VI. Выявление, расследование, учет и анализ авиационных инцидентов

VI. Выявление, расследование,
учет и анализ авиационных инцидентов

Выявление и расследование авиационных инцидентов

87. Выявление авиационных инцидентов обязательно для всех должностных лиц, участвующих в подготовке, проведении и обеспечении полетов, а также контролирующих их проведение.

88. Для выявления авиационных инцидентов используются:

личные наблюдения и доклады лиц, организующих, выполняющих, обеспечивающих и обслуживающих полеты;

материалы объективного контроля;

сообщения лиц, контролирующих полеты;

записи в журналах руководителя полетов и старшего инженера полетов;

бортовая и техническая документация;

свидетельства очевидцев.

89. Каждый авиационный инцидент подлежит расследованию, основанному на тех же принципах и проводимому с той же целью, что и расследование авиационного происшествия.

90. Решение об отнесении того или иного авиационного события к авиационному инциденту и о его классификации принимается командиром авиационной (воинской) части или старшим авиационным начальником.

Перечень авиационных событий, которые относятся к авиационным инцидентам и подлежат расследованию, приведен в приложении N 8.

Решение о переклассификации авиационного инцидента в авиационное происшествие (за исключением авиационного события с легким или малым беспилотным воздушным судном) принимает руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующий родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

Решение о переклассификации авиационного инцидента в авиационное происшествие с легким или малым беспилотным воздушным судном, находящимся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, принимает командующий объединением вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а в других федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организации - должностное лицо, определяемое руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

91. Расследование серьезных авиационных инцидентов с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, организуют командования объединениями (соединениями) видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а в других федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организации - командования авиационными соединениями (должностные лица, определяемые руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

В Министерстве обороны Российской Федерации расследование серьезного авиационного инцидента (за исключением серьезного авиационного инцидента с легким или малым беспилотным воздушным судном) проводится комиссией, назначаемой приказом командующего объединением вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а в авиационных (воинских) частях, непосредственно подчиненных главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации (центрах боевого применения и переучивания летного состава (центрах боевой подготовки и боевого применения, центрах подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний), - комиссией, назначаемой приказом соответствующего командира (начальника центра). Расследование серьезного авиационного инцидента с легким или малым беспилотным воздушным судном проводится комиссией, назначаемой приказом командира соединения вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

В иных федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях расследование серьезного авиационного инцидента проводится комиссией, назначаемой правовым актом командира авиационного соединения (должностного лица, определяемого руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

В случае вовлечения в серьезный авиационный инцидент с воздушным судном авиационного персонала другого федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, а также в случае вовлечения в серьезный авиационный инцидент авиационного персонала нескольких объединений (соединений) одного федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации состав участников расследования согласовывается с заинтересованными сторонами. При этом комиссия назначается приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, в пользовании которого находится воздушное судно, потерпевшее серьезный авиационный инцидент.

Расследование иных авиационных инцидентов организуют командиры авиационных (воинских) частей (по принадлежности воздушного судна). Расследование таких авиационных инцидентов проводится комиссиями, назначаемыми приказами командиров авиационных (воинских) частей (по принадлежности воздушного судна). По результатам расследования каждого авиационного инцидента издается приказ командира авиационной (воинской) части, в котором определяются причины авиационного инцидента и указываются профилактические мероприятия.

Права и обязанности лиц, участвующих в расследовании авиационных инцидентов, приведены в приложении N 2.

92. Срок расследования авиационного инцидента, как правило, не должен превышать 5 календарных дней. Продлить установленный срок расследования вправе должностное лицо, назначившее комиссию. Продление должно осуществляться с указанием даты окончания расследования.

В случаях, требующих проведения специальных исследований, окончательный вывод о причинах авиационного инцидента делается после получения заключения о результатах этих исследований.

93. При расследовании серьезных авиационных инцидентов с повреждением воздушных судов к работе в комиссии могут привлекаться представители организаций-разработчиков и организаций-изготовителей воздушного судна (беспилотной авиационной системы), а также ремонтного предприятия.

94. По результатам расследования серьезного авиационного инцидента составляется акт в 4 экземплярах, который утверждается должностным лицом, назначившим комиссию (приложение N 9). Первый экземпляр акта хранится в авиационной (воинской) части, второй - в федеральном органе исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), в Федеральной службе безопасности Российской Федерации - в Управлении авиации, в федеральном государственном органе - в Главном управлении криминалистики (Криминалистическом центре) или в Главном военном следственном управлении, третий - в федеральном государственном бюджетном учреждении "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации. Четвертый экземпляр (в случае серьезного инцидента из-за отказа или повреждения авиационной техники) направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации. Копия акта размещается в информационной системе безопасности полетов. В случае, указанном в абзаце четвертом пункта 91 настоящих Правил, дополнительные экземпляры акта направляются заинтересованным сторонам.

