Утверждаю
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.ДВОРКОВИЧ
25 сентября 2015 г. N 6319п-П36

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАСХОДОВ НА РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности расходов на развитие автомобильных дорог общего пользования представляет собой набор скоординированных мероприятий во исполнение подпункта "а" пункта 1 раздела I перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. N Пр-2651.

Основными целями дорожной карты являются:

- повышение конкуренции, качества выполнения работ и оказания услуг при осуществлении заказов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, включая создание целевой модели рынка работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования;

- совершенствование механизмов общественного контроля за ходом реализации дорожных проектов.

План мероприятий

N п/п
Мероприятие
Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия
Срок реализации
Ответственные исполнители
Ожидаемый результат
I. Повышение конкуренции в сфере проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования, качества выполнения работ и оказания услуг
1. Целевая модель рынка работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования
1.1.
Анализ существующего в Российской Федерации рынка работ по строительству и реконструкции автодорог общего пользования, включая качественные и количественные параметры, федеральную и региональную специфику, уровень конкуренции, анализ конкурсных процедур, видов контрактов, основных бизнес-моделей, используемых на рынке, их влияния на качество работ и услуг
Доклад в Правительство Российской Федерации с результатами анализа
Март 2016 г.
ФАС России
Минтранс России
Минэкономразвития России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Информация о состоянии рынка работ по строительству и реконструкции автодорог общего пользования и уровне конкуренции, включая используемые практики конкурсов и контрактования, структуре основных участников
1.2.
Разработка целевой модели рынка работ по строительству и реконструкции автодорог общего пользования, включая государственный (муниципальный) заказ, а также представление на долгосрочный период о принципах формирования рынка, структуре основных участников рынка во взаимосвязи с желаемым уровнем конкуренции и комплекса мер по ее достижению
Доклад в Правительство Российской Федерации с проектом целевой модели, включая комплекс мер ("дорожную карту") по переходу к целевой модели
Август 2016 г.
Минтранс России
ФАС России
Минэкономразвития России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Целевая модель рынка работ по строительству и реконструкции автодорог общего пользования, включая определение основных элементов и механизмов функционирования на долгосрочный период и комплекс мер ("дорожная карта") по переходу к целевой модели
1.3.
Мониторинг практик закупочной деятельности и соблюдения законодательства в области конкуренции и закупок в сфере дорожного строительства на период 2015 - 2016 годов
Доклад в Правительство Российской Федерации с результатами мониторинга
Ноябрь 2015 г., далее - ежеквартально
Минэкономразвития России
ФАС России
Минтранс России
Минфин России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Регулярная оценка текущих практик, в т.ч. для выработки предложений по изменению нормативных правовых актов
1.3.1.
Подготовка предложений по поправкам в законодательство в части совершенствования законодательства в области конкуренции и закупок в сфере дорожного строительства
Доклад в Правительство Российской Федерации с предложениями по концепциям нормативных правовых актов.
Май 2016 г., далее - один раз в полгода
Минэкономразвития России
ФАС России
Минтранс России
Минфин России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Предложения по совершенствованию нормативных правовых актов
2. Требования к конкурсным процедурам при осуществлении заказов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования
2.1.
Подготовка предложений по поправкам в законодательство, направленных на повышение конкуренции, в части:
- классификации требований к участникам закупок на выполнение работ и оказание услуг в автодорожной отрасли в зависимости от видов и объемов работ и услуг, сложности, масштабности, уникальности объектов, требований к их безопасности, предусматривающих возможность и условия допуска к участию в федеральных проектах организаций, обладающих опытом участия в региональных проектах, проектах строительства объектов, схожих по функциональным характеристикам, а также возможность привлечения иностранных компаний (в случаях наличия у них необходимой экспертизы и опыта реализации зарубежных проектов);
- расширения сфер и практики проведения двухэтапных конкурсов и предквалификационного отбора участников, а также совершенствования их процедуры, включая определение конкретных правил и условий их применения с учетом отраслевой специфики
Доклад в Правительство Российской Федерации, при необходимости с проектами нормативных правовых актов
Ноябрь 2015 г.
Минэкономразвития России
Минтранс России
ФАС России
Минстрой России
Минфин России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Единые классификационные требования к участникам закупок на выполнение работ и оказание услуг в автодорожной отрасли, а также расширение сфер и практики проведения двухэтапных конкурсов и предквалификационного отбора участников
2.2.
