руководства полетами или органа ОВД (управления полетами) в этой ситуации, чем это подтверждается).

18. Исход полета:

последствия для экипажа (указывается, кто погиб, ранен, не найден, невредим, чем подтверждается);

последствия для пассажиров (указывается число погибших, раненых, ненайденных, невредимых, чем подтверждается);

последствия для воздушного судна (степень разрушения, повреждения, чем подтверждается);

последствия для окружающей среды (число погибших, раненых на месте авиационного происшествия (САИП), нанесенный ущерб строениям, лесным массивам, сельскохозяйственным угодьям, водоемам и т.п., чем подтверждается).

19. Анализ средств объективного контроля:

результаты дешифрирования регистрируемых параметров, характеризующих траекторию движения воздушного судна в пространстве и действия экипажа с органами управления;

результаты дешифрирования магнитофонных записей радиообмена с пунктами управления (в хронологической последовательности указываются фразы, подтверждающие возникновение и развитие особой ситуации в полете);

результаты дешифрирования магнитофонной записи переговоров членов экипажа (в хронологической последовательности указываются фразы, подтверждающие возникновение и развитие особой ситуации в полете);

результаты дешифрирования фотоснимков экранов радиолокационных средств (время, азимуты, дальности положения воздушного судна до пропадания отметок на экранах радиолокационных станций);

результаты дешифрирования других средств, подтверждающих аварийный полет воздушного судна.

20. Выводы из анализа материалов объективного контроля.

IV. Недостатки, выявленные при расследовании авиационного
происшествия (САИП), и их влияние на возникновение, развитие
аварийной ситуации и исход полета

21. Указываются все отклонения в функционировании человека по направлениям проведенных исследований с перечнем фактов, что и кем было нарушено:

в организации полетов;

в обслуживании воздушного движения (управлении полетами);

в действиях экипажа;

в обеспечении полетов;

в регламентации летной работы;

другие отклонения.

Выводы из анализа недостатков, приведших к возникновению и развитию особой ситуации.

V. Заключение

На основании проведенных исследований и анализа их результатов делаются выводы об опасных факторах, находящихся, по мнению членов летной подкомиссии, в причинной связи с авиационным происшествием (САИП), или указывается, что причина авиационного происшествия (САИП) не связана с летными факторами.

VI. Рекомендации по устранению выявленных при расследовании
опасных факторов

Приводятся рекомендации по устранению выявленных при расследовании недостатков.

Председатель подкомиссии
(должность, воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)
Члены подкомиссии
(должность, воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)

Приложения:
1.
Выписка (копия) из плановой таблицы полетов.
2.
Материалы рабочих групп подкомиссии.
3.
Описание версий авиационного происшествия (САИП), не нашедших своего подтверждения.
4.
Рапорты должностных лиц, участвующих в организации, обслуживании и выполнении полета.

Рассмотрен на заседании комиссии
"
" ______________________ 20__ г.
Протокол N ____

ОТЧЕТ
инженерно-технической подкомиссии о результатах работ, проведенных в связи с расследованием

самолета (вертолета, БВС)
(вид авиационного происшествия (САИП)
,
(тип)
происшедшей
(дата и место авиационного происшествия (САИП)
(наименование авиационной (воинской) части, соединения, объединения,
.
федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации)
Подкомиссия в ходе расследования авиационного происшествия (САИП) в период с ____________ по ___________ 20__ г. установила:

I. Данные об авиационной технике

1. Воздушное судно (БАС) _________________________ выпущено _______________ предприятием __________________ "__" __________ 20__ г.
с назначенным ресурсом ________ час. в течение ________ лет, ресурсом до первого ремонта _______ час., сроком службы ________ лет.
Гарантийный ресурс __________ час. в течение _______ лет.
Налет с начала эксплуатации ____ час. _____ мин., ______ посадок.
Принят для эксплуатации в войсковой части ____ "____" ____ 20__ г.
Назначенный ресурс (срок службы) продлен "__" ________ 20__ г. до ___ ч., ___ лет.
Ресурс до первого ремонта продлен "__" _____ 20 __ г. до ____ час., ____ лет
на основании

Воздушное судно (БАС) прошло ремонты

Порядковый номер ремонта
Объем ремонта
Дата ремонта
Кто проводил и место проведения ремонта
Налет с начала эксплуатации
Налет после ремонта
Ресурс, установленный после ремонта
1
2
3
4
5
6
7

Налет после последнего ремонта _______ час.,_________ посадок.

Остаток ресурса (срока службы) до очередного ремонта ___ час., ___ лет.

2. Сведения по двигателям

Двигатель
первый
второй
третий
четвертый
Тип
Заводской номер
Предприятие-изготовитель
Дата выпуска
Дата установки на воздушное судно
Назначенный ресурс
всего
на ограниченных режимах
Назначенный срок службы
Гарантийный ресурс
Гарантийный срок службы
Установлен ресурс до первого ремонта
всего
на ограниченных режимах
Установлен срок службы до первого ремонта
Наработка с начала эксплуатации
всего
на ограниченных режимах
Прошел ремонты (порядковый номер)
причина ремонта
объем ремонта
дата ремонта
кто проводил и место проведения ремонта
Ресурс, установленный после последнего ремонта
всего
на ограниченных режимах
Срок службы, установленный после последнего ремонта
Наработка после последнего ремонта
всего
на ограниченных режимах
Остаток ресурса
всего
на ограниченных режимах
Остаток срока службы

Вывод о достаточности ресурса (срока службы) воздушного судна (БАС) для выполнения полета.

II. Данные об инженерно-техническом составе, участвовавшем
в подготовке воздушного судна (БАС)

3. Состав технического расчета

N п/п
Штатная должность
Воинское звание
Фамилия, имя, отчество (при наличии), год рождения
Классная квалификация
Номер приказа и дата допуска к обслуживанию воздушного судна (БАС) данного типа
Стаж работы в занимаемой должности
1
2
3
4
5
6
7

Выводы о достаточности сил для подготовки воздушного судна (БАС) к полету. Оценка готовности специалистов к выполнению работ. Недостатки, нарушения по допуску личного состава к самостоятельной работе на авиационной технике.

III. Данные о работах, проведенных на воздушном судне (БАС)

4. Подготовка к полетам

Вид подготовки к полетам
Дата, время начала и окончания подготовки
Место проведения подготовки
Воинское звание, инициалы и фамилия
специалистов, выполнявших подготовку
специалистов, контролировавших подготовку
Послеполетная подготовка
Предварительная подготовка
Предполетная подготовка
Подготовка к повторному полету

Выводы о полноте и качестве подготовки воздушного судна (БАС) к полету, недостатки, нарушения.

5. Периодические работы: дата выполнения, вид работ.

Выводы о полноте и качестве выполнения периодических работ, недостатки, нарушения.

6. Регламентные работы: "__" ____________ 20__ г. при налете воздушного судна (БАС) с начала эксплуатации ___ час., после последнего ремонта____ час., через ___ час. (месяцев) после выполнения предшествующих ______________ регламентных работ (через ___ месяцев после последних 24-месячных регламентных работ) на воздушном судне выполнены ________ регламентные работы.

Налет после выполнения последних регламентных работ _____ час., календарный срок ____ месяцев.

Наработка двигателя (двигателей) после последних регламентных работ___ час.

Выводы о полноте и качестве выполнения регламентных работ, недостатки, нарушения.

7. Целевые осмотры и проверки: дата выполнения, виды осмотров и проверок.

Выводы о полноте и качестве выполнения указаний, директив и распоряжений по вопросам эксплуатации авиационной техники.

8. Подготовка к летней (зимней) эксплуатации: в период с "__" ________ 20__ г. по "__" ________ 20__ г. на воздушном судне (БАС) был выполнен перечень работ по подготовке его к летней (зимней) эксплуатации.

Выводы о полноте и качестве подготовки воздушного судна (БАС) к летней (зимней) эксплуатации, недостатки, нарушения.

9. Работы при хранении (при длительных перерывах в полетах): виды и сроки выполнения работ.

Выводы о полноте и качестве выполнения работ на воздушном судне (БАС) при его хранении, недостатки, нарушения.

10. Войсковой ремонт: когда, где, в каком объеме выполнялся войсковой ремонт. Причина ремонта, характер повреждения. Налет после выполнения войскового ремонта.

Выводы о качестве ремонта и законности допуска воздушного судна (БАС) к летной эксплуатации после ремонта, недостатки, нарушения.

11. Работы по бюллетеням: перечень и сроки выполнения работ.

Выводы о своевременности, полноте и качестве выполненных на воздушном судне (БАС) работ по бюллетеням, недостатки, нарушения.

12. Облеты воздушного судна (БАС): когда, где проведены требуемые облеты воздушного судна (БАС). Причины облетов.

Выводы о полноте и качестве проведения облетов, обоснованность допуска воздушного судна (БАС) к дальнейшей эксплуатации, недостатки, нарушения.

13. Работы по продлению ресурса воздушного судна (БАС) и двигателей: указать основание для выполнения, дату выполнения.

Выводы о полноте и качестве выполнения работ.

14. Парковый день: дата проведения последнего паркового дня.

Выводы о полноте и качестве выполнения работ, недостатки, нарушения.

Сделать вывод о полноте и качестве технического обслуживания воздушного судна (БАС).

IV. Состояние авиационной техники в период ее эксплуатации
до авиационного происшествия (САИП)

15. Налет воздушного судна по месяцам за последние 12 месяцев.

16. Оценка исправности воздушного судна (БАС) за последние 12 месяцев: авиационные инциденты и отказы в воздухе, даты и обстоятельства авиационных инцидентов и отказов, даты и методы устранения отказов.

17. Случаи нарушения правил эксплуатации воздушного судна (БАС) на земле и в воздухе, применения некондиционных средств наземного обеспечения полетов, ГСМ, спецжидкостей, газов и боеприпасов, эксплуатации агрегатов, оборудования за пределами установленных ресурсов, сроков службы (указываются за последние 12 месяцев).

Делается вывод о работоспособности систем воздушного судна (БАС) и его эксплуатации за последние 12 месяцев.

18. Оценка работоспособности систем воздушного судна (БАС) по материалам бортовых устройств регистрации параметров полета в 10 полетах, предшествовавших авиационному происшествию.

19. Количество и продолжительность полетов воздушного судна (БВС в составе БАС) в данный летный день. Замечания по работе систем воздушного судна (БАС) в предыдущих полетах летного дня.

20. Данные о заправке систем воздушного судна ГСМ, газами, спецжидкостями, зарядке (подвеске) боеприпасов перед полетом, с указанием наименования и количества дозаправленных перед полетом ГСМ, газов, спецжидкостей, заряженных (подвешенных) боеприпасов. Результаты лабораторных анализов контрольных проб заправленных в самолет ГСМ, газов, спецжидкостей, паспортные данные заряженных (подвешенных) боеприпасов.

21. Оценка работоспособности систем воздушного судна (БАС) в последнем полете по материалам бортовых средств регистрации полетных данных. При наличии признаков отказа авиационной техники, нарушений экипажем установленных порядка и правил эксплуатации авиационной техники дать подробный анализ работы систем воздушного судна (БАС) и действий экипажа.

Вывод о работоспособности систем воздушного судна (БАС) и его эксплуатации в последнем полете.

V. Состояние воздушного судна после авиационного
происшествия (САИП)

22. Описывается состояние планера и его систем, двигателей, агрегатов и коммуникаций авиационного и радиоэлектронного оборудования, авиационного вооружения и боеприпасов, средств спасения, их крепления и сочленения, положение рычагов, кранов, штурвалов, переключателей и других агрегатов управления воздушным судном, положение управляющих поверхностей и показания приборов.

Определяется конфигурация воздушного судна, наличие внешних подвесок в момент его разрушения. Указываются признаки, характеризующие работоспособность авиационной техники в полете. Особенно подробно описываются те неисправности (повреждения) авиационной техники, которые могли привести к авиационному происшествию (САИП).

23. Определяется наличие ГСМ, газов, спецжидкостей и боеприпасов после авиационного происшествия, их кондиционность (указать количество проб и их объем, из каких систем взяты). В случае их отсутствия оценивается соответствие ГСМ, газов и спецжидкостей техническим условиям по результатам лабораторного анализа проб, отобранных из средств заправки, которыми проводилась заправка систем воздушного судна. Кондиционность авиационных средств поражения оценивается по паспортным данным и результатам проверки условий их хранения и подготовки к применению.

VI. Исследования по оценке работоспособности систем
воздушного судна в последнем полете

24. Описываются исследования, которые проводила подкомиссия на аварийной авиационной технике. Результаты исследований, перечень принятых к проработке версий авиационного происшествия (САИП) и результаты работы подкомиссии по каждой версии, схема причинно-следственных связей отказа авиационной техники, структурно-функциональная схема отказавшей системы (если в последнем полете воздушного судна произошел ее отказ).

