ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 1997 г. N 1081

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАДАЧАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ "ПОРЯДОК ВО
ВЛАСТИ - ПОРЯДОК В СТРАНЕ (О ПОЛОЖЕНИИ В СТРАНЕ И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)" И ПРОГРАММЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ
ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
В 1997 - 2000 ГОДАХ"

Правительство Российской Федерации отмечает, что реализация мер, предусмотренных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст. 2154), позволила укрепить стабилизационные тенденции в экономике и снизить остроту ряда важных социальных проблем в первом полугодии 1997 г.

Результаты проведенной работы проявились в последовательном снижении темпов инфляции, стабилизации объемов промышленного производства, уменьшении процентных ставок по кредитам, увеличении золотовалютных резервов страны, сокращении доли населения с денежным доходом ниже прожиточного минимума и уменьшении неравномерности распределения населения по уровню доходов.

В установленные Президентом Российской Федерации сроки погашена задолженность по пенсиям, приняты меры по обеспечению текущих пенсионных выплат.

Доработан и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Налогового кодекса, определяющий базовые условия разработки проекта федерального бюджета на 1998 год.

Правительство Российской Федерации приступило к масштабным преобразованиям жилищно - коммунального хозяйства и более активной поддержке реформирования предприятий и иных коммерческих организаций.

Усиление контроля в сфере естественных монополий позволило стабилизировать по отношению к началу 1997 года уровень цен (тарифов) на производимую ими продукцию (работы, услуги).

Правительство Российской Федерации приступило к военной реформе, направленной на повышение боеспособности армии и флота, оптимизацию состава, структуры и численности Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях ограничения бюджетных средств, выделенных на их финансирование.

Вместе с тем остается нерешенным ряд принципиальных социально - экономических проблем.

Сложная ситуация складывается с поступлением доходов в федеральный бюджет, что обусловило необходимость принятия решения о секвестировании расходов федерального бюджета на 1997 год.

Продолжает оставаться низкой финансовая дисциплина, увеличиваются объемы неплатежей, бартерных сделок и расчетов с использованием денежных суррогатов.

Сохраняется сложная ситуация с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы и внебюджетного сектора экономики, денежного довольствия военнослужащим.

Остается низкой инвестиционная активность. В первом полугодии 1997 г. объем инвестиций в основной капитал сократился на 9 процентов по сравнению с январем - июнем 1996 г.

Не удалось преодолеть спад в производстве сельскохозяйственной продукции, который составил 5 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Неэффективно функционирует сложившаяся система бюджетного федерализма, органы местного самоуправления не стали полноправными партнерами в решении экономических и социальных проблем реформирования страны.

Серьезным препятствием для продвижения по пути социально - экономических преобразований является деятельность организованных преступных группировок, криминализация предпринимательской деятельности и коррупция.

В целях обеспечения условий для дальнейшего развития и углубления социально - экономических реформ во втором полугодии 1997 г., а также создания необходимой базы для их успешного продолжения в 1998 году Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Считать главными задачами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на второе полугодие 1997 г.:

погашение задолженности по заработной плате работников бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащих до конца 1997 года и обеспечение текущих выплат по пенсиям;

упорядочение системы социальных льгот, усиление адресности оказываемой населению социальной поддержки, сокращение разрыва в уровнях доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения;

наведение порядка в использовании бюджетных средств, завершение создания системы территориальных органов федерального казначейства, сокращение бюджетных расходов при организации на конкурсной основе закупки продукции для государственных нужд;

обеспечение во взаимодействии с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации подготовки реального федерального бюджета на 1998 год на основе рационализации государственных расходов и проведения налоговой реформы;

совершенствование системы межбюджетных отношений, имея в виду укрепление доходной части региональных и местных бюджетов, сокращение числа регионов - реципиентов, выработку четких и объективных критериев предоставления трансфертов субъектам Российской Федерации;

увеличение поступлений в бюджет за счет улучшения сбора налоговых, таможенных и других обязательных платежей, обеспечение государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции;

осуществление структурных преобразований в отраслях естественных монополий и рациональное использование их производственного потенциала, активизацию формирования конкурентных отношений в этом секторе экономики при сохранении жесткого контроля за обоснованностью цен (тарифов), устанавливаемых на продукцию (услуги) естественных монополий;

наведение должного порядка в сфере платежей и расчетов, создание условий, способствующих снижению объемов неплатежей и бартерных операций, взаиморасчетов с использованием денежных суррогатов, в том числе на основе реструктуризации задолженности организаций, исполняющих свои обязательства по текущим платежам в бюджет;

ускорение реформы предприятий и иных коммерческих организаций, повышение их инвестиционной привлекательности за счет создания эффективного механизма управления, усиления защиты прав акционеров, обеспечения инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансовом состоянии предприятий и иных коммерческих организаций, перехода на принятые в международной практике принципы бухгалтерского учета;

ускорение земельной реформы и развитие рынка недвижимости, создание единой системы регистрации прав на недвижимое имущество;

организацию подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена для предпринимательского сектора экономики и государственной службы;

повышение эффективности использования государственной собственности, установление жесткой отчетности представителей государства в акционерных обществах;

проведение реформы жилищно - коммунального хозяйства на основе демонополизации и создания конкурентной среды, совершенствования управления жилищно - коммунальным хозяйством, его финансирования и оплаты жилья и коммунальных услуг;

защиту внутреннего рынка и поддержку российских экспортеров, активизацию переговоров по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

проведение военной реформы, повышение эффективности использования военной инфраструктуры и имущества, обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

усиление борьбы с преступлениями в сфере экономики и коррупцией, реализацию требований по обязательному декларированию доходов и имущества государственных служащих, активизацию работы по выявлению скрытых от налогообложения доходов физических лиц.

2. Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственной налоговой службе Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить разработку и реализацию мер по погашению до 1 января 1998 г. образовавшейся на 1 июля 1997 г. задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и до 1 сентября 1997 г. - задолженности по выплате денежного довольствия и заработной платы военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, а также сотрудникам, военнослужащим и работникам системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Пенсионному фонду Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации принять исчерпывающие меры по обеспечению сбора страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размерах, обеспечивающих выплату текущих пенсий во втором полугодии 1997 г.

4. В целях упорядочения системы социальных выплат и льгот, усиления адресности социальной поддержки Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации подготовить с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 декабря 1997 г. в Правительство Российской Федерации проект федерального закона об общих принципах, критериях и условиях предоставления социальных выплат и льгот, разграничении источников их финансирования.

5. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования разработать и утвердить в 3-месячный срок принципы и порядок исчисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан.

6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах" разработать механизмы и определить этапы проведения реформ в социальной сфере и жилищно - коммунальном хозяйстве с учетом сокращения дотаций из федерального бюджета, а также утвердить графики поэтапного сокращения перекрестного субсидирования услуг естественных монополий, регулируемых на региональном уровне.

Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации доклад о ходе жилищно - коммунальной реформы в регионах, содержащий предложения по ее ускорению.

7. Министерству финансов Российской Федерации представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию системы государственного финансового контроля, предусмотрев ужесточение санкций за незаконное и нецелевое использование государственных средств, а также по организации контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации в части использования финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета.

8. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации доработать и представить в недельный срок в Правительство Российской Федерации проекты организационно - методических документов по реализации бюджета развития Российской Федерации.

9. В целях концентрации средств федерального бюджета на финансировании федеральных целевых программ, имеющих приоритетное значение, признать целесообразным не принимать до конца 1997 года решений об утверждении новых федеральных целевых программ.

10. Государственной налоговой службе Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации предложения по предотвращению уклонения от уплаты налогов и увеличению сбора налоговых, таможенных и других обязательных платежей, в том числе за счет усиления контроля за осуществлением бартерных операций, применением векселей и денежных суррогатов, а также ограничения использования наличных денег по сделкам с участием физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

11. Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения об усилении ответственности за правонарушения, связанные с посягательством на жизнь и здоровье граждан, при производстве и продаже недоброкачественной алкогольной продукции.

12. Министерству финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службе Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о порядке возмещения налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при экспорте российских товаров.

13. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и представить до 1 ноября 1997 г. в Правительство Российской Федерации перечни государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, подлежащих первоочередному преобразованию в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых должны находиться в государственной собственности.

14. Государственному комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Министерству юстиции Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать и представить в декабре 1997 г. в Правительство Российской Федерации проект концепции развития рынка недвижимости в Российской Федерации.

15. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Российским космическим агентством и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и представить до 1 января 1998 г. в Правительство Российской Федерации проект федеральной целевой программы, направленной на решение вопросов реструктуризации и конверсии оборонной промышленности, с учетом положений Государственной программы вооружений на 1996 - 2005 годы, мобилизационных планов экономики Российской Федерации и итогов реализации федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995 - 1997 годы, имея в виду сокращение количества предприятий, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа, с сохранением критических технологий для производства современных образцов вооружения и военной техники.

16. Министерству экономики Российской Федерации доработать и утвердить в 10-дневный срок методические материалы по реформированию предприятий и иных коммерческих организаций.

17. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о механизмах стимулирования энергосбережения в отраслях экономики.

18. Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации представить в 10-дневный срок в Правительство Российской Федерации предложения по позиции Российской Стороны на переговорах о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, план мероприятий по ее реализации, включая график работы и ответственных исполнителей.

19. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения (с необходимыми расчетами и обоснованиями) по защитным мерам в области внешней торговли и по среднесрочной тарифной политике.

20. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству иностранных дел Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации предложения об участии Российской Федерации в разработке многостороннего соглашения по инвестициям, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития.

21. Министерству Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по статистике совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и представить в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект положения об организации контроля за выполнением соглашений по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

22. Министерству науки и технологий Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить до 1 декабря 1997 г. в Правительство Российской Федерации предложения по реформированию научно - технической сферы.

23. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации представить в октябре 1997 г. в Правительство Российской Федерации доклад о борьбе с преступностью и соблюдении законности и прав человека при осуществлении правоохранительной деятельности.

24. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации в кратчайший срок приступить к реализации мер по реорганизации подведомственных сельскохозяйственных предприятий и организаций военной торговли.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН