ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2008 г. N 1089

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

2. Направить средства федерального бюджета, предусмотренные в 2009 году на реализацию мер по поддержке рынка труда:

в размере 43488300 тыс. рублей - на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;

в размере 200000 тыс. рублей - Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на информирование о реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;

в размере 35000 тыс. рублей - Федеральной службе по труду и занятости на автоматизацию мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников и мониторинга неполной занятости работников, а также на ведение информационного портала указанной Службы с целью содействия трудоустройству граждан, информирование населения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, и мониторинг реализации региональных программ.

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить:

форму соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, заключаемых Федеральной службой по труду и занятости с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

форму отчета о расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации.

4. Министерству финансов Российской Федерации в установленном порядке разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта о приостановлении в 2009 году действия отдельных положений пунктов 3 и 4 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по решениям, принимаемым Правительством Российской Федерации при реализации мер по поддержке рынка труда Российской Федерации.

5. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) представить до 15 января 2009 г. в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации региональные программы, утвержденные в установленном порядке и предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации.

6. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2008 г. N 1089

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ
НА РЫНКЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - региональная программа):

а) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

б) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

в) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

г) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

д) иные дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, определяемые Правительством Российской Федерации.

2.1. Субсидии могут использоваться на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

3. Субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

4. Субсидии предоставляются на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направленной в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

К указанной заявке прилагаются:

а) региональная программа (может включать как одно, так и все мероприятия);

б) пояснительная записка к региональной программе;

в) финансово-экономическое обоснование дополнительных мероприятий.

5. Региональная программа должна отвечать следующим основным требованиям:

а) наличие обоснования необходимости реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации;

б) наличие установленных сроков и этапов реализации региональной программы;

в) наличие системы программных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации;

г) наличие перечня организаций, в которых будут реализовываться мероприятия программы, с указанием количества участников мероприятий;

д) указание размера средств, необходимых для реализации мероприятий программы, с обоснованием и расчетом по каждому мероприятию;

е) сокращение численности привлекаемых иностранных работников.

6. В региональной программе должен быть установлен механизм реализации мероприятий программы, а также показатели эффективности ее реализации.

7. Предоставление субсидий осуществляется при выполнении следующих условий:

а) принятие решения о финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации;

б) определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости (далее - уполномоченный орган).

8. Рассмотрение региональных программ осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 10-дневный срок с даты получения региональной программы готовит по ней экспертное заключение и представляет его в Правительство Российской Федерации.

Отбор региональных программ в целях предоставления субсидий осуществляется межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда (далее - межведомственная рабочая группа).

9. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:

а) рост уровня регистрируемой безработицы в субъекте Российской Федерации;

б) рост численности работников организаций субъекта Российской Федерации, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

в) наличие в субъекте Российской Федерации градообразующих организаций.

10. Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации осуществляется Федеральной службой по труду и занятости на основании решений межведомственной рабочей группы в соответствии с методикой, которая включает в себя расчет размера субсидии по каждому из дополнительных мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, а также общего размера субсидии.

Общий размер субсидии рассчитывается по формуле:

С = Соб + Сп + Смпр + Сор,

где:

С - общий размер субсидии;

Соб - размер софинансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

Сор - размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

Сп - размер софинансирования мероприятий по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

Смпр - размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Размер софинансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) рассчитывается по следующей формуле:

Соб = Чоб x N,

где:

Соб - размер софинансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения;

Чоб - численность участников программы опережающего обучения;

N - средняя стоимость курса профессионального обучения, сложившаяся в субъекте Российской Федерации в 2008 году, скорректированная на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации на 2009 год, исходя из того, что средняя продолжительность курса обучения составляет 3 месяца.

Размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения включает частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату (с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда) и рассчитывается по следующей формуле:

Сор = Чор x МРОТ x Pор,

где:

Сор - размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

Чор - численность участников программы;

МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 4330 рублей, с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда;

Pор - период участия в общественных работах (средняя продолжительность 3 месяца).

Размер софинансирования мероприятий по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, рассчитывается по следующей формуле:

Сп = Чп x (Коп + Сут + Нжп),

где:

Сп - размер софинансирования мероприятий по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

Чп - численность участников программы;

Коп - авансирование или возмещение расходов на проезд к месту работы в другую местность и обратно в размерах, предусмотренных для переезда безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 422;

Сут - размер суточных расходов за время следования к месту работы и обратно (в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования);

Нжп - расходы по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности (550 рублей в сутки при средней продолжительности 3 месяца).

Размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитывается по следующей формуле:

Смпр = Чпр x Сгп,

где:

Смпр - размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

Чпр - численность участников программы;

Сгп - сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.

11. Субсидии предоставляются в соответствии с решением межведомственной рабочей группы на основании соглашений о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, заключаемых Федеральной службой по труду и занятости с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

12. В соглашении должны быть указаны:

а) наименование федерального органа исполнительной власти - главного распорядителя средств федерального бюджета и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (сторон соглашения);

б) перечень мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, на софинансирование которых предоставляется субсидия;

в) условия предоставления и расходования субсидии;

г) размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий региональной программы;

д) размер субсидии, предоставляемой на софинансирование мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации;

е) порядок осуществления главным распорядителем средств федерального бюджета - Федеральной службой по труду и занятости контроля за исполнением соглашения;

ж) порядок составления и представления главному распорядителю средств федерального бюджета - Федеральной службе по труду и занятости отчетности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

з) порядок использования остатка субсидии, не использованной в текущем финансовом году;

и) порядок оценки эффективности использования субсидии;

к) основания, порядок и предельный размер сокращения субсидий в случае невыполнения субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий.

13. Уровень софинансирования региональной программы за счет субсидии устанавливается в размере до 95 процентов общего размера расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации.

14. Субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

15. При нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

16. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субсидия, по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

17. Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет мониторинг реализации региональных программ.