Утверждаю
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Т.ГОЛИКОВА
10 апреля 2023 г. N 3838п-П8
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ЗАНЯТОСТИ УКАЗАННЫХ ЛИЦ
N п/п
|
Мероприятие
|
Ответственные исполнители
(по согласованию)
|
Ожидаемый результат
|
|
2023 - 2027 годы
|
2030 год
|
|||
I. Развитие системы профориентационной работы и обеспечение доступности приема на образовательные программы профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
||||
I.1. Нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
||||
I.1.1.
|
Актуализация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих меры по расширению возможностей для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минздрав России
Минтруд России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Субъекты Российской Федерации
|
2023 - 2024 годы - разработаны и (или) актуализированы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, методические рекомендации, в том числе:
1. Единые критерии оценки инклюзивной образовательной организации в сфере общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования (2023 год);
2. Типовая модель инклюзивной образовательной организации (2023 год);
2.1. Типовая модель инклюзивной образовательной организации среднего профессионального образования (2023 год);
2.2. Типовая модель инклюзивной образовательной организации высшего образования (2023 год);
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования для вузов новых территорий Российской Федерации (2023 год)
|
2030 год - обеспечено гарантированное законодательством Российской Федерации право обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ на качественное доступное образование
|
I.1.2.
|
Организация разработки профессионального стандарта "Профконсультант"
|
Минтруд России
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Субъекты Российской Федерации
|
2023 год - утвержден профессиональный стандарт "Профконсультант"
|
2030 год - не менее чем в 30% образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в штатное расписание введена должность "Профконсультант"
|
I.1.3.
|
Включение критериев по созданию специальных условий инклюзивного образования в показатели эффективности деятельности руководителя вуза
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
2023 год - осуществлено внедрение показателей эффективности деятельности руководителя образовательной организации высшего образования в части создания специальных условий для инклюзивного образования и реализации мероприятий по приему и обучению инвалидов в вузе
|
|
I.1.4.
|
Разработка порядка выдачи образовательного сертификата, предоставляющего право получения среднего профессионального образования и высшего образования по программам магистратуры
|
Субъекты Российской Федерации
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
2022 год - разработка порядка выдачи образовательного сертификата, предоставляющего право получения среднего профессионального образования и высшего образования по программам магистратуры детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
2023 год - апробация разработанного порядка не менее чем в 1 субъекте Российской Федерации (Новосибирская область)
2024 год - апробация разработанного порядка не менее чем в 2 субъектах Российской Федерации (Новосибирская область и Пензенская область)
2027 год - внедрение разработанного порядка не менее чем в 8 субъектах Российской Федерации
|
2030 год - внедрение разработанного порядка не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации
|
I.1.5.
|
Разработка эффективной экономической модели развития инклюзии в образовательных организациях высшего образования
|
Минобрнауки России
Минфин России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Апробация проекта эффективной экономической модели развития инклюзии в образовательных организациях высшего образования в контексте требований абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включающей методику расчета стоимости и повышающих коэффициентов к нормативному финансированию обучения студентов с инвалидностью в вузах, а также предложений по механизму целевого финансирования с учетом потребностей вузов в образовательных организациях высшего образования <*>:
2023 год - не менее 10% вузов,
2024 год - не менее 30% вузов,
2027 год - не менее 50% вузов
|
2030 год - внедрение и обеспечение функционирования разработанной модель не менее чем в 70% образовательных организациях высшего образования <*>
|
I.2. Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования
|
||||
I.2.1.
|
Включение мероприятий инфраструктурной и кадровой политики, направленных на развитие условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ, в программы развития вузов
|
Минобрнауки России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Количество образовательных организаций высшего образования, которые включили в программы развития мероприятия инфраструктурной и кадровой политики по совершенствованию условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ:
2023 год - не менее 40%,
2024 год - не менее 60%,
2027 год - не менее 75%
|
2030 год - 100% образовательных организаций высшего образования включили в программы развития мероприятия инфраструктурной и кадровой политики по совершенствованию условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ
|
I.2.2.
|
Совершенствование статистического инструментария мониторинга международной деятельности вузов
|
Минобрнауки России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
2023 год - обеспечено изменение форм федерального статистического наблюдения (Форма N 1-Мониторинг-МД) для получения данных о численности обучающихся инвалидов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства
|
2030 год - обеспечен ежегодный сбор актуальных статистических данных о численности обучающихся инвалидов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства
|
I.2.3.
|
Развитие системы психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с ОВЗ
|
Минпросвещения России
Минобрнауки России
Субъекты Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Обеспечено взаимодействие базовых профессиональных образовательных организаций в системе среднего профессионального образования (далее - БПОО), ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального (далее - РУМЦ СПО), РУМЦ ВО и вузов-партнеров с ПМПК в субъектах Российской Федерации, в том числе для работы в качестве экспертов при проведении обследований при определении необходимых специальных условий, создаваемых при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения:
2023 год - в 40 субъектах,
2024 год - в 50 субъектах,
2027 год - в 70 субъектах
|
2030 год - во всех субъектах Российской Федерации обеспечено взаимодействие БПОО, РУМЦ СПО, РУМЦ ВО и вузов-партнеров с ПМПК
|
I.2.4.
