III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
15. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).
16. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории), что достигается посредством:
установления пропускного и внутриобъектового режимов;
обеспечения установленных требований по инженерно-технической оснащенности и укрепленности объектов (территорий);
проведения иных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на объектах (территориях);
б) выявления потенциальных нарушителей режимов, установленных на объектах (территориях), и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, что достигается посредством:
неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов;
контроля за текущей обстановкой на объектах (территориях) и близлежащей территории на предмет выявления посторонних лиц и подозрительных предметов, лиц, осуществляющих наблюдение за объектами (территориями), сбор сведений об объектах (территориях);
постоянного анализа поступающей информации о социально-политической, криминогенной обстановке в регионе, сведений об угрозах совершения или о совершении террористических актов на территории региона;
в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), что достигается посредством:
проведения специальных занятий с работниками объектов (территорий) о порядке действий при появлении признаков совершения террористического акта или возникновении угрозы его совершения;
взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также с подразделениями охраны объектов (территорий) по вопросам антитеррористической защищенности;
постоянного контроля за установленным порядком доступа на объекты (территории) посетителей и транспортных средств;
г) минимизации возможных последствий и ликвидации угроз террористических актов на объектах (территориях), что достигается посредством:
обеспечения достаточного уровня подготовки работников объектов (территорий) по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий);
неукоснительного соблюдения настоящих требований;
своевременного информирования органов (организаций), в ведении которых находятся объекты (территории), территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) об угрозе или о совершении террористического акта;
оперативного оповещения и проведения эвакуации работников и посетителей объектов (территорий);
слаженного взаимодействия в работе с уполномоченными органами, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также с подразделениями охраны объектов (территорий);
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), что достигается посредством:
установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
ограничения доступа должностных лиц (работников) и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.
17. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) в отношении объектов (территорий) категории 3:
организация охраны объекта (территории) с использованием технических средств и групп быстрого реагирования;
обеспечение инженерно-технической укрепленности зданий, строений и сооружений;
организация внутриобъектового режима;
оборудование зданий, строений и сооружений, включая периметр объекта (территории), техническими системами охранной и тревожной сигнализации;
оборудование зданий, строений и сооружений техническими системами пожарной сигнализации;
оборудование зданий, строений и сооружений системой видеонаблюдения (охранного телевидения);
подготовка персонала к действиям в условиях угрозы и совершения террористического акта;
обмен информацией и оперативное оповещение уполномоченных органов и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об угрозе и (или) о совершении террористического акта, а также о действиях по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения террористического акта;
проведение совместных учений (тренировок) с уполномоченными органами (по согласованию) по отработке действий при получении информации об угрозе или о совершении на объекте (территории) террористического акта;
б) в отношении объектов (территорий) категории 2 дополнительно к мероприятиям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта:
организация физической защиты объекта (территории) с использованием специальных средств;
организация пропускного режима;
оборудование ограждения периметра объекта (территории);
оборудование системы контроля управления доступом;
оборудование охранного освещения;
оборудование системы оповещения (извещения);
в) в отношении объектов (территорий) категории 1 дополнительно к мероприятиям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" настоящего пункта:
организация вооруженной охраны объекта (территории);
оборудование подъездов (дороги, участки местности) к периметру объекта (территории) и (или) контрольно-пропускным пунктам, через которые может быть совершен прорыв транспортных средств, противотаранными устройствами и иными заградительными сооружениями.
18. Должностным лицом, осуществляющим руководство деятельностью объекта (территории) (далее - руководитель объекта), может быть принято решение об использовании мер антитеррористической защищенности объекта (территории) по более высокой категории.
19. Система антитеррористической защищенности объектов (территорий) должна обеспечивать возможность:
а) проверки у лиц, находящихся на объектах (территориях), документов, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества;
б) проведения осмотра и досмотра транспортных средств при их въезде (выезде);
в) задержания и доставления в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения;
г) применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
д) беспрепятственного входа в помещения объектов (территорий) и осмотра их при преследовании лиц, незаконно проникших на объекты (территории), а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
е) оперативной ликвидации последствий террористических актов.
20. К инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), применяемым на объектах (территориях) техническим средствам охранной, тревожной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступом, систем оповещения и охранного освещения, а также к электроснабжению технических систем безопасности объектов (территорий) предъявляются требования согласно приложению.
21. При получении информации об угрозе совершения террористического акта для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий), осуществляются мероприятия, предусмотренные соответствующим режимом усиления противодействия терроризму.
22. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, указанных в настоящих требованиях, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и отдельных местностей (объектов) Российской Федерации в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".