Подготовка предложений по поправкам в законодательство в части:
- уточнения соотношения стоимостных и нестоимостных параметров оценки конкурсных предложений (в том числе в увязке с возможным проведением предквалификационного отбора) с учетом видов и объемов работ и услуг, сложности, масштабности, уникальности объектов, требований к их безопасности и типов государственных контрактов;
- объективизации и унификации порядка определения и подтверждения нестоимостных параметров госзаказчиками (включая показатели качества выполнения работ, опыта и квалификации, существующий портфель заказов участников конкурса, обеспеченность различного вида ресурсами, занятость техники и кадров для оценки возможности реализовать проект в соответствии с заданными условиями, показатели финансовой устойчивости, деловой репутации)
Доклад в Правительство Российской Федерации, при необходимости с проектами нормативных правовых актов
Ноябрь 2015 г.
Минэкономразвития России
Минтранс России
Минстрой России
Минфин России
ФАС России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Государственная компания "Автодор"
Уточнение соотношения стоимостных и нестоимостных параметров оценки конкурсных предложений с учетом особенностей по видам работ, услуг и типов государственных контрактов, а также порядка определения и подтверждения нестоимостных параметров госзаказчиками с учетом особенностей по видам работ, услуг и типов государственных контрактов
2.3.
Подготовка предложений по поправкам в законодательство в части совершенствования практики использования банковских гарантий и иных способов финансового обеспечения выполнения крупных долгосрочных проектов, исходя из необходимости поиска баланса между защитой интересов заказчика и обеспечения должного уровня конкуренции с учетом необходимости расширения практики заключения контрактов жизненного цикла
Доклад в Правительство Российской Федерации
Ноябрь 2015 г.
Минфин России
Минэкономразвития России
Минтранс России
Минстрой России
ФАС России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Государственная компания "Автодор"
Меры по совершенствованию порядка применения банковских гарантий и иных способов финансового обеспечения выполнения крупных долгосрочных проектов
2.4.
Подготовка предложений по поправкам в законодательство в части разработки единых требований к унифицированному составу, форме конкурсной документации и формату ее размещения, включая типовые контракты, предусматривающих обязательное раскрытие условий, связанных с обязательствами сторон в отношении подготовительных и дополнительных работ, получению разрешительной документации, доступа к инертным материалам и прочими обязательствами, которые, в зависимости от тех или иных контрактных норм, могут быть существенными для исполнителей
Внесенные в установленном порядке проекты нормативных правовых актов и доклад в Правительство Российской Федерации с предложениями по поправкам в Порядок закупочной деятельности Государственной компании "Автодор"
Март 2016 г.
Минтранс России
Минстрой России
Минэкономразвития России
Минфин России
ФАС России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Государственная компания "Автодор"
Полный набор требований к унифицированному составу и форме конкурсной документации, включая типовые контракты, а также формату ее размещения
2.5.
Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в отношении пределов снижения начальной максимальной цены (в зависимости от суммы и видов контрактов), при которых требуется принятие специальных мер, направленных на подтверждение и обеспечение возможности выполнения работ подрядчиками при снижении цены, включая предоставление детального технико-экономического обоснования такого снижения.
Доклад в Правительство Российской Федерации, при необходимости с проектами нормативных правовых актов
Ноябрь 2015 г.
Минэкономразвития России
Минстрой России
Минтранс России
ФАС России
Росфиннадзор
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Предотвращение демпинга в части цены выполнения работ путем предоставления детального технико-экономического обоснования такого снижения или принятие иных обеспечительных мер в таких случаях
2.6.
Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты для предотвращения манипулирования сроками выполнения работ со стороны заказчиков (заведомое их занижение на стадии конкурса) с учетом видов и объемов работ, их сложности
Доклад в Правительство Российской Федерации, при необходимости с проектами нормативных правовых актов
Ноябрь 2015 г.
Минэкономразвития России
Минтранс России
ФАС России
Минфин России
Росфиннадзор
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Предотвращение манипулирования сроками выполнения работ со стороны заказчиков
2.6.1.
Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты по унификации требований к обоснованию предмета закупок
Доклад в Правительство Российской Федерации, при необходимости с проектами нормативных правовых актов
Ноябрь 2015 г.
Минтранс России
Минэкономразвития России
ФАС России
Минфин России
Росфиннадзор
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Унификация требований к обоснованию предмета закупок
3. Повышение качества выполнения работ при осуществлении заказов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования
3.1.
