III. Расследование авиационных происшествий Организация расследования

III. Расследование авиационных происшествий
Организация расследования

10. Расследование авиационных происшествий (за исключением авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами) организуют Служба безопасности полетов и руководители федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа и организаций (по принадлежности воздушного судна).

Расследование авиационных происшествий с легкими беспилотными воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, организуют командования объединений видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а с малыми беспилотными воздушными судами - командования соединений видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

Расследование иных авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами организуют командования авиационных соединений (должностные лица, определяемые руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

Для участия в расследовании могут привлекаться специалисты научных организаций, представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

11. Расследование авиационного происшествия (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна) с включением в ее состав представителя Службы безопасности полетов (по согласованию).

Расследование авиационного происшествия с легким беспилотным воздушным судном, находящимся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, проводится комиссией, назначаемой приказом командующего объединением вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а с малым беспилотным воздушным судном - приказом командира соединения вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

Расследование иных авиационных происшествий с легкими или малыми беспилотными воздушными судами проводится комиссиями, назначаемыми правовыми актами командиров авиационных соединений (должностных лиц, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

В состав комиссии могут включаться представители организаций - разработчиков и изготовителей авиационной техники.

В случае расследования авиационного происшествия Службой безопасности полетов приказ о назначении комиссии издает Министр обороны Российской Федерации.

12. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Председателем комиссии при расследовании авиационного происшествия с пилотируемым воздушным судном может быть только лицо, имеющее летное образование.

В состав комиссии назначаются лица, имеющие соответствующую квалификацию. Члены комиссий проходят специальную подготовку, после которой на основании решения начальника Службы безопасности полетов им выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1). Членам комиссии по расследованию авиационных происшествий с легкими или малыми беспилотными воздушными судами удостоверения установленного образца не выдаются.

Права и обязанности лиц, участвующих в расследовании авиационного происшествия, приведены в приложении N 2.

Рабочими органами комиссии являются:

летная, инженерно-техническая и административно-штабная подкомиссии, а также расчетно-аналитическая группа, работу которых возглавляют члены комиссии;

рабочие, исследовательские и экспертные группы, которые могут не входить в состав подкомиссий. Работу групп могут возглавлять специалисты, которые не являются членами комиссии.

Решение о создании рабочих органов принимает председатель комиссии.

13. Для работы в комиссии и в ее рабочих органах могут по согласованию с соответствующими руководителями привлекаться представители федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от их организационно-правовой формы. Информация о кандидатах для работы в комиссии передается федеральному органу исполнительной власти, федеральному государственному органу или организации, которые организуют расследование, в минимально короткие сроки после получения от него запроса.

14. Лица, участвующие в расследовании авиационного происшествия, должны иметь соответствующую квалификацию и не должны быть причастными к организации, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета, по которому проводится расследование.

Члены комиссии и ее рабочих органов не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими или физическими лицами, причастными к авиационному происшествию.

15. Если в процессе работы комиссии стало известно о вовлечении в расследуемое авиационное происшествие авиационного персонала другого вида авиации или другого федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, председатель комиссии сообщает об этом руководителю федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, назначившему комиссию, и начальнику Службы безопасности полетов для принятия решения о дальнейшем расследовании.

16. Авиационные происшествия в результате столкновения воздушных судов расследуются как одно событие, а классифицируются и учитываются для каждого воздушного судна раздельно. По результатам расследования оформляется, как правило, одно дело расследования.

17. Оперативное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом и организациями по вопросам организации и проведения расследования авиационных происшествий осуществляется Службой безопасности полетов.

18. Комиссия проводит расследование авиационного происшествия, руководствуясь Воздушным кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность в области государственной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации.