|
Повышение квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала профессиональных образовательных организаций
|
Минпросвещения России
Минобрнауки России
|
Ежегодное повышение квалификации педагогических работников по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ
|
2030 год - не менее 15 000 преподавателей и сотрудников профессиональных образовательных организаций прошли обучение по программам повышения квалификации по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ (нарастающим итоговом)
2030 год - не менее 2 000 педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала прошли повышение квалификации по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 2030 год - подготовлено 12 000 экспертов конкурсов "Абилимпикс" различного уровня (национальных, региональных)
|
Субъекты Российской Федерации
Всероссийские общественные организации инвалидов
|
2023 - 2024 годы - проведено повышение квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг в сфере образования:
2023 год - 1 200 человек,
2024 год - 1 600 человек,
2027 год - 1 800 человек
Проведено повышение квалификации педагогических работников и представителей общественных организаций инвалидов и иных организаций по вопросам проведения конкурсов "Абилимпикс" (нарастающим итогом):
2023 год - 6 000 человек,
2024 год - 7 000 человек,
2027 год - 9 000 человек
|
|||
Подготовлены педагогические работники, обладающие компетенциями в области тифлокомментирования, нарастающим итогом:
2023 год - 120 человек
2024 год - 170 человек,
2027 год - 250 человек
|
2030 год - подготовлено 500 педагогических работников, обладающих компетенциями в области тифлокомментирования
|
|||
I.2.5.
|
Проведение ежегодного консультирования на регулярной основе, в том числе с использованием видеоконференцсвязи, аттестованных в установленном порядке экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора) в сфере образования, по вопросам оценки соблюдения обязательных требований, содержащих особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Рособрнадзор
Субъекты Российской Федерации
|
Ежегодное направление рекомендаций в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в части консультирования аттестованных экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), по вопросам оценки соблюдения обязательных требований, содержащих особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
-
|
Ежегодное проведение консультационных вебинаров по вопросам оценки соблюдения обязательных требований, содержащих особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не менее 3 вебинаров
|
||||
I.3. Развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию
|
||||
I.3.1.
|
Развитие услуг по подаче заявлений о приеме на обучение по программам среднего профессионального и высшего образования в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ) в части предоставления информации о доступности образовательных организаций в разрезе нозологий
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минцифры России
|
2023 год - сформированы реестры нозологий в разрезе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, специальностей и направлений подготовки, конкурсных групп; утверждены детализированные требования к реализации функционала на ЕПГУ
2024 год - реализован функционал предоставления информации о доступности образовательных организаций в разрезе нозологий на ЕПГУ
|
2030 год - обеспечение доступа для пользователей ЕПГУ о доступности 100% образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в разрезе нозологий
|
I.3.2.
|
Развитие и функционирование портала
|
Минобрнауки России
|
2023 - 2027 годы - ежегодный прирост посещаемости портала на 5%
|
2030 год - увеличение средней посещаемости портала на 30%
|
Инклюзивноеобразование.рф
|
Минпросвещения России
Минцифры России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
2023 - 2027 годы - разработан и опубликован на портале Инклюзивноеобразование.рф перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования, востребованных на рынке труда и доступных для инвалидов молодого возраста, в разрезе субъектов Российской Федерации, функционирует инструментарий по профессиональному тестированию и включению в функционал портала автоматической выгрузки информации о рекомендуемых направлениях подготовки и образовательных организациях
|
2030 год - прирост посещаемости портала на 30% по сравнению с 2023 г. Обеспечение интеграции портала Инклюзивноеобразование.рф с сервисами Работа России, порталами по волонтерству и поступлению в вузы, а также обеспечение информирования о материалах сайтов ФМЦИО, Ассоциации инклюзивных вузов, СМАРТЕКА АСИ и др.
|
|
I.3.3.
|
Обеспечение информирования всех заинтересованных сторон о получении СПО и профессионального обучения (далее - ПО) инвалидами и лицами с ОВЗ
|
Минпросвещения России
Субъекты Российской Федерации
|
Обеспечена консультационно-методическая работа на базе БПОО субъектов Российской Федерации по популяризации получения СПО и ПО посредством проведения вебинаров, семинаров, конференций для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей, представителей образовательных организаций
|
Ежегодное проведение вебинаров, семинаров, конференций и издания методических пособий для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей, представителей образовательных организаций:
2030 год - 300 мероприятий проведено БПОО субъектов Российской Федерации
|
Количество мероприятий в год от БПОО субъектов Российской Федерации по популяризации получения СПО и ПО посредством проведения вебинаров, семинаров, конференций для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей:
2023 год - не менее 200 мероприятий,
2024 год - не менее 250 мероприятий
|
Ежегодное издание методических пособий по вопросам приема в ПОО, обучения по программам СПО, ПО и ДПО профориентации, методики и технологии СПО и ПО, трудоустройства, трансляции лучших практик для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей:
2030 год - 80 методических пособий от РУМЦ СПО субъектов Российской Федерации
|
|||
Количество методических пособий по вопросам приема в ПОО, обучения и реализации программ СПО, ПО и ДПО, профориентации, методики и технологии СПО и ПО, трудоустройства, трансляции лучших практик для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей, разработанных РУМЦ СПО:
2023 год - не менее 50,
2024 год - не менее 55
|
2030 год - функционирует единый информационный ресурс, содержащий информацию о возможностях получения среднего профессионального образования и профессионального обучения, о профориентационных мероприятиях во всех субъектах Российской Федерации
|
|||
2024 год - создан единый информационный ресурс, содержащий информацию о возможностях получения среднего профессионального образования и профессионального обучения, о профориентационных мероприятиях в субъектах Российской Федерации
|
||||
I.3.4.