25. Какие исследования проводила научно-исследовательская летающая лаборатория. Результаты исследований.

26. Что и когда направлено на исследование в научные организации, что требовалось установить. Результаты исследований.

27. Причина отказа или неисправности систем воздушного судна (БАС), к чему она привела (могла привести) и чем это подтверждается.

28. Данные по агрегатам, которые отказали в полете (указать в соответствии с требованиями раздела I настоящего отчета).

29. Анализ всех отмеченных в ходе расследования авиационного происшествия (САИП) недостатков в конструкции воздушного судна, его изготовлении, эксплуатации и ремонте, а также недостатки в обеспечении полетов (указать недостатки и степень их влияния на причину отказа).

VII. Заключение

30. На основании проведенных исследований и анализа их результатов делаются выводы об опасных факторах, связанных с отказами авиационной техники в полете, находящихся, по мнению членов инженерно-технической подкомиссии, в причинной связи с авиационным происшествием (САИП), или указывается, что причина авиационного происшествия (САИП) не связана с отказом авиационной техники.

VIII. Рекомендации

31. Излагаются рекомендации для промышленности, научных организаций, эксплуатантов и ремонтных предприятий по предотвращению авиационных происшествий (САИП) по установленным причинам и выявленным в ходе расследования опасным факторам.

Председатель подкомиссии
(должность, воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)
Члены подкомиссии
(должность, воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)

IX. Заключение по результатам исследований аварийной техники
в научных организациях

32. Приводится заключение по результатам исследований аварийной техники, указывается, кем и когда оно подписано (заполняется в случае получения заключения по результатам исследований после окончания работы комиссии).

Приложения:
1.
Отчеты рабочих групп.
2.
Рапорты должностных лиц, участвовавших в подготовке воздушного судна (БАС) к полету, свидетельства очевидцев авиационного происшествия (САИП).
3.
Акты проверок складов ГСМ, авиационно-технического имущества, боепитания, зарядно-аккумуляторной станции, средств наземного обеспечения полетов, которые использовались при эксплуатации и проведении подготовки воздушного судна (БАС) к полету.
4.
Задания на проведение исследований в научно-исследовательской летающей лаборатории.
5.
Задания на проведение исследований в научной организации.

Рассмотрен на заседании комиссии
"
" ______________________ 20__ г.
Протокол N ____

ОТЧЕТ
административно-штабной подкомиссии по результатам работ, проведенных в связи с расследованием

самолета (вертолета, БВС)
(вид авиационного происшествия (САИП)
,
(тип)
происшедшей
(дата и место авиационного происшествия (САИП)
(наименование авиационной (воинской) части, соединения, объединения,
.
федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации)
Подкомиссия в ходе расследования авиационного происшествия (САИП) в период с ____________ по ___________ 20__ г. установила:

I. Организация воздушной перевозки

1. Данные о пассажирах

N п/п
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Отношение к военной службе. Должность, место работы
Основание для полета на данном воздушном судне
Последствия для пассажиров (погиб, ранен, невредим, не найден)
1
2
3
4
5

2. Наличие перевозочных документов, их наименования, даты заполнения.

3. Соответствие числа пассажиров числу разрешенных к перевозке людей на данном воздушном судне.

4. Заявленный к перевозке вес багажа и ручной клади пассажиров.

5. Размещение на борту воздушного судна пассажиров, багажа и ручной клади.

6. Данные о характере перевозимых грузов.

N п/п
Наименование перевозимого груза
Габариты (м)
Вес (кг)
В чьих интересах выполнялась воздушная перевозка груза
длина
ширина
высота
Общий вес груза
Центровка

7. Размещение груза на борту воздушного судна, способ его крепления.

8. Общая нагрузка (указать также предельно допустимую нагрузку).

9. Центровка воздушного судна.

10. Состояние перевозимого груза на месте авиационного происшествия (САИП) (разбился, сгорел, поврежден горюче-смазочными материалами, не обнаружен и т.д.).

Краткий вывод об организации воздушной перевозки.

II. Поисково-спасательные работы

11. Состав сил и средств, привлеченных к проведению поисково-спасательных работ.

12. Время оповещения дежурных поисково-спасательных сил об авиационном происшествии (САИП).

13. Время начала поиска воздушного судна и время его обнаружения.

14. Краткое описание поиска: границы района поиска, результаты поиска.

15. Время оповещения и сбора наземной поисково-спасательной команды и время прибытия к месту авиационного происшествия (САИП).