19. Члены комиссии имеют права, установленные воздушным законодательством Российской Федерации, в том числе:

а) беспрепятственно проходить на борт потерпевшего бедствие воздушного судна для выяснения обстоятельств авиационного происшествия;

б) обследовать потерпевшее бедствие воздушное судно, его составные части, имущество, находящееся на борту этого воздушного судна либо вовлеченное в авиационное происшествие извне, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;

в) поручать организациям независимо от их организационно-правовой формы проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного происшествия;

г) привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовой формы;

д) опрашивать очевидцев авиационного происшествия, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному происшествию, получать необходимую информацию у правоохранительных органов;

е) изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие воздушного судна, подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов;

ж) запрашивать у соответствующих федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа и организаций, а также у граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с авиационным происшествием;

з) проводить исследование психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.

20. Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, а также командование воинских частей обязаны оказывать всемерное содействие работе комиссии.

21. Доставку членов комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту авиационного происшествия и обратно организует руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

22. В случае если авиационное происшествие произошло на находящемся в автономном плавании авианесущем корабле, на который члены комиссии не могут прибыть, расследование проводится после прибытия корабля на базу. При этом старший авиационный начальник, находящийся на борту корабля, проводит предварительное расследование авиационного происшествия и докладывает непосредственному командиру (начальнику) об обстоятельствах происшествия, а также принимает меры к обеспечению сохранности всех деталей и материалов, имеющих прямое или косвенное отношение к авиационному происшествию.

23. Продолжительность работы комиссии при расследовании авиационного происшествия, как правило, не должна превышать 30 суток. Началом работы комиссии считается дата авиационного происшествия, окончанием - дата подписания акта расследования авиационного происшествия.

Если для установления причин происшествия необходимо проведение специальных исследований, завершение которых в указанные сроки невозможно, то по ходатайству председателя комиссии срок ее работы может быть продлен начальником Службы безопасности полетов (руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, организации или лицом, назначившим комиссию, с информированием начальника Службы безопасности полетов с указанием даты продления).

Расследование считается законченным после утверждения акта расследования авиационного происшествия.

24. Представители правоохранительных органов, проводящие следственные действия по факту авиационного происшествия, согласовывают свою работу с председателем комиссии.

Оповещение об авиационном происшествии

25. В случае авиационного происшествия, а также при потере радиосвязи с экипажем и пропадании отметки от воздушного судна на экранах радиолокационных станций старший дежурной смены органа обслуживания воздушного движения, осуществляющий руководство (управление) полетом воздушного судна, обязан немедленно доложить об этом оперативному дежурному (ответственному) командного пункта соединения (объединения) и командиру авиационной (воинской) части (старшему авиационному начальнику зоны ответственности).

Информация об авиационном происшествии с воздушным судном через командные пункты доводится до командира авиационной (воинской) части, за которой закреплено данное воздушное судно.

26. Устный доклад об авиационном происшествии или потере радиосвязи с экипажем и пропадании отметки от воздушного судна на экранах радиолокационных станций (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) представляется немедленно руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна) и командующему войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующему Северным флотом) (по подчиненности).

Устный доклад об авиационном происшествии с легким или малым беспилотным воздушным судном представляется немедленно командующему авиационного объединения (командиру авиационного соединения) федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - командующему объединения (командиру соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

27. В устном докладе (в информационной системе безопасности полетов) указывается информация в составе согласно приложению N 3(1). Отсутствие какой-либо информации не является основанием для задержки доклада.

28. Об авиационном происшествии или о потере радиосвязи с экипажем и пропадании отметки от воздушного судна на экране радиолокационной станции докладывается немедленно дежурному по Службе безопасности полетов, в Национальный центр управления обороной Российской Федерации, по линии вышестоящих центров (пунктов) управления на центральный командный пункт (пункт управления) федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

29. Полученную информацию дежурный по Службе безопасности полетов представляет на центральные командные пункты (пункты управления) федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа и организаций (по однотипным воздушным судам) для дальнейшей передачи на командные пункты (пункт управления) авиационных (воинских) частей (по форме согласно приложению N 3), а также в Федеральное агентство воздушного транспорта и Межгосударственный авиационный комитет (по решению начальника Службы безопасности полетов).

