I ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
На территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 г. находятся 31078 российских (советских) воинских захоронений погибших при защите Отечества.
Сведения о паспортизации ранее не учтенных воинских захоронений продолжают поступать. Ежегодно в ходе проведения поисковых работ обнаруживаются останки погибших при защите Отечества, которые подлежат захоронению с воинскими почестями. В этой связи в отдельных регионах возникают проблемы с определением места их захоронения и обустройством такого места как воинского захоронения.
В настоящее время на территории Российской Федерации также существует проблема поддержания военно-мемориальных объектов в состоянии, достойном памяти погибших при защите Отечества.
На территориях большинства субъектов Российской Федерации имеются воинские захоронения, которые требуют восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства).
Важной мерой обеспечения сохранности воинских захоронений является установка на них специального знака, указывающего на то, что это место воинского захоронения, охраняемое государством.
Задача нанесения на воинские захоронения имен воинов, захороненных в них, но не упомянутых на мемориальных сооружениях или иных конструкциях по месту захоронения, также требует решения.
Имена погибших при защите Отечества, установленные в ходе проведения поисковых работ, подлежат нанесению на существующие мемориальные сооружения воинских захоронений.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. В связи с этим находящиеся в неудовлетворительном состоянии воинские захоронения подлежат восстановлению (ремонту, реставрации, благоустройству) органами местного самоуправления.
По оценке Министерства обороны Российской Федерации, обладающего полномочиями по организации централизованного учета и паспортизации воинских захоронений, из 31078 воинских захоронений степень сохранности 31 процента захоронений от их общего количества оценивается как "неудовлетворительная", что требует проведения работ по их восстановлению (ремонту, реставрации, благоустройству).
В настоящее время состояние воинских захоронений не соответствует должному уровню в связи со следующими обстоятельствами:
подавляющая часть воинских захоронений воздвигалась в послевоенные годы и изготавливалась из недолговечных материалов (гипс, бетон, гранитная крошка);
практика ухода за воинскими захоронениями предприятий, школ, коллективных хозяйств частично прекращена в связи с ликвидацией указанных субъектов либо в связи с их недостаточным финансированием;
дефицит местных бюджетов не позволяет осуществлять достаточное финансирование работ по обеспечению восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства) воинских захоронений;
за прошедшие годы некоторые населенные пункты перестали существовать, а воинские захоронения на их территории остались без надзора и ухода.
Указанные обстоятельства могут повлечь необратимый процесс разрушения свидетельств героического подвига советского народа и, как следствие, необходимость вложения в последующем значительно больших денежных средств на их восстановление.
Федеральная целевая программа "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" (далее - Программа) призвана обеспечить комплексный подход к решению проблемы обустройства мест захоронения останков погибших при защите Отечества, создать условия для их сохранности.
Реализация Программы будет способствовать патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.
Решение проблемы обустройства мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ, и восстановления (ремонта, реконструкции, благоустройства) воинских захоронений возможно как непрограммным методом, так и программно-целевым методом.
Однако применение программно-целевого метода позволяет более эффективно решать задачи Программы и минимизировать возможные риски.
Применение программно-целевого метода целесообразно вследствие ряда следующих объективных причин:
необходимость разработки и реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий;
необходимость выполнения в рамках единой программы инвестиционных проектов по обустройству мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ.
Использование программно-целевого метода для восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства) воинских захоронений позволяет создать необходимые условия и предпосылки для максимально эффективного управления государственными финансами с учетом бюджетных ограничений в соответствии с приоритетами государственной политики в области увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Предусматривается проведение мониторинга хода выполнения мероприятий Программы, а также использование утвержденных критериев отбора поставщиков и подрядчиков проводимых работ в целях повышения эффективности расходования средств.