Анализ целесообразности и подготовка предложений по обеспечению возможности для госзаказчиков в рамках конкурсов рассматривать квалификацию субподрядчиков и условия их привлечения, а также вводить ограничения в закупочную документацию по максимально возможной доле и (или) видам работ и услуг, выполняемых субподрядчиками в зависимости от видов работ и услуг
Доклад в Правительство Российской Федерации
Ноябрь 2015 г.
Минэкономразвития России
Минтранс России
ФАС России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Предоставление госзаказчику возможности рассмотрения квалификации субподрядчиков и условий их привлечения
3.2.
Подготовка предложений по оптимизации и повышению эффективности применения штрафных санкций, установленных законодательством за нарушение условий контракта, включая:
а) определение случаев, в которых установленный порядок исчисления неустойки влечет несоразмерность ответственности за нарушение обязательств по контракту причиненному ущербу;
б) анализ соотношения ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за нарушение обязательств по контракту, с предложениями по устранению несбалансированности указанной ответственности в случае выявления такого несоответствия;
в) регламентацию сроков предъявления заказчиками требований об уплате неустойки (пени, штрафов) и возмещении ущерба;
г) оценку влияния неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом на исполнение контракта в целом (бальная система) и установление ответственности в зависимости от указанного влияния
Доклад в Правительство Российской Федерации
Ноябрь 2015 г.
Минфин России
Минэкономразвития России
Минтранс России
ФАС России
Росфиннадзор
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Государственная компания "Автодор"
Оптимизация и повышение эффективности применения штрафных санкций в случае нарушения условий контракта
3.3.
Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части:
включения в реестр контрактов информации о гарантийных обязательствах по контрактам и об их исполнении;
установления требований об обеспечении исполнения гарантийных обязательств по контрактам на выполнение работ в случае, если контрактом предусматривается гарантийный срок, в том числе закрепление положений позволяющих заказчику направлять часть средств, подлежащих оплате по контракту, в обеспечение указанных гарантийных обязательств
Внесенные в установленном порядке проекты нормативных правовых актов
Март 2016 г.
Минфин России
Минэкономразвития России
Минтранс России
ФАС России
Росфиннадзор
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Обеспечение финансирования установленных расходов за счет гарантийных обязательств. Создание прозрачной системы учета гарантийных обязательств по государственным контрактам
3.4.
Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство, направленных на повышение ответственности исполнителей контрактов и установление ответственности контролирующих исполнителей контрактов лиц за ненадлежащее исполнение (неисполнение) исполнителями контрактов обязательств, предусмотренных такими контрактами
Внесенные в установленном порядке проекты нормативных правовых актов
Март 2016 г.
Минфин России
Минэкономразвития России
ФАС России
Росфиннадзор
Минтранс России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Обеспечение надлежащего исполнения государственных контрактов со стороны исполнителей
3.5.
Подготовка предложений по проведению публичного независимого технологического и ценового аудита при реализации федеральных и региональных проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог на сумму более 5 млрд. рублей, (включая необходимость его проведения на разных стадиях реализации проектов), порядку рассмотрения его результатов и принятия решений заказчиком по итогам его проведения
Доклад в Правительство Российской Федерации
Декабрь 2015 г.
Министр Российской Федерации М.А. Абызов
Минэкономразвития России
Минтранс России
Минстрой России
Минфин России
ФАС России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Государственная компания "Автодор"
Повышение эффективности крупных инвестиционных автодорожных проектов и усиление общественного контроля за ними
3.6.
Подготовка предложений по введению возможности установления цены контракта по системе "затраты плюс" (с соответствующим изменением законодательства) с учетом необходимости расширения практики заключения контрактов жизненного цикла, разработка порядка определения уровня вознаграждения подрядчика и контроля затрат со стороны заказчика, включая предложения по пилотированию данного подхода
Доклад в Правительство Российской Федерации
Ноябрь 2015 г.
Минтранс России
Минстрой России
Минэкономразвития России
ФАС России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Повышение качества дорожного строительства и эффективности расходов путем введения возможности установления цены контракта по системе "затраты плюс"
II. Совершенствование механизмов общественного контроля за ходом реализации дорожных проектов
1.