30. Письменное донесение об авиационном происшествии (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) командир авиационной (воинской) части (подразделения) (по принадлежности воздушного судна) представляет в течение 24 часов руководителю федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна) и командующему войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующему Северным флотом) (по подчиненности).

Письменное донесение об авиационном происшествии с легким или малым беспилотным воздушным судном командир авиационной (воинской) части (подразделения) (по принадлежности воздушного судна) представляет в течение 24 часов командующему авиационного объединения (командиру авиационного соединения) федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - командующему объединения (командиру соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

Копия письменного донесения об авиационном происшествии направляется начальнику Службы безопасности полетов.

31. В письменном донесении (в информационной системе безопасности полетов) указывается информация в составе, предусмотренном приложением N 3(1) к настоящим Правилам. Отсутствие какой-либо информации не является основанием для задержки представления донесения.

Действия должностных лиц при авиационном происшествии

32. Поиск воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном), спасание его пассажиров и членов экипажа, оказание им помощи организует и осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.

Организация охраны потерпевшего авиационное происшествие воздушного судна и его эвакуация (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) возлагаются на командующего войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующего Северным флотом), в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие.

Организация поиска и охраны потерпевшего авиационное происшествие легкого или малого беспилотного воздушного судна возлагается на должностное лицо, организовавшее его полет.

33. С момента авиационного происшествия (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) и до прибытия комиссии ответственность за проведение первоначальных мероприятий возлагается на старшего авиационного начальника, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие (командира авиационной (воинской) части (руководителя подразделения). При авиационном происшествии с легким или малым беспилотным воздушным судном ответственность за проведение первоначальных мероприятий возлагается на должностное лицо, организовавшее его полет.

В каждой авиационной части (соединении, объединении), воинской части (соединении, объединении), организующей полеты беспилотных воздушных судов, должна быть разработана специальная инструкция, регулирующая действия должностных лиц при авиационном происшествии.

34. В случае авиационного происшествия, вынужденной посадки вне аэродрома командир пилотируемого воздушного судна совместно с членами экипажа принимает меры по обеспечению неприкосновенности воздушного судна и носителей полетной информации, организует охрану места происшествия и сообщает о случившемся в органы местного самоуправления.

35. Без разрешения председателя комиссии запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением работ по тушению пожара, эвакуации раненых и погибших, а также фиксации следов, которые могут быть утрачены (отложений льда, копоти, следов движения воздушного судна по грунту и т.п.).

36. Старший авиационный начальник, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие (командир авиационной (воинской) части), при получении сообщения об авиационном происшествии обязан провести первоначальные мероприятия:

а) организовать поисково-спасательные работы в соответствии с инструкцией по организации поисково-спасательного обеспечения полетов;

б) доложить немедленно непосредственному командиру (начальнику) данные о воздушном судне, об экипаже, пассажирах и выполняемом задании, обстоятельствах, метеоусловиях, последствиях авиационного происшествия, а также о принятых мерах;

в) определить необходимость принятия дополнительных мер по спасанию воздушного судна, пассажиров и членов экипажа, тушению (предупреждению) пожара, сохранению вещественных доказательств;

г) организовать охрану места авиационного происшествия, запретить допуск к нему посторонних лиц, обеспечить неприкосновенность воздушного судна, его содержимого или его обломков (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших). Перемещение воздушного судна или его обломков до прибытия комиссии допускается только в случаях, если они препятствуют безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов. При необходимости такого перемещения принимаются меры по документированию (путем фотографирования, видеосъемки, составления акта осмотра, схем и т.п.) положения и общего состояния воздушного судна (его обломков), показаний приборов, положения переключателей и рукояток управления в кабинах;

д) сообщить о факте авиационного происшествия в органы местного самоуправления и соответствующие органы прокуратуры, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

е) дать указание об эвакуации погибших после предварительного фотографирования и составления схемы их расположения относительно основных частей воздушного судна, избегая разборки и повреждения обломков;

ж) принять меры по сохранению бортовых средств объективного контроля, документов, оказавшихся на месте авиационного происшествия, организовать поиск обломков воздушного судна на прилегающей к месту авиационного происшествия местности и обеспечить их сохранность на месте обнаружения. Если бортовые средства объективного контроля находятся в агрессивных жидкостях или в очаге пожара, их необходимо немедленно оттуда изъять, предварительно по возможности сфотографировав (задокументировав) место изъятия, принять меры к сохранению информации, составить акт об изъятии и внешнем состоянии накопителей полетной информации. В других случаях изъятие бортовых средств объективного контроля до прибытия комиссии запрещается;

з) при наличии на воздушном судне агрегатов с изотопами радиоактивных элементов и боеприпасов организовать проверку уровня радиации на месте авиационного происшествия, изъять эти агрегаты, а также имеющиеся боеприпасы;

и) организовать снятие и опечатывание кассет звуконосителей магнитофонов на пунктах управления полетами, фотокассет, регистрирующих запись изображения на экранах радиолокационных станций, в зоне действия которых находилось воздушное судно в момент авиационного происшествия, принять меры для сохранения информации на средствах регистрации полетных данных станции внешнего пилота беспилотной авиационной системы;

к) организовать опечатывание инструмента, контрольных проб топлива, средств наземного обеспечения полетов, которые использовались при подготовке воздушного судна к полету, дать указание о прекращении заправки и об опечатывании емкостей (топливозаправщиков), из которых осуществлялась заправка воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие;

л) организовать изъятие и хранение летной, технической и другой документации, имеющей отношение к полету, который закончился авиационным происшествием (плановые таблицы полетов, метеорологическая документация, летные и медицинские книжки членов экипажа, документация органа обслуживания воздушного движения, осуществлявшего руководство (управление) полетом, формуляры и журнал подготовки воздушного судна, документы на горючее, масла, специальные жидкости и газы, материалы последней градуировки параметров, регистрируемых бортовыми средствами объективного контроля, аппаратные журналы радиообмена и учета работы радиотехнических средств);

м) зафиксировать метеорологические условия на аэродроме (стартово-посадочной площадке), по маршруту полета и в месте авиационного происшествия;

н) организовать проведение медицинского осмотра членов экипажа воздушного судна, с которым произошло авиационное происшествие, лиц, осуществлявших руководство полетом и непосредственную подготовку воздушного судна к нему, получить письменные объяснения их действий;

о) организовать выявление воздушных судов, выполнявших полеты в районе авиационного происшествия в период, близкий к моменту происшествия, и принять меры по сохранению информации бортовых средств объективного контроля этих воздушных судов;

п) установить очевидцев авиационного происшествия и взять у них объяснения для последующего представления комиссии;

р) информировать старшего авиационного начальника аэродрома вылета воздушного судна об авиационном происшествии в целях сохранности информации и соответствующих документов о подготовке и выполнении полета воздушного судна перед авиационным происшествием;

с) сформировать группу обеспечения работы комиссии.

Все полученные в результате первоначальных мероприятий материалы должны быть переданы в комиссию.

37. Вскрытие и прослушивание наземных и бортовых магнитофонов, декодирование и дешифрирование записей бортовых самописцев, а также внесение каких-либо дополнений, изменений или поправок в документацию, относящуюся к полету и его обеспечению, запрещаются. Работы с наземными и бортовыми средствами объективного контроля проводятся только по указанию председателя комиссии.

38. Материалы наземных средств объективного контроля при необходимости могут использоваться до прибытия комиссии в целях организации поисково-спасательных работ. Ответственность за их использование в этом случае возлагается на старшего авиационного начальника (должностное лицо, ответственное за проведение первоначальных мероприятий (командира воинской части, имеющей в своем составе подразделения с беспилотными воздушными судами), который должен принять меры по сохранению информации и составить акт об изъятии и внешнем состоянии наземных средств объективного контроля.

39. Руководители организаций - разработчиков и организаций - изготовителей воздушного судна (беспилотной авиационной системы), с которым произошло авиационное происшествие, а также организаций, выполнявших его ремонт и техническое обслуживание, обязаны по получении информации об авиационном происшествии принять меры по обеспечению сохранности документации, относящейся соответственно к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна (беспилотной авиационной системы) и обеспечению его полета.

