"Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (утв. решением Правительства РФ, протокол от 28.12.2021 N 3)
Утвержден
решением Правительства
Российской Федерации
(протокол от 28 декабря 2021 г. N 3)
ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ"
1. Основные положения
Куратор государственной программы Российской Федерации
|
Хуснуллин Марат Шакирзянович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
|
Ответственный исполнитель государственной программы Российской Федерации
|
Силуанов Антон Германович - Министр финансов Российской Федерации
|
Период реализации
|
Этап I: 2013 - 2021 г.
Этап II: 2022 - 2030 г.
|
Цели государственной программы Российской Федерации
|
Сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации до 2,4 раза к 2030 году
|
Увеличение количества субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания, до 18 к 2030 году
|
|
Сокращение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации до 27 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к 2030 году
|
|
Цели государственной программы Российской Федерации
|
Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,6 процента к 2024 году
|
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 84 процентов к 2030 году
|
|
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2030 году
|
|
Поощрение 50 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" ежегодно
|
|
Направления (подпрограммы)
|
1. Направление (подпрограмма) "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации"
|
2. Направление (подпрограмма) "Использование инструментов долговой политики в целях устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации"
|
|
3. Направление (подпрограмма) "Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
|
|
4. Направление (подпрограмма) "Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий"
|
|
Объемы финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета за весь период реализации
|
2 949 031 373,6 тыс. руб.
|
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации/Влияние на достижение приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
|
1. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство
|
2. Показатели государственной программы Российской Федерации
N п/п
|
Наименование показателя
|
Единица измерения (по ОКЕИ)
|
Базовое значение
|
Значения показателей
|
Документ
|
Ответственный за достижение показателя
|
Связь с показателями национальных целей
|
||
2022
|
2023
|
2024
|
|||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации до 2,4 раза к 2030 году
|
|||||||||
1
|
Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации
|
Единиц
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
Минфин России
|
-
|
|
Увеличение количества субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания, до 18 к 2030 году
|
|||||||||
2
|
Количество субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания
|
Единиц
|
15,0
|
16,0
|
16,0
|
16,0
|
Минфин России
|
-
|
|
Сокращение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации до 27 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к 2030 году
|
|||||||||
3
|
Уровень долговой нагрузки субъектов Российской Федерации
|
Процент
|
27,5
|
28,0
|
29,0
|
30,0
|
Минфин России
|
-
|
|
Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,6 процента к 2024 году
|
|||||||||
4
|
Доля расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
|
Процент
|
15,0
|
15,2
|
15,4
|
15,6
|
Минфин России
|
-
|
|
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 84 процентов к 2030 году
|
|||||||||
5
|
Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации
|
Процент
|
82,0
|
82,0
|
82,0
|
83,0
|
Минфин России
|
-
|
|
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2030 году
|
|||||||||
6
|
Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации
|
Процент
|
42,0
|
42,0
|
42,0
|
43,0
|
Минэкономразвития России
|
-
|
|
Поощрение 50 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" ежегодно
|
|||||||||
7
|
Количество муниципальных образований, поощряемых по итогам Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика"
|
Единиц
|
50,0
|
50,0
|
50,0
|
50,0
|
Минэкономразвития России
|
-
|
3. Структура государственной программы Российской Федерации
N п/п
|
Задачи структурного элемента
|
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента
|
Связь с показателями
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1
|
Направление (подпрограмма) "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации"
|
|||
1.1
|
Комплекс процессных мероприятий "Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий"
|
|||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ
|
-
|
|||
1.1.1
|
Обеспечение предоставления и распределения бюджетам субъектов Российской Федерации единой субвенции и дотаций из федерального бюджета, мониторинг эффективности предоставления субсидий
|
обеспечено прозрачное распределение и своевременное перечисление дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам закрытых административно-территориальных образований; обеспечено прозрачное распределение и своевременное предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура; обеспечено заключение соглашений с субъектами Российской Федерации, получающими дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также проведение мониторинга выполнения условий соответствующих соглашений и применение мер ответственности в случае нарушения указанных условий; обеспечено проведение мониторинга предоставления субсидий, достижения значений результатов использования субсидий субъектами Российской Федерации
|
Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации;
Количество субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания
|
|
2
|
Направление (подпрограмма) "Использование инструментов долговой политики в целях устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации"
|
|||
2.1
|
Федеральный проект "Инфраструктурное меню"
(Хуснуллин Марат Шакирзянович - куратор)
|
|||
Ответственный за реализацию: МИНСТРОЙ РОССИИ
|
Срок реализации: 2022 - 2030
|
|||
2.1.1
|
Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
|
обеспечено предоставление бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
обеспечено списание задолженности по бюджетным кредитам на суммы поступлений налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов в случае соответствующего обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
обеспечено проведение мониторинга направления регионами высвобождаемых средств от проведенной реструктуризации бюджетных кредитов на финансирование объектов инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, а также подключения (технологического присоединения) таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения
|
Доля расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
|
|
2.2
|
Комплекс процессных мероприятий "Содействие сокращению уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации"
|
|||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ
|
-
|
|||
2.2.1
|
Совершенствование механизмов предоставления бюджетных кредитов, направленных на стимулирование сокращения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации
|
обеспечено проведение мониторинга выполнения субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в части снижения объема дефицита и государственного долга субъектов Российской Федерации; обеспечено применение мер ответственности, предусмотренных в случае нарушения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам
|
Уровень долговой нагрузки субъектов Российской Федерации
|
|
3
|
Направление (подпрограмма) "Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
|
|||
3.1
|
Комплекс процессных мероприятий "Поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов местного самоуправления"
|
|||
Ответственный за реализацию: МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
|
-
|
|||
3.1.1
|
Стимулирование повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
обеспечено перечисление грантов субъектам Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации
|
Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации
|
|
3.1.2
|
Стимулирование применения лучших практик деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления
|
обеспечено премирование муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика"
|
Количество муниципальных образований, поощряемых по итогам Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика"
|
|
3.2
|
Комплекс процессных мероприятий "Оценка качества управления региональными и муниципальными финансами и методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами"
|
|||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ
|
-
|
|||
3.2.1
|
повышение качества управления региональными и муниципальными финансами
|
проведен мониторинг качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
обеспечено проведение мониторинга соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
обеспечено проведение мониторинга выполнения высокодотационными субъектами Российской Федерации целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, а также применение мер ответственности в случае нарушения условий указанных соглашений;
обеспечена методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами
|
Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации
|
|
4
|
Направление (подпрограмма) "Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий"
|
|||
4.1
|
Ведомственный проект "Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий"
(Чуйченко Константин Анатольевич - куратор)
|
|||
Ответственный за реализацию: МИНЮСТ РОССИИ
|
Срок реализации: 2022 - 2024
|
|||
4.1.1
|
совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти
|
совершенствование законодательного регулирования разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями
|
Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации
|
|
Структурные элементы, не входящие в направления (подпрограммы)
|
||||
1
|
Ведомственный проект "Нормативное правовое регулирование совершенствования межбюджетных отношений"
(Горнин Леонид Владимирович - куратор)
|
|||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ
|
Срок реализации: 2022 - 2024
|
|||
1.1
|
совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации
|
совершенствование методики предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; совершенствование механизма предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
установлены требования к соглашениям, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемым с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
|
Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации
|
|
1.2
|
создание условий и финансовых стимулов для развития городских агломераций
|
подготовлены законопроекты в целях создания условий для формирования городских агломераций
|
Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации
|
|
2
|
Ведомственный проект "Федерация и регионы: единое целеполагание"
(Колычев Владимир Владимирович - куратор)
|
|||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ
|
Срок реализации: 2022
|
|||
2.1
|
внедрение механизма координации достижения целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обеспечивающего единство целеполагания при сохранении у регионов свободы в выборе инструментов достижения таких целей и приоритетов
|
обеспечено единство целеполагания документов стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при достижении целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
повышена самостоятельность субъектов Российской Федерации при выборе инструментов достижения целей и приоритетов социально-экономического развития;
оптимизировано администрирование процесса достижения показателей, характеризующих достижение целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации
|
Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации
|
4. Финансовое обеспечение государственной программы
Российской Федерации
Наименование государственной программы, структурного элемента / источник финансового обеспечения
|
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей
|
|||
2022
|
2023
|
2024
|
Всего
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Государственная программа (всего), в том числе:
|
967 294 082,0
|
980 884 953,7
|
1 000 852 337,9
|
2 949 031 373,6
|
Федеральный бюджет
|
967 294 082,0
|
980 884 953,7
|
1 000 852 337,9
|
2 949 031 373,6
|
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
|
967 294 082,0
|
980 884 953,7
|
1 000 852 337,9
|
2 949 031 373,6
|
Федеральный проект "Инфраструктурное меню"
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Ведомственный проект "Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий"
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Ведомственный проект "Нормативное правовое регулирование совершенствования межбюджетных отношений"
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Ведомственный проект "Федерация и регионы: единое целеполагание"
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Комплекс процессных мероприятий "Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий"
|
916 294 082,0
|
929 884 953,7
|
949 852 337,9
|
2 796 031 373,6
|
Федеральный бюджет
|
916 294 082,0
|
929 884 953,7
|
949 852 337,9
|
2 796 031 373,6
|
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
|
916 294 082,0
|
929 884 953,7
|
949 852 337,9
|
2 796 031 373,6
|
Комплекс процессных мероприятий "Поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов местного самоуправления"
|
51 000 000,0
|
51 000 000,0
|
51 000 000,0
|
153 000 000,0
|
Федеральный бюджет
|
51 000 000,0
|
51 000 000,0
|
51 000 000,0
|
153 000 000,0
|
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
|
51 000 000,0
|
51 000 000,0
|
51 000 000,0
|
153 000 000,0
|
Комплекс процессных мероприятий "Содействие сокращению уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации"
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Комплекс процессных мероприятий "Оценка качества управления региональными и муниципальными финансами и методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами"
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|