16. Время и способы эвакуации пассажиров и членов экипажа с места авиационного происшествия (САИП). Время доставки пострадавших в лечебные учреждения (указать, в какие).

17. Действия членов экипажа воздушного судна при проведении поисково-спасательных работ.

18. Силы и средства, задействованные для тушения пожара, время, затраченное на его ликвидацию.

19. Результаты поиска бортовых средств объективного контроля.

20. Меры, принятые для охраны места авиационного происшествия (САИП).

21. Метеоусловия в период проведения поисково-спасательных работ.

22. Количество погибших и получивших телесные повреждения пассажиров и членов экипажа, эвакуированных с места авиационного происшествия (САИП) до прибытия наземной поисково-спасательной команды.

23. Количество пассажиров и членов экипажа, эвакуированных с места авиационного происшествия (САИП) наземной поисково-спасательной командой.

24. Установление личностей погибших.

25. Учреждения, куда направлены для патолого-анатомических исследований останки погибших.

Краткая оценка организации и проведения поисково-спасательных работ.

III. Данные опроса очевидцев авиационного
происшествия (САИП)

26. Список выявленных и опрошенных лиц.

N п/п
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Дата опроса
Место нахождения лица в момент авиационного происшествия (САИП)
Место жительства
1
2
3
4
5

27. Данные, вытекающие из обобщения показаний опрошенных лиц.

IV. Данные об аэродроме (стартово-посадочной площадке)

28. Класс аэродрома, характеристики взлетно-посадочной полосы (стартово-посадочной площадки), состояние покрытия, наличие искусственных и естественных препятствий в районе аэродрома (стартово-посадочной площадки) и в полосе воздушных подходов.

Дается краткая оценка технической эксплуатации аэродрома (стартово-посадочной площадки).

V. Данные об эвакуации аварийного воздушного судна с места
авиационного происшествия (САИП)

29. Проведенные работы по изъятию радиоактивных элементов и обезвреживанию боеприпасов на месте авиационного происшествия (САИП): дата, задействованные силы и средства.

30. Дата начала и окончания работ по эвакуации воздушного судна с места авиационного происшествия (САИП), силы и средства, задействованные для проведения этих работ.

31. Место доставки аварийного воздушного судна.

VI. Данные об изъятии документов, материалов, относящихся
к авиационному происшествию (САИП)

32. Перечень изъятых и переданных комиссии документов.

33. Наименование документов, дополнительно запрошенных комиссией.

34. Сохранность необходимых для комиссии материалов, относящихся к авиационному происшествию (САИП).

VII. Оценка остаточной стоимости и затрат на расследование
авиационного происшествия (САИП)

35. Стоимость утраченной авиационной техники __________________ (тыс. рублей).

36. Стоимость утраченных грузов _________________ (тыс. рублей).

37. Затраты на проведение расследования авиационного происшествия (САИП) ________________________________ (тыс. рублей).

38. Затраты на привлечение к расследованию специалистов летающих лабораторий _______________________________ (тыс. рублей).

VIII. Недостатки, вскрытые при расследовании авиационного
происшествия (САИП)

39. Недостатки в организации воздушной перевозки пассажиров и грузов.

40. Недостатки в проведении поисково-спасательных и эвакуационных работ.

IX. Заключение

Дается оценка действий должностных лиц в организации воздушной перевозки, соблюдении норм загрузки и центровки, оформлении перевозочных документов на пассажиров и груз, а также эффективности поисково-спасательных работ. Указываются причины авиационного происшествия (САИП), если они связаны с недостатками в организации и выполнении воздушной перевозки.

X. Рекомендации

Приводятся рекомендации, направленные на устранение выявленных недостатков.

Председатель подкомиссии
(должность, воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)
Члены подкомиссии
(должность, воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)

Приложения:
1.
Копии перевозочных документов, договоров и других материалов, связанных с воздушной перевозкой.
2.
Материалы рабочих групп подкомиссии.
3.
Отчет по проведенным поисково-спасательным работам.
4.
Описание версий авиационного происшествия (САИП), связанных с воздушной перевозкой, не нашедших своего подтверждения.
5.
Материалы расчетов оценки экономического ущерба.
6.
Рапорты должностных лиц, участвующих в организации воздушной перевозки, в организации и выполнении поисково-спасательных работ, свидетельства очевидцев авиационного происшествия (САИП).