Порядок работы комиссии по расследованию
авиационного происшествия

40. По прибытии на место авиационного происшествия председатель комиссии проводит заседание, на котором объявляет состав комиссии, заслушивает должностных лиц, осуществлявших первоначальные мероприятия, об обстоятельствах происшествия и проделанной работе, создает рабочие органы комиссии и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает указания по планированию работы комиссии и другим оперативным вопросам.

41. Председатель комиссии организует, проводит и контролирует работу на всех этапах расследования, координирует действия всех участников расследования. Решения по основным организационным и методическим вопросам расследования принимаются комиссией, при этом председатель комиссии обладает правом принятия окончательного решения. Член комиссии, несогласный с принятым решением, имеет право письменно изложить особое мнение, которое прилагается к акту расследования.

Заседания комиссии при наличии разногласий по обсуждаемым вопросам, а также в других необходимых случаях оформляются протоколами. Протокол подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

42. Работа комиссии и подкомиссий проводится по утвержденным председателем комиссии планам.

Состав подкомиссий (рабочих органов) утверждает председатель комиссии (подкомиссии).

43. Комиссия определяет объекты для проведения аналитических, лабораторных и других исследований, которые вместе с описанием обстоятельств авиационного происшествия, необходимой документацией и техническим заданием на проведение исследований направляет в научные организации или передает начальнику научно-исследовательской летающей лаборатории в случае ее работы на месте авиационного происшествия.

44. Для участия в расследовании авиационного происшествия, связанного с отказом авиационной техники, привлекается, как правило, научно-исследовательская летающая лаборатория.

Детали воздушного судна, имеющие признаки столкновения с птицей, и останки птицы направляются для исследования в центральную судебно-медицинскую лабораторию Министерства обороны Российской Федерации.

45. Исследования аварийной техники проводятся в специально подготовленном для работы месте или на борту научно-исследовательской летающей лаборатории с выставлением, как правило, воздушного судна-аналога.

46. Исследования аварийной техники как в научных организациях, так и на месте авиационного происшествия проводятся, как правило, совместно с представителями организаций-разработчиков и организаций-изготовителей воздушного судна (беспилотной авиационной системы). В случае неприбытия представителей в течение 5 дней с момента авиационного происшествия исследования проводятся без их участия.

47. Специалисты, проводившие исследования, как правило, в 10-дневный срок после получения от комиссии объектов исследования и технического задания проводят необходимые работы и направляют заключение должностному лицу соответствующего федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, назначившему комиссию, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна). Копии указанных документов представляются в указанный срок председателю комиссии и начальнику Службы безопасности полетов.

48. Полный отчет по результатам проведенных исследований аварийной техники составляется в 30-дневный с даты поступления материала на исследование срок, подписывается специалистами, участвующими в исследованиях, утверждается руководителем организации, проводившей исследования, и рассылается адресатам, указанным в пункте 55 настоящих Правил.

49. Эксперт (экспертная группа) в соответствии с планом работы комиссии получает в письменной форме задание от председателя комиссии (подкомиссии) с перечнем вопросов, требующих ответа.

Результаты работы оформляются в виде заключения, подписываемого экспертом (членами экспертной группы), которое приобщается к делу расследования.

50. Результаты работы подкомиссий оформляются в виде отчетов, которые после рассмотрения на заседании комиссии включаются в дело расследования.

51. Итоговым документом работы комиссии является акт расследования авиационного происшествия, который составляется на основании материалов и выводов, содержащихся в отчетах подкомиссий и рабочих групп, результатов исследований и экспертиз, а также с учетом других имеющихся в распоряжении комиссии материалов.

52. Каждый экземпляр акта расследования авиационного происшествия подписывается членами комиссии.

53. Член комиссии, несогласный с содержанием или выводами акта расследования авиационного происшествия, в течение суток представляет председателю комиссии письменно особое мнение с обоснованием и конкретными предложениями.

Для рассмотрения особого мнения комиссией создается специальная группа, которая готовит по нему мотивированное заключение. Если особое мнение не учитывается комиссией, член комиссии, представивший его, подписывает акт расследования с пометкой "с особым мнением". Особое мнение вместе с мотивированным заключением по нему приобщается к акту расследования.

Аналогичный порядок должен соблюдаться при составлении и подписании отчетов подкомиссий и рабочих групп.

54. По результатам работы комиссии оформляется дело расследования авиационного происшествия (приложение N 4), которому может быть в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена степень секретности.

Дело расследования авиационного происшествия с воздушным судном, находящимся в пользовании Федеральной службы безопасности Российской Федерации, оформляется с учетом положений Федерального закона "О федеральной службе безопасности".

55. Дело расследования оформляется, как правило, в 3 экземплярах, которые рассылаются:

первый с первым экземпляром акта расследования авиационного происшествия - в Службу безопасности полетов;

второй - в авиационную (воинскую) часть (по принадлежности воздушного судна);

третий - руководителю федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), в Федеральной службе безопасности Российской Федерации - начальнику Управления авиации, в федеральном государственном органе - руководителю Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) или заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Главного военного следственного управления.

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339.

Если по факту авиационного происшествия возбуждено уголовное дело, то один экземпляр дела расследования представляется также в орган, проводящий предварительное следствие.

Акт расследования авиационного происшествия (с отчетами по результатам проведенных исследований аварийной техники) направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации.

56. Экземпляр дела расследования, находящийся в Службе безопасности полетов, является документом постоянного хранения, срок хранения остальных экземпляров - 10 лет.

57. По окончании расследования авиационного происшествия председатель комиссии представляет доклад о его результатах руководителю федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в случае авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном - должностному лицу, назначившему комиссию. Копия доклада направляется начальнику Службы безопасности полетов.

В докладе указываются обстоятельства авиационного происшествия, его причины, вскрытые в ходе расследования недостатки и рекомендации комиссии по предотвращению подобных происшествий.

Проведение разбора по результатам расследования

58. После завершения расследования авиационного происшествия председатель комиссии или его заместитель проводит в авиационной (воинской) части разбор с целью доведения до заинтересованных организаций и лиц информации об обстоятельствах, причинах, опасных факторах и недостатках, выявленных в результате расследования, а также рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий.

59. Решение о времени и порядке проведения разбора, а также о привлекаемых к участию в нем лиц принимается председателем комиссии.

60. Участники разбора имеют право задавать вопросы, представлять в письменной форме свои предложения и рекомендации, вытекающие из результатов расследования и направленные на повышение безопасности полетов.

Окончательное заключение
о причинах авиационного происшествия

61. Окончательное заключение о причинах авиационного происшествия делает руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, назначивший комиссию (начальник Службы безопасности полетов - при расследовании авиационных происшествий комиссией Службы безопасности полетов), при утверждении им акта расследования авиационного происшествия.

Окончательное заключение о причинах авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном делает должностное лицо, назначившее комиссию.

62. Начальник Службы безопасности полетов (руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностное лицо, назначившее комиссию) может принять решение о пересмотре заключения комиссии о причинах авиационного происшествия, если будут установлены факты нарушения порядка и правил расследования, повлиявшие на его результаты, или если имеются основания считать выводы и заключение комиссии ошибочными.

Такое решение может быть принято также в случае поступления от федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностного лица, назначившего комиссию (по принадлежности воздушного судна), а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, аргументированного предложения о пересмотре результатов расследования.

63. В предложении о пересмотре результатов расследования, представляемом не позднее 30 дней с даты подписания комиссией акта расследования авиационного происшествия, должны быть указаны:

проблемы, не рассмотренные комиссией;

обоснование необходимости рассмотрения этих проблем;

предложения по проведению дополнительных исследований и экспертиз;

предложения о составе экспертной комиссии (при необходимости - межведомственной).