|
Повышение уровня информационной осведомленности лиц с инвалидностью (включая детей-инвалидов) и их родителей (законных представителей) о возможностях получения СПО, ПО, ВО и о движении "Абилимпикс"
|
Минпросвещения России
Минобрнауки России
Субъекты Российской Федерации
|
2023 - 2027 годы - функционирование и актуализация информации на официальном сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию, страниц БПОО и РУМЦ СПО на сайтах ПОО, ведение официальных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах
2024 год - увеличение числа посещений официального сайта до 300 в день, увеличение подписчиков в социальных сетях - до 10 000,
2027 год - увеличение числа посещений официального сайта - до 400 в день, увеличение подписчиков в социальных сетях - до 20 000
Функционирование и актуализация информации на официальном сайте "Абилимпикс", ведение официальных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах:
2024 год - увеличение подписчиков в социальных сетях до 18 000,
2027 год - увеличение подписчиков в социальных сетях до 25 000
|
2030 год - функционирование и актуализация информации на официальном сайте ФМЦИО, страниц БПОО и РУМЦ СПО на сайтах ПОО, ведение официальных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах; увеличение числа посещений официального сайта - до 600 в день; увеличение подписчиков в социальных сетях - до 30 000. Ежегодная актуализация 100% сайтов и социальных сетей образовательных организаций высшего образования по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
|
I.3.5.
|
Формирование банка видеопаспортов доступности образовательных организаций высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ
|
Минобрнауки России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Количество вузов, в которых созданы модельные образцы видеопаспортов о доступности образовательных организаций высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ <*>:
2023 год - не менее чем в 30% вузов,
2024 год - не менее чем в 40% вузов,
2027 год - не менее чем в 60% вузов
|
2030 год - создан банк видеопаспортов о доступности образовательных организаций высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ с охватом не менее чем 80% вузов <*>
|
I.4. Разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований
|
||||
I.4.1.
|
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на поступление лиц с инвалидностью на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Численность выпускников общеобразовательных организаций и среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, прошедших индивидуальные траектории профессиональной ориентации с учетом нозологий (нарастающим итогом):
2023 год - не менее 6 500 выпускников,
2024 год - не менее 7 500 выпускников,
2027 год - не менее 8 500 выпускников
|
2030 год - не менее 10 500 выпускников общеобразовательных организаций и среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, прошедших индивидуальные траектории профессиональной ориентации с учетом нозологий (нарастающим итогом), не менее 30 000 школьников, принявших участие в профориентационных мероприятиях в рамках движения "Абилимпикс" (нарастающим итогом)
|
Численность школьников, принявших участие в профориентационных мероприятиях в рамках движения "Абилимпикс" (нарастающим итогом):
2023 год - не менее 22 000 человек,
2024 год - не менее 23 000 человек,
2027 год - не менее 27 000 человек
|
Обеспечено 100% заполнение мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках особой квоты, предусмотренной частью 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
|
|||
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на поступление лиц с инвалидностью на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках особой квоты, предусмотренной частью 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе включающего мероприятия по совершенствованию деятельности подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования, отбираемых в соответствии с приказом Минобрнауки России от 7 октября 2020 г. N 1276:
2023 год - разработка комплекса мер и его апробация в вузах сети РУМЦ ВО;
2024 год - реализация комплекса мер в системе высшего образования
|
||||
I.4.2.
|
Обеспечение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 6 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационными мероприятиями, направленными на привлекательность высшего образования
|
Минпросвещения России
Минобрнауки России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Субъекты Российской Федерации
|
Обеспечено ежегодное проведение мероприятия "Национальный Фестиваль науки и творчества для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ" (далее - Фестиваль), в рамках которого предусмотрены региональный и национальный этапы по направлениям:
- конкурсы учебно-исследовательских и проектных работ среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
- предметные и метапредметные олимпиады среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
|
2030 год - не менее 10 000 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие в конкурсах Фестиваля (нарастающим итогом)
Численность обучающихся с инвалидностью, принявших участие в региональных этапах Фестиваля, от каждого федерального округа Российской Федерации:
2030 год - не менее 300
|
Численность инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в конкурсах Фестиваля (с нарастающим итогом):
2023 год - не менее 2 500,
2024 год - не менее 4 000
|
||||
Численность обучающихся с инвалидностью, принявших участие в региональных этапах Фестиваля, от каждого федерального округа Российской Федерации:
2023 год - не менее 75,
2024 год - не менее 100
|
||||
I.4.3.
|
Обеспечение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 6 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационными мероприятиями и обеспечение обучающихся с инвалидностью образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (коррекционных организаций), а также детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении профориентационными мероприятиями
|
Минпросвещения России
Субъекты Российской Федерации
|
Обеспечен охват профориентационной работой обучающихся с инвалидностью 6 - 11 классов общеобразовательных организаций
Доля обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, организованных БПОО субъектов Российской Федерации, от общего числа обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ:
2023 год - не менее 35%,
2024 год - не менее 40%,
2027 год - не менее 55%
|
2030 год - не менее 70% обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, организованных БПОО субъектов Российской Федерации, от общего числа обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ
2030 год - обеспечен охват профориентационной работой не менее 50% обучающихся образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (коррекционных организаций), а также детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении, профориентационными мероприятиями от общего числа данной категории
|
Обеспечен охват профориентационной работой обучающихся образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (коррекционных организаций), а также детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении, профориентационными мероприятиями от общего числа данной категории:
2023 год - не менее 15%,
2024 год - не менее 20%,
2027 год - не менее 35%
|
||||
Доля участников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в проекте "Билет в будущее", от общего количества участников профориентационных мероприятий проекта "Билет в будущее":
2023 год - 5%,
2024 год - 6%,
2027 год - 8%
|
2030 год - доля участников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в проекте "Билет в будущее", от общего количества участников профориентационных мероприятий проекта "Билет в будущее" составляет 10%
|
|||
I.4.4.
|
Организационно-методическое сопровождение инклюзивных профориентационных смен
|
Минпросвещения России
Субъекты Российской Федерации
Всероссийские детские центры "Орленок", "Океан", "Смена", международный детский центр "Артек"
|
Разработаны методические рекомендации по реализации типовой модели инклюзивных профориентационных смен.
Типовая модель инклюзивных профориентационных смен апробирована на площадках организаций детского отдыха и иных организациях:
2023 год - в 30 субъектах Российской Федерации,
2024 год - в 45 субъектах Российской Федерации
|
2030 год - реализуются инклюзивные профориентационные программы смен в 60 субъектах Российской Федерации
|
Инклюзивные профориентационные программы смен реализуются в субъектах Российской Федерации:
2024 год - в 45 субъектах Российской Федерации,
2027 год - в 50 субъектах Российской Федерации
|
||||
I.4.5.
|
Выявление и тиражирование эффективных практик инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минтранс России
Минспорт России
Минкультуры России
Минсельхоз России
Минздрав России
Агентство стратегических инициатив
Субъекты Российской Федерации
|
Проведен конкурс практик инклюзивного высшего и среднего профессионального образования (эффективных социальных практик), в котором численность участников:
2023 год - не менее 300 чел.,
2024 год - не менее 350 чел.
|
2030 год - 90% охват научно-экспертной оценкой вузов, реализующих социальные практики работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования, их методическое сопровождение
|
Проведено обучение руководителей, специалистов, преподавателей образовательных организаций доказательному подходу в социальной сфере:
|
||||
2023 год - не менее 1 000 чел.,
2024 год - не менее 1 500 чел.
Практики инклюзивного высшего и среднего профессионального образования, отобранные по результатам конкурса, размещены на портале Инклюзивноеобразование.рф
|
Ежегодное развитие социальных практик по применению дистанционных образовательных технологий, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ
|
|||
2023 год - не менее 35,
2024 год - не менее 40
|
2030 год - не менее 60% организаций среднего профессионального и высшего образования, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ, используют эффективные социальные практики
|
|||
2024 год - не менее 30% организаций среднего профессионального и высшего образования, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ, используют эффективные социальные практики
|
||||
2025 год - выработка методических рекомендаций с описанием лучших практик работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в системе общего, дополнительного и профессионального образования с доказанной эффективностью для использования в системе подготовки кадров
|
Ежегодное проведение обучающего вебинара для участников мероприятий и экспертов по научно-экспертной оценке социальных практик
|
|||
Ежегодное проведение обучающих вебинаров для преподавателей профессиональных образовательных организаций (не менее 2 раз в год)
Ежегодное проведение вебинаров по организационно-методической поддержке тиражирования и внедрению эффективных социальных практик в деятельность образовательных организаций (не менее 2 раз в год)
|
||||
I.4.6.
|
Разработка методики и проведение общероссийского исследования по анализу потребностей и возможностей детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ОВЗ для получения профессионального образования
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Презентация на базе 2 пилотных субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Костромская область) результатов общероссийского исследования по анализу потребностей и возможностей детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для получения профессионального образования, а также с целью изучения структуры выпуска инвалидов и лиц с ОВЗ из образовательных организаций в разрезе групп инвалидности, определения процента поступлений каждой категории по группам инвалидности на программы профессионального обучения, программы СПО, программы ВО и анализа причин не продолжать получение образования на следующем уровне (далее - исследования).
|
2030 год - проведение исследования во всех субъектах Российской Федерации (нарастающим итогом) и разработка информационно-методических материалов на основе полученных итогов
|
2024 год - актуализация методики общероссийского исследования и его проведение в 10 субъектах Российской Федерации (нарастающим итогом)
|
||||
2027 год - проведение исследования в 40 субъектах Российской Федерации (нарастающим итогом)
|
||||
II. Внедрение лучших практик профессионального образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
|
||||
II.1. Нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
|
||||
II.1.1.
|
Актуализация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие специальных условий обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минздрав России
Минтруд России
|
2023 - 2024 годы - разработаны и актуализированы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе: о порядке и случаях перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное в части защиты прав инвалидов
|
2030 год - актуализация правовых регламентов и документов, обеспечивающих гарантии доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, связанных с нормами, утвержденными новой редакцией Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки, а также оказания им при этом необходимой помощи
|
II.1.2.
|
Уточнение перечня специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в образовательных организациях, и разработка рекомендаций по нормированию их труда
|
Минпросвещения России
Минобрнауки России
Минтруд России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
2023 год - осуществлено уточнение перечня специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в образовательных организациях. На основе уточненного перечня скорректирован перечень должностей раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 год N 1н
|
2030 год - 100% образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования разработали порядок кадрового обеспечения в части комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов
|
2024 год - осуществлена разработка рекомендаций по нормированию труда специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в образовательных организациях
|
||||
II.2. Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования
|
||||
II.2.1.
|
Развитие федеральной сети РУМЦ ВО
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Доля образовательных организаций высшего образования, которые вовлечены в партнерскую сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования:
2023 год - не менее 60%,
2024 год - не менее 70%,
2027 год - не менее 80%
|
2030 год - не менее 90% образовательных организаций высшего образования вовлечены в партнерскую сеть РУМЦ ВО
|
Модернизована роль сети РУМЦ среди вузов-партнеров как центров, обеспечивающих сопровождение реализации инклюзивного образования, методической поддержки, мониторингов, подготовки и переподготовки кадров, центра консалтинга; центров мониторинга и выявления лучших практик по развитию отдельных направлений по работе с инвалидами разных нозологий, анализу успешности этих практик, научной оценки педагогических и иных эффектов применения данных практик, оценки возможности внедрения и тиражирования их и внедрения в другие образовательные организации; использование потенциала РУМЦ ВО по разработке и апробации новых технических средств реабилитации и средств обучения
|
||||
II.2.2.
|
Развитие сети ПОО, в которых обеспечены условия для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе путем реализации отдельных разделов, модулей программ
|
Минпросвещения России
Субъекты Российской Федерации
|
Доля ПОО в субъекте Российской Федерации, охваченных сетевым взаимодействием с базовыми профессиональными образовательными организациями (БПОО):
2023 год - 45%,
2024 год - 50%,
2027 год - 75%
|
2030 год - обеспечено 100% сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций с БПОО и РУМЦ СПО
|
с использованием дистанционных образовательных технологий
|
Доля ПОО на закрепленных территориях охвачено сетевым взаимодействием, охваченных сетевым взаимодействием с РУМЦ СПО:
2023 год - 30%,
2024 год - 35%,
2027 год - 75%
|
|||
II.2.3.
|
Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и мониторинг деятельности среднего профессионального образования и профессионального обучения по вопросам реализации инклюзивного образования
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Ежегодное проведение мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ и обеспечения для студентов с инвалидностью специальных условий для получения образования, трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ
|
2030 год - 100% образовательных организаций высшего образования принимают участие в мониторинговых исследованиях
|
2030 год - все субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены образовательные организации среднего профессионального образования и профессионального обучения, принимают участие в мониторинговых исследованиях
|
||||
Ежегодное проведение мониторинга деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения по вопросам приема инвалидов и лиц с ОВЗ, обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ
|
||||
II.2.4.
|
Проведение Рособрнадзором контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению прав инвалидов при получении среднего профессионального и высшего образования
|
Рособрнадзор
|
Ежегодное проведение контрольно-надзорных мероприятий и реализация мер, принятых в отношении образовательных организаций, допустивших нарушение прав инвалидов при получении среднего профессионального и высшего образования
|
-
|
II.2.5.
|
Разработка методических рекомендаций для экспертов, участвующих в процедуре независимой оценки качества
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минтруд России
|
2023 год - разработаны методические рекомендации по вопросам проведения независимой оценки качества и организации инклюзивного образования, в том числе в целях учета специфики создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ
|
|
II.2.6.
|
Повышение квалификации работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по сопровождению, по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Субъекты Российской Федерации
|
Численность работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ (нарастающим итогом):
2023 год - не менее 6 000 человек,
2024 год - не менее 9 000 человек,
2027 год - не менее 18 000 человек
|
2030 год - 28 000 работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по сопровождению, прошли повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ (нарастающим итогом).
|
Обеспечено проведение сетевого (отраслевого) форума "Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития"
с охватом:
2024 год - 50% образовательных организаций высшего образования;
2027 год - 75% образовательных организаций высшего образования
|
||||
2030 год - обеспечено проведение сетевого (отраслевого) форума "Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития" с охватом 100% образовательных организаций высшего образования, реализующих подготовку кадров для системы образования
|
||||
Разработаны методические рекомендации:
- по организационно-управленческим основам инклюзивного высшего образования для руководящих работников образовательных организаций высшего образования;
- по организационно-методическим основам инклюзивного высшего образования для научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования;
- по вопросам деятельности образовательных организаций высшего образования по профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и содействию их последующему трудоустройству
|
||||
II.2.7.
|
Модернизация системы дефектологического образования
|
Минпросвещения России
Минобрнауки России
|
Обеспечена подготовка специалистов для системы среднего профессионального, высшего образования в области специального дефектологического образования, в том числе по договорам целевого обучения (нарастающим итогом):
2023 год - не менее 300 человек,
2024 год - не менее 500 человек,
2027 год - не менее 800 человек
|
2030 год - обеспечена подготовка не менее 1 200 специалистов для системы среднего профессионального, высшего образования в области специального дефектологического образования (нарастающим итогом)
|
Разработан федеральный государственный образовательный стандарт подготовки учителей-дефектологов с учетом норм профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"
Разработаны программы дополнительного профессионального образования с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"
|
||||
2024 год - разработаны научно-методические рекомендации к содержанию и реализации, в том числе в сетевой форме, основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология") с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог", возможности реализации двухпрофильных образовательных программ, в целях обновления и унификации содержания и подходов к реализации указанных программ
|
||||
Разработаны новые программы магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование"
|
||||
2023 год - проведен анализ содержания и условий реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология") в образовательных организациях высшего образования
|
||||
С 2023 года осуществляется разработка программ дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава, реализующего образовательные программы бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология"), в целях унификации содержания указанных программ; обеспечено проведение общественной экспертизы реализации разработанных программ
|
||||
Ежегодно с 2024 года организовано обучение не менее 50 человек по программам дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология")
|
||||
Разработаны программы дополнительного профессионального образования в области формирования и совершенствования профессиональных компетенций специалистов в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ (с учетом единых подходов)
|
||||
Обеспечено ежегодное обучение не менее 200 человек по программам дополнительного профессионального образования (разработанным с учетом единых подходов) в области формирования и совершенствования профессиональных компетенций специалистов в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения (включая учителей-дефектологов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов и др.) обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ, в объеме не менее 500 ак.ч.
|
||||
II.3. Развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию
|
||||
II.3.1.
|
Развитие сети мастерских на базе ПОО, в которых созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
|
Минпросвещения России
Субъекты Российской Федерации
|
В создаваемой (обновляемой) мастерской организовано не менее 1 рабочего места по не менее 1 нозологии для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (нарастающим итогом):
2023 год - не менее 500 мастерских
|
2030 год - не менее чем в 500 созданных (обновленных) мастерских организовано не менее 1 рабочего места по не менее 1 нозологии для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
|
II.3.2.
|
Внедрение образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR, VR-средств)
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минпромторг России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Количество образовательных организаций высшего образования, осуществивших апробацию образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR-, VR-средств) <*>:
2023 год - не менее 20%,
024 год - не менее 30%,
2027 год - не менее 50%
|
2030 год - 70% охват образовательных организаций высшего образования, осуществивших внедрение образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR-, VR-средств) <*>
|
II.3.3.
|
Обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования
|
Минобрнауки России
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Доля вузов, имеющих ЭИОС, доступную для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ:
2023 год - 40%,
2024 год - 50%,
2027 год - 70%
|
2030 год - 100% вузов, имеющих ЭИОС, доступных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
|
II.3.4.
|
Сеть инжиниринговых центров (технопарков) на базе вузов, обеспечивающих развитие специальных технических средств обучения (СТСО), технических средств реабилитации (ТСР) и ассистивных технологий
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минцифры России
Минпромторг России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Количество образовательных организаций высшего образования, в которых созданы инжиниринговые центры (технопарки), обеспечивающие развитие СТСО, ТСР и ассистивных технологий, их апробацию, а также системную интеграцию в образовательный процесс для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ.
2023 год - не менее чем в 4,
2024 год - не менее чем в 6,
2027 год - не менее чем в 10
|
2030 год - создана сеть не менее 15 инжиниринговых центров (технопарков) на базе вузов, обеспечивающих развитие СТСО, ТСР и ассистивных технологий для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ
|
II.3.5.
|
Развитие молодежных инициатив в сфере инклюзии
|
Росмолодежь
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минтранс России
|
Количество образовательных организаций высшего образования, которые имеют действующий волонтерский центр/объединение, реализующий(ие) инициативы в сфере инклюзии:
2023 год - не менее 40%,
2024 год - не менее 50%,
2027 год - не менее 60%
|
2030 год - не менее 80% образовательных организаций высшего образования имеют действующий волонтерский центр/объединение, реализующий(ие) инициативы в сфере инклюзии
|
Минсельхоз России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
|
В 2023 - 2027 год - реализация молодежных инициатив в сфере развития инклюзии в разрезе отраслевой принадлежности образовательных организаций, включая реализацию социально-реабилитационных волонтерских проектов по направлениям инклюзивное садоводство и анималотерапии и функционирование мобильных волонтерских групп поддержки в части развития объектов транспортной и дорожной инфраструктуры
|
|||
II.3.6.
|
Обеспечение возможности для занятий адаптивной физической культурой и спортом для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования
|
Минспорт России
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
|
Доля образовательных организаций высшего образования, разработавших программу развития адаптивной физической культуры и спорта:
2023 год - не менее 30%,
2024 год - не менее 32%,
2027 год - не менее 38%
|
2030 год - не менее 45% вузов разработали программу развития адаптивной физической культуры и спорта
|
Доля вузов, в которых есть спортсмены и/или спортивные команды из числа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, участвующие в спортивных соревнованиях различного уровня:
2023 год - не менее чем в 15%,
2024 год - не менее чем в 17%,
2027 год - не менее чем в 20%
|
2030 год - не менее чем в 25% вузов есть спортсмены и/или спортивные команды из числа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, участвующие в спортивных соревнованиях различного уровня
|
|||
II.3.7.
|
Вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в социально-культурную деятельность
|
Минобрнауки России
Росмолодежь
Минкультуры России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
|
Доля обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам высшего образования, вовлеченных в социально-культурную деятельность (в том числе творческую, художественную, интеллектуальную, общественную), подтвержденную свидетельствами, сертификатами, грамотами, дипломами и т.п.:
2023 год - не менее 5%;
2024 год - не менее 7%;
2027 год - не менее 12%
|
2030 год - не менее 20% обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам высшего образования, вовлеченных в социально-культурную деятельность (в том числе творческую, художественную, интеллектуальную, общественную), подтвержденную свидетельствами, сертификатами, грамотами, дипломами и т.п.
|
II.3.8.
|
Развитие информационных и организационных условий проведения конкурсных и форумных мероприятий для инвалидов и лиц с ОВЗ
|
АНО "Россия - страна возможностей"
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Субъекты Российской Федерации
АНО "Национальные приоритеты"
Агентство стратегических инициатив (АСИ)
Заинтересованные некоммерческие организации
|
2023 - 2024 годы - популяризация конкурсных и форумных мероприятий для инвалидов и лиц с ОВЗ посредством возможностей платформы "Россия - страна возможностей" и информационных ресурсов АНО "Национальные приоритеты", в том числе посредством средств массовой информации
|
2030 год - всероссийские конкурсные мероприятия организуются с учетом информационных и организационных условий платформы "Россия - страна возможностей":
- Чемпионаты по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс", в том числе с участием студентов высшего образования;
- Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра",
- Международный форум инклюзивного высшего образования.
2030 год - популяризация историй успехов участников форумных и конкурсных мероприятий
|
II.4. Разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований
|
||||
II.4.1.
|
Разработка на базе университетов ФГБОУ ВО "МГППУ" и ФГБОУ ВО "РГСУ", имеющих в своей структуре РУМЦ, пилотной модели реабилитации студента с инвалидностью
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минтруд России
|
2023 год - апробация пилотной модели реабилитации студентов с инвалидностью на базе ФГБОУ ВО "МГППУ" и ФГБОУ ВО "РГСУ" с учетом имеющихся вариативных возможностей указанных организаций (университетская клиника, санатории и пр.)
2024 год - разработка рекомендаций по организационно-управленческим условиям эффективного обеспечения разработанной модели на базе образовательных организаций высшего образования, в которых созданы РУМЦ
|
2030 год - не менее 15 вузов осуществили внедрение модели комплексной реабилитации студента с инвалидностью
|
2027 год - участие не менее 10 пилотных вузов в апробации модели реабилитации студента с инвалидностью
|
||||
II.4.2.
|
Создание и обеспечение функционирования общероссийского сетевого ресурса (библиотеки) информационно-методических ресурсов инклюзивного высшего образования на базе портала Инклюзивноеобразование.рф и создание единого информационного ресурса по адаптированным образовательным программам по профессиям и специальностям СПО, ПО
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минцифры России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
2023 год - доработка прототипа общероссийского сетевого ресурса (библиотеки), включающего примерные адаптированные образовательные программы и комплекты учебно-методических материалов с учетом требований универсального дизайна и дифференциации подходов, исходя из тяжести нарушений по конкретной нозологии
|
2030 год - увеличение численности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, использующих материалы общероссийского сетевого ресурса (библиотеки) на базе портала Инклюзивноеобразование.рф
|
2024 год - запуск общероссийского сетевого ресурса (библиотеки) на базе портала Инклюзивноеобразование.рф, включающего примерные адаптированные образовательные программы и комплекты учебно-методических материалов с учетом требований универсального дизайна и дифференциации подходов, исходя из тяжести нарушений по конкретной нозологии
|
2030 год - функционирует и ежегодно актуализируется содержание информационного ресурса, включающего примерные адаптированные образовательные программы по профессиям и специальностям СПО, ПО, в том числе методические рекомендации по их реализации
|
|||
2025 год - внедрение методической инструкции для вузов по эксплуатации сформированного ресурса и апробация созданного прототипа библиотеки на базе портала Инклюзивноеобразование.рф
|
Разработана единая концепция функционирования цифровой платформы открытого инклюзивного образования, объединяющей материалы по сетевым адаптированным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, адаптированные учебно-методические ресурсы для обучения студентов с инвалидностью по отдельным нозологическим группам по специальностям и профессиям, по укрупненным группам специальностей, по направлениям подготовки (с учетом профилей), а также ресурсы, связанные с реабилитационными образовательными услугами
|
|||
2023 - 2025 годы - создан информационный ресурс, включающий адаптированные образовательные программы по профессиям и специальностям СПО, ПО включая методические рекомендации по их реализации.
|
||||
II.4.3.
|
Разработка и апробация сетевых образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
2023 г. - разработка сетевых образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью, включая формирование комплектов учебно-методических ресурсов, с учетом получения информации в доступной для студентов с инвалидностью форме по отдельным нозологическим группам нарушений (нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата) по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки
|
2030 год - реализация разработанных сетевых образовательных программ высшего образования
|
2024 год - разработка методических рекомендаций по реализации сетевых образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью
|
||||
2025 - 2027 годы - апробация разработанных сетевых образовательных программ высшего образования
|
||||
II.4.4.
|
Учебно-методическое обеспечение среднего профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
|
Минпросвещения России
Минтруд России
|
Проведен анализ наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ и разработан РУМЦ СПО реестр примерных адаптированных образовательных программ по наиболее перспективным профессиям и специальностям, в том числе с возможностью использования дистанционных образовательных технологий (с нарастающим итогом):
2023 год - в реестре не менее 40 программ,
2024 год - в реестре не менее 50 программ
|
2030 год - функционирует и актуализируется реестр, включающих не менее 100 примерных адаптированных образовательных программ СПО и ПО по наиболее перспективным профессиям
|
II.4.5.
|
Учебно-методическое обеспечение профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и сопровождение выпускников из числа инвалидов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
|
Минпросвещения России
Минтруд России
Субъекты Российской Федерации
|
Проведен анализ наиболее востребованных и перспективных профессий профессионального обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработаны примерные программы профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по наиболее перспективным профессиям (нарастающим итогом):
2023 год - реестр из не менее 15 программ,
2024 год - реестр из не менее 20 программ,
2027 год - реестр из не менее 35 программ
|
2030 год - в реестр примерных программ профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по наиболее перспективным профессиям включено не менее 50 программ
|
2030 год - в 10 субъектах Российской Федерации созданы региональные специализированные мастерские на базе ПОО в целях содействия дальнейшей трудовой занятости выпускников, имеющих интеллектуальные нарушения
|
||||
Созданы региональные специализированные мастерские на базе ПОО в целях содействия дальнейшей трудовой занятости выпускников, имеющих интеллектуальные нарушения:
2023 год - в 4 субъектах Российской Федерации,
2024 год - в 5 субъектах Российской Федерации,
2027 год - в 8 субъектах Российской Федерации
|
||||
III. Сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью
|
||||
III.1. Нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
|
||||
III.1.1.
|
Актуализация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на поддержку успешного трудоустройства инвалидов
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минздрав России
Минтруд России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Субъекты Российской Федерации
|
2023 год - осуществлена актуализация методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Минтруда России от 4 августа 2014 N 515
|
-
|
2023 - 2024 годы - актуализированы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, методические рекомендации, в том числе:
1. перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности");
2. изменения в целях обеспечения возможности получения второго среднего профессионального или высшего образования на безвозмездной основе для лиц, ставшими инвалидами в трудоспособном возрасте и нуждающимися в получении новой профессии (квалификации)
Разработка цикличного механизма возврата налоговых поступлений от зарплатного фонда трудоустроенных выпускников с инвалидностью на социальные меры поддержки инвалидов
|
||||
III.1.2.
|
Установление целевых показателей в разрезе субъектов Российской Федерации по занятым выпускникам по программам среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
|
Субъекты Российской Федерации
Минпросвещения России
Минобрнауки России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования, имеющих структурные подразделения среднего профессионального образования
Минтруд России
|
Занятые выпускники, завершившие обучение по программам среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в среднем по Российской Федерации:
2023 год - 70,7%,
2024 год - 71,2%,
2027 год - 72,7%
|
Занятые выпускники ПОО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в среднем по Российской Федерации: 2030 год - 75%
|
III.2. Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования
|
||||
III.2.1.