Комплексные предложения по развитию системы общественного контроля за реализацией проектов в области автодорожного строительства на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, включающие:
а) обеспечение возможности участия представителей общественности на всех стадиях реализации проекта, включая планирование, приемку и эксплуатацию;
б) обеспечение видеонаблюдения за ходом строительства объектов;
в) расширение практики участия независимых представителей общественности в качестве наблюдателей и (или) участников в составе конкурсных комиссий по выбору подрядчиков на проведение строительно-монтажных работ, работ по реконструкции, ремонту и содержанию федеральных и региональных автомобильных дорог;
г) создание возможности обсуждения общественными организациями хода реализации крупных проектов на интернет-сайтах заказчика, а также путем проведения видеоконференций с приглашением представителей администрации, заказчика, подрядчика и контролирующих организаций;
д) распространение практики Москвы и Тульской области в части создания единого интерактивного интернет-ресурса для предоставления гражданам возможности информировать о неудовлетворительном состоянии автомобильных дорог регионального и муниципального значения (а также улиц), с обеспечением системы оперативного и приоритетного реагирования ответственными органами власти на получаемую информацию;
е) разработку федеральных и (или) региональных программ поддержки и стимулирования развития системы общественного контроля за реализацией автодорожных проектов со стороны государства
Доклад в Правительство Российской Федерации с проектами методических рекомендаций субъектам Российской Федерации
Март 2016 г.
Минтранс России
Минэкономразвития России
ФАС России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Усиление контроля со стороны представителей общественности за ходом реализации автодорожных проектов
2.
Создание общественных советов при территориальных органах Федерального дорожного агентства, а также региональных структур, реализующих дорожные проекты, по заявке Общественной палаты Российской Федерации/общественных палат субъектов Российской Федерации
Доклад в Правительство Российской Федерации
Октябрь 2016 г.
Минтранс России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Развитие института общественных советов. Усиление контроля со стороны общества за ходом реализации дорожных проектов
3.
Создание комитета общественного контроля за реализацией крупных автодорожных проектов ГК "Автодор"
Доклад в Правительство Российской Федерации с проектом решения
Октябрь 2015 г.
Минтранс России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Усиление общественного контроля за реализацией крупных автодорожных проектов ГК "Автодор
4.
Подготовка предложений по обеспечению размещения заключенных контрактов в области проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автодорог на едином информационном ресурсе в сфере государственных закупок (с параллельным размещением на едином автодорожном портале, указанном в пункте 7 данного раздела), а также периодических отчетов о ходе выполнении таких контрактов
Внесенные в установленном порядке проекты нормативных правовых актов
Февраль 2016 г.
Минтранс России
Минэкономразвития России
ФАС России
Минфин России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Обеспечение доступности информации о заключенных контрактах в дорожной отрасли и ходе их реализации
5.
Разработка и утверждение единых стандартов раскрытия информации заказчиками по крупным автодорожным проектам (включая состав, сроки и формат представления такой информации)
Внесенные в установленном порядке проекты нормативных правовых актов
Март 2016 г.
Минтранс России
ФАС России
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Обеспечение доступности информации по крупным автодорожным проектам
6.
Обеспечить формирование информационного ресурса в электронном виде (в формате открытых данных) с возможностью размещения на Интернет ресурсе публичного мониторинга ситуации на дорогах, предусмотренном в рамках пункта 1 плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 4 августа 2015 г. N 5063п-П9, включающего:
а) полный перечень дорог Российской Федерации различных категорий и уровней (действующих, реконструируемых и планируемых к постройке) с электронным представлением карты дорог;
б) набор исторической и текущей информации о дорогах (за исключением информации ограниченного доступа) в формате паспортов, с раскрытием информации о сроках, заказчиках, исполнителях и стоимости строительства, гарантийных обязательствах, искусственных сооружениях и сервисной инфраструктуре, текущем собственнике и операторе, проведенных и планируемых ремонтах и реконструкциях и ходе их проведения, данные диагностики текущего состояния;
в) возможность интерактивного информирования заинтересованными представителями общественности о состоянии дорог в соответствии со следующими этапами:
Доклад в Правительство Российской Федерации, представление информации в Минкомсвязь России
Минтранс России
Минкомсвязь России
Минэкономразвития России
Росавтодор
Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Государственная компания "Автодор"
Обеспечение открытости информации о текущем составе, состоянии и планах развития автомобильных дорог в Российской Федерации с возможностью осуществления общественного контроля
- формирование базы данных в электронном виде и наполнение ее информацией о федеральных автомобильных дорогах;
Декабрь 2016 г.
- формирование базы данных в электронном виде и наполнение ее информацией о региональных и муниципальных дорогах
Декабрь 2017 г.