64. Для пересмотра заключения о причинах авиационного происшествия начальник Службы безопасности полетов (руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностное лицо, назначившее комиссию) образует экспертную комиссию, которая с учетом заключения комиссии, расследовавшей авиационное происшествие, новых обстоятельств и фактов проводит дополнительные исследования и готовит экспертное заключение, включаемое в дело расследования.

С учетом экспертного заключения, подписываемого всеми членами экспертной комиссии, начальник Службы безопасности полетов (руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностное лицо, назначившее комиссию) делает окончательное заключение о причинах авиационного происшествия, которое вносится в акт расследования.

65. Окончательное заключение о причинах авиационного происшествия в 10-дневный срок после утверждения акта расследования направляется:

начальнику Службы безопасности полетов - при расследовании авиационного происшествия комиссией федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, а также в случае расследования авиационного происшествия с беспилотным воздушным судном комиссией объединения (соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

руководителю федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), в Федеральной службе безопасности Российской Федерации - начальнику Управления авиации, в федеральном государственном органе - руководителю Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) или заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Главного военного следственного управления - при расследовании авиационного происшествия Службой безопасности полетов;

командиру авиационной (воинской) части (по принадлежности воздушного судна);

руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации;

начальнику федерального государственного бюджетного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339.

Участие в расследовании авиационного
происшествия с воздушным судном, происшедшего
на территории иностранного государства

66. Если авиационное происшествие с воздушным судном произошло на территории иностранного государства, начальник Службы безопасности полетов назначает уполномоченных представителей для участия в расследовании. Соответствующее уведомление о составе уполномоченных представителей направляется через Министерство иностранных дел Российской Федерации государству, на территории которого произошло авиационное происшествие.

Оформление документов на выезд уполномоченных представителей осуществляется в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом или организациями, направляющими этих представителей.

Дипломатическое представительство и консульские учреждения Российской Федерации в иностранном государстве, на территории которого произошло авиационное происшествие, обязаны оказывать содействие уполномоченным представителям и обеспечивать им соответствующие условия для работы.

67. Расследование авиационных происшествий с воздушными судами, происшедших на территории иностранных государств, проводится с учетом национальных правил этих государств. Если в соответствии с международными договорами установлены иные правила расследования авиационных происшествий, то применяются эти правила.

68. Если иностранное государство, на территории которого произошло авиационное происшествие, передает право расследования этого происшествия Российской Федерации, то такое расследование проводится в соответствии с настоящими Правилами.

69. Вопросы, возникающие в ходе расследования авиационного происшествия, решаются уполномоченными представителями через председателя комиссии государства, проводящего расследование.

При необходимости проведения специальных исследований в научных организациях Российской Федерации уполномоченные представители обязаны проинформировать об этом начальника Службы безопасности полетов.

70. По окончании работ, связанных с расследованием авиационного происшествия, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна) составляет донесение по результатам расследования и направляет его начальнику Службы безопасности полетов.

Порядок предания гласности информации
об авиационном происшествии

71. В процессе расследования авиационного происшествия с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностного лица, назначивших комиссию, могут быть преданы гласности только фактические данные об этом авиационном происшествии.

72. Информация, полученная в процессе расследования авиационного происшествия и содержащая любые заявления лиц, любую переписку между лицами, имеющими отношение к эксплуатации воздушного судна, медицинские или конфиденциальные сведения, касающиеся участников авиационного происшествия, расшифровку записей бортовых речевых самописцев, может быть предана гласности только по решению правоохранительного органа, осуществляющего предварительное следствие по факту авиационного происшествия.

73. Информацию относительно обстоятельств авиационного происшествия участники расследования этого происшествия передают председателю комиссии. С согласия председателя комиссии они могут использовать эту информацию для принятия мер, направленных на повышение безопасности полетов. Чтобы не повредить процессу расследования, указанная информация ни при каких обстоятельствах не может предоставляться или обсуждаться с посторонними лицами.

74. После завершения расследования авиационного происшествия официальная информация о происшествии и результатах его расследования может быть доведена до сведения общественности, юридических лиц и граждан руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации либо должностным лицом, назначившими комиссию, или другим лицом по его поручению.