|
Реализация вузовских программ по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и создание центров содействия трудоустройству на базе БПОО
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минэкономразвития России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Субъекты Российской Федерации
|
Доля образовательных организаций высшего образования, реализующих программы по содействию трудоустройства выпускников, содержащих мероприятия по трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ (в том числе прошедших целевое обучение):
2023 год - 35%,
2024 год - 45%,
2027 год - в 60%
|
2030 год - не менее 80% выпускников с инвалидностью трудоустроены/самозаняты/продолжают обучение; мероприятия по трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ включены программы по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования и реализуются 100% образовательных организаций высшего образования; во всех субъектах Российской Федерации функционируют центры содействия трудоустройству на базе БПОО; обеспечено повышение уровня трудоустройства инвалидов - выпускников образовательных программ высшего образования, в том числе прошедших целевое обучение
|
Количество субъектов Российской Федерации, на базе БПОО которых созданы центры содействия трудоустройству:
2023 год - не менее 70,
2024 год - не менее 75,
2027 год - не менее 80
|
||||
III.2.2.
|
Реализация программ обучения для кураторов практической подготовки (учебной и (или) производственной практики) из числа представителей работодателей по вопросам взаимодействия с обучающимися с инвалидностью на базе вузов
|
Минобрнауки России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Ежегодное обучение не менее 300 кураторов практической подготовки (учебной и (или) производственной практики) из числа представителей работодателей по вопросам взаимодействия с обучающимися с инвалидностью на базе вузов
|
|
III.3. Развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию
|
||||
III.3.1.
|
Совершенствование деятельности единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - портал "Работа России")
|
Роструд
Минтруд России
Минобрнауки России
Минпросвещения России
|
2023 год - разработка регламента деятельности работодателя по оценке результатов освоения образовательных программ в части организации практической подготовки обучающихся при работе на портале "Работа России" и проведение его апробации с учетом положений приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 885/390.
|
2030 год - расширение функционала портала "Работа России" для предоставления инвалидам подробной информации об адаптации рабочих мест по конкретным вакансиям и нозологиям, в том числе с целью профессиональной ориентации и оценки работоспособности; обеспечение интеграции портала "Работа России" с современными цифровыми инструментами поддержки и содействия трудоустройству лиц с инвалидностью
|
2024 год - разработка перечня справочной информации, планируемой к регулярному размещению и обновлению на портале "Работа России" (в частности, дайджест приоритетных профессий для отдельных нозологических групп), в том числе с учетом лучших практик в рамках проекта "Альманах "Атлас доступных профессий". Региональный опыт"
2027 год - обеспечение ежегодной актуализации подробной информации на портале "Работа России" для инвалидов об адаптации рабочих мест по конкретным вакансиям и нозологиям, в том числе с целью профессиональной ориентации и оценки работоспособности
|
||||
III.3.2.
|
Создание условий для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью
|
Минобрнауки России
Росимущество
Минпросвещения России
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
|
Доля образовательных организаций высшего образования, в которых созданы коворкинги для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью:
2023 год - не менее чем в 10%,
2024 год - не менее чем в 15%,
2027 год - не менее чем в 30%
|
2030 год - не менее чем в 55% образовательных организаций высшего образования созданы коворкинги для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью
|
III.4. Разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований
|
||||
III.4.1.
|
Развитие конкурсов профессионального мастерства, в том числе Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" и чемпионатов "Абилимпикс" как инструментов содействия занятости выпускникам с инвалидностью
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
|
Доля студентов с инвалидностью и ОВЗ, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства, как инструментов содействия занятости выпускникам с инвалидностью:
2023 год - не менее 2%,
2024 год - не менее 3%,
2027 год - не менее 6%
|
2030 год - не менее 10% трудоустроившихся из числа студентов с инвалидностью и ОВЗ - участники конкурсов профессионального мастерства, в том числе Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" и чемпионатах "Абилимпикс".
2030 год - не менее 2000 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" (нарастающим итогом).
|
Численность инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" (нарастающим итогом):
2023 год - не менее 300,
2024 год - не менее 300
|
||||
Численность инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в чемпионатах "Абилимпикс", в том числе включая студентов высшего образования (нарастающим итогом):
2023 год - не менее 15 000,
2024 год - не менее 16 000
|
||||
2030 год - не менее 20 000 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие в чемпионатах "Абилимпикс", в том числе включая студентов высшего образования (нарастающим итогом)
|
||||
III.4.2.
|
Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Субъекты Российской Федерации
Заинтересованные некоммерческие организации
Минтруд России
|
Образовательными организациями высшего образования ежегодно разрабатывается не менее 100 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства
|
2030 год - разработано не менее 1 000 программ дополнительного профессионального образования
(с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства (нарастающим итогом)
|
2024 год - разработаны методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства
|
||||
Ежегодно подготовлен информационно-аналитический обзор по результатам реализации программ дополнительного профессионального образования для выпускников с инвалидностью как инструментов содействия и поддержки их трудоустройства
|
||||
III.4.3
|
Обеспечение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов
|
Субъекты Российской Федерации
Минтруд России
Минпросвещения России
Минобрнауки России
|
Обеспечено профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (далее - переподготовка) инвалидов, обратившихся в центры занятости населения.
|
2030 год - не менее 88% инвалидов, обратившихся в центры занятости населения, прошли переподготовку
|
Доля инвалидов, прошедших переподготовку, от числа обратившихся в центры занятости населения:
2023 год - не менее 81%;
2024 год - не менее 82%;
2027 год - не менее 85%
|
||||
III.4.4
|
Разработка программ дополнительного профессионального образования для инвалидов, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, для программ социальной адаптации
|
Минобрнауки России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
|
Образовательными организациями высшего образования ежегодно разрабатывается не менее 50 программ дополнительного профессионального образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата инвалидов, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, для включения в перечень мероприятий программ социальной адаптации
|
2030 год - разработано не менее 400 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата инвалидов, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, для включения в перечень мероприятий программ социальной адаптации (нарастающим итогом)
|
--------------------------------
<*> Объемы и источники финансирования мероприятия будут определяться в соответствии с решениями, принимаемыми в рамках бюджетного процесса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.