При расследовании серьезного авиационного инцидента с повреждением воздушного судна дополнительно оформляется один экземпляр материалов дела расследования в соответствии с приложением N 4. В таком случае акт расследования авиационного происшествия утверждается должностным лицом, назначившим комиссию. В случае переклассификации серьезного авиационного инцидента с повреждением воздушного судна в аварию указанный экземпляр материалов дела расследования и выписка из приказа о переклассификации авиационного события направляются в Службу безопасности полетов.

Учет и анализ авиационных инцидентов

95. Контроль за выявлением авиационных инцидентов, полнотой, объективностью их расследования и учета осуществляют старшие авиационные (вышестоящие) начальники.

96. Обо всех авиационных инцидентах по окончании полетов докладывается оперативными дежурными устно по линии вышестоящих центров (пунктов) управления структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - в центр (на пункт) управления авиационного объединения (авиационного соединения), а также на командный пункт объединения (соединения), в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, где они учитываются в журналах (приложение N 10). Кроме того, о серьезных авиационных инцидентах немедленно докладывается устно дежурному Службы безопасности полетов, в центр управления главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации или командования рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна) и в Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

В докладе (в информационной системе безопасности полетов) указывается информация в составе, предусмотренном приложением N 3(1) к настоящим Правилам. Отсутствие какой-либо информации не является основанием для задержки доклада.

97. В федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях должностные лица, проводившие расследование серьезного авиационного инцидента, не позднее 5 календарных дней со дня его окончания представляют письменное донесение о результатах расследования должностному лицу, назначившему комиссию, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), копию - начальнику Службы безопасности полетов.

В донесении указываются характер авиационного инцидента, данные о летчике (внешнем пилоте, экипаже), авиационной технике (в случаях, связанных с ее отказом или повреждением), задание, обстоятельства и причина авиационного инцидента, оценка действий летчика (внешнего пилота, экипажа) и группы руководства полетами (ОВД (органа управления полетами), рекомендации по профилактике подобных инцидентов.

98. На все авиационные инциденты в авиационных (воинских) частях (подразделениях) составляются карточки учета установленной формы (приложение N 11). Первый экземпляр указанной карточки до 15-го числа каждого месяца направляется в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации, второй - в центры боевого применения и переучивания летного состава (карточки учета авиационных инцидентов беспилотных воздушных судов - в 924 Государственный центр беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации). Копии карточек учета авиационных инцидентов в Министерстве обороны Российской Федерации направляются в объединение (соединение) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а в иных федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях - в авиационное объединение (авиационное соединение) (по принадлежности воздушного судна).

На каждый авиационный инцидент, причиной которого явился отказ авиационной техники, в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации направляется, кроме карточки учета авиационного инцидента, карточка отказа авиационной техники установленного образца.

99. Контроль за правильностью оформления карточек учета авиационных инцидентов и своевременностью их представления организуется федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом или организацией (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - командованием объединения (соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

100. В целях своевременного принятия мер по предотвращению авиационных происшествий осуществляется информирование авиационных (воинских) частей (подразделений) об авиационных событиях и их причинах.

Информация о состоянии безопасности полетов подразделяется на оперативную, периодическую и информацию, предоставляемую по запросу.

101. Оперативная информация доводится до авиационных (воинских) частей (подразделений) командующими объединениями (командирами соединений) видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций (по принадлежности воздушного судна).

102. Оперативная информация передается с использованием средств связи и автоматизации федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций и содержит информацию, предусмотренную приложением N 3(1) к настоящим Правилам.

103. Периодическая информация включает:

а) ежемесячные экспресс - бюллетени по безопасности полетов, составляемые федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации;

б) информационные выпуски об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах;

в) выпуски с рекомендациями по предупреждению ошибочных действий экипажей и органов единой системы ОрВД;

г) выпуски с рекомендациями по предупреждению отказов авиационной техники;

д) материалы, содержащие анализ авиационных происшествий и авиационных инцидентов;

е) рекомендации по предотвращению авиационных происшествий.

104. В авиационных подразделениях авиационные инциденты, нарушения и ошибочные действия летного состава (экипажей) учитываются в журнале (приложение N 12).

105. В авиационной (воинской) части и авиационном соединении (соединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов) авиационные инциденты учитываются в журнале (приложение N 13). Кроме того, в авиационном соединении, а также в соединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, начальники соответствующих служб (отделов) (каждый по своему направлению) ведут учет авиационных инцидентов, нарушений и недостатков, имевших место при организации, проведении, управлении и обеспечении полетов. Учет ведется в соответствующих разделах указанного журнала.

В частях (подразделениях) обеспечения учитываются авиационные инциденты, а также нарушения и недостатки в обеспечении полетов, имевшие место в этих частях (подразделениях).

106. В федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе и организациях, в авиационном объединении, а также объединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, авиационные инциденты учитываются в журнале учета авиационных инцидентов (приложение N 14).

Кроме того, все авиационные инциденты, выявленные в авиационном объединении, а также объединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, учитываются в зависимости от их причин соответственно в отделе боевой подготовки, соответствующих службах (отделах), на соответствующем командном пункте, в управлениях начальника тыла и начальника войск связи и радиотехнического обеспечения, в органах единой системы ОрВД.

107. В федеральном государственном бюджетном учреждении "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации учитываются все авиационные инциденты с воздушными судами государственной авиации Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339.

В Службе безопасности полетов учитываются все серьезные авиационные инциденты с повреждениями воздушных судов государственной авиации Российской Федерации.

В Службе безопасности полетов ведется единая база данных выявленных опасных факторов и авиационных событий на основе учета всех авиационных происшествий и авиационных инцидентов с воздушными судами.

108. Проверка полноты учета, объективности расследования и правильности классификации авиационных инцидентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом и организациями:

в авиационной (воинской) части и частях (подразделениях) обеспечения полетов - ежемесячно;

в авиационном соединении (соединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов), на авиаремонтном заводе и в военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации - ежеквартально.

Результаты проверки, а также указания по устранению вскрытых недостатков записываются проверяющими в соответствующий раздел журнала учета авиационных инцидентов.

109. Обо всех авиационных инцидентах, нарушениях и ошибочных действиях, допущенных во время летной смены и дежурства расчета органа единой системы ОрВД, информируется личный состав авиационной (воинской) части (подразделения). Информация о выводах и профилактических мероприятиях по предотвращению подобных авиационных инцидентов по окончании их расследования доводится до всех заинтересованных лиц.

110. В авиационной (воинской) части (подразделении) и частях (подразделениях) обеспечения ежемесячно (в авиационных объединениях и авиационных соединениях, а также в объединениях (соединениях), в составе которых есть подразделения беспилотных воздушных судов, - ежеквартально) проводится разбор авиационных инцидентов, нарушений и ошибочных действий личного состава, результаты которого в виде отдельного раздела включаются в доклад командира (командующего) при подведении итогов работы.

111. Назначение разбора авиационных инцидентов, нарушений и ошибочных действий личного состава состоит в выявлении опасных факторов, выработке рекомендаций и проведении мероприятий по предотвращению авиационных происшествий по аналогичным причинам.

Основанием для указанного разбора служат итоги проверок и результаты расследования авиационных инцидентов, а также аналитические материалы, разрабатываемые соответствующими отделами и службами. Организация проведения разбора в авиационной части (авиационном соединении) и части обеспечения возлагается на командира авиационной части (авиационного соединения) и части обеспечения, в авиационном объединении - на заместителя командующего авиационным объединением.

Организация проведения разбора в воинской части (соединении), в составе которой есть подразделения беспилотных воздушных судов и части (подразделения) обеспечения, возлагается на командира воинской части (соединения) и части (подразделения) обеспечения, а в объединении - на заместителя командующего объединением.

112. При разборе авиационных инцидентов должны быть рассмотрены следующие вопросы:

а) оценка обстановки и условий повседневной деятельности авиационных (воинских) частей, факторы, усложнившие выполнение поставленных задач;

б) характер и особенности задач, решаемых авиационными (воинскими) частями в минувшем месяце (квартале), основные итоги их выполнения;

в) анализ авиационных происшествий и авиационных инцидентов, выявленные опасные факторы;

г) детальный анализ безопасности полетов по категориям авиационного персонала, классности, этапам полета, метеоусловиям, другим критериям. Анализ, осуществляемый в авиационном объединении, дополнительно включает информацию о количестве авиационных инцидентов и налете за квартал в каждой авиационной части авиационного объединения по типам воздушных судов;

д) состояние профилактической работы, эффективность выполнения программ предотвращения авиационных происшествий, принимаемые меры по предупреждению повторения авиационных инцидентов, в первую очередь связанных с неправильными (ошибочными) действиями личного состава, нарушением требований нормативных документов;

е) выводы о состоянии учета, факты сокрытия или неправильной классификации авиационных инцидентов, положительные примеры работы по предотвращению авиационных происшествий;

ж) указания, предложения и рекомендации по предотвращению авиационных происшествий.

113. Материалы разбора авиационных инцидентов в Министерстве обороны Российской Федерации подписываются командующим объединением (командиром соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а в других федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях - командующим авиационным объединением (командиром авиационного соединения, должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации), и направляются в подчиненные части (подразделения) для изучения личным составом.

Копии материалов ежеквартального разбора авиационных инцидентов в объединениях (соединениях) до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляются в органы безопасности полетов соответствующего федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующему Северным флотом) (по подчиненности), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации и в Службу безопасности полетов.

Участие в расследовании авиационного инцидента с воздушным
судном, происшедшего на территории иностранного государства

114. Участие должностных лиц в расследовании авиационного инцидента с воздушным судном, происшедшего на территории иностранного государства, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 66 - 70 настоящих Правил.