"Паспорт приоритетного проекта Автоматизация контрольно-надзорной деятельности" (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 N 5)
Утвержден
протоколом заседания проектного комитета
от 27 января 2017 г. N 5
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА АВТОМАТИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Наименование направления <1>
|
Реформа контрольно-надзорной деятельности
|
||
Краткое наименование проекта
|
Автоматизация КНД
|
Срок начала и окончания проекта
|
27.01.2017 - 31.12.2024
|
Куратор
|
С.Э. Приходько, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
|
||
Старшее должностное лицо (СДЛ) <*>
|
М.А. Абызов, Министр Российской Федерации
|
||
Функциональный заказчик
|
Проектный комитет
|
||
Руководитель проекта
|
О.Б. Пак, Статс-секретарь-заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
|
||
Ключевые участники проекта
|
Минэкономразвития России, Федеральное казначейство, Генеральная прокуратура, МВД России, МЧС России, ФАС России, ФНС России, ФТС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор, Минюст России
|
--------------------------------
<1> Согласно перечню, утвержденному протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) от 13 июля 2016 г.
<*> Необязательная позиция, назначается по решению президиума Совета.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Цель проекта
|
Снижение административной нагрузки на граждан и организации, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности путем снижения транзакционных издержек при взаимодействии контрольно-надзорных органов, являющихся участниками реализации приоритетной программы, (далее - КНО - участники программы) и проверяемых субъектов, за счет интерактивного взаимодействия через сеть Интернет с использованием электронных сервисов "Личного кабинета", не менее чем с 8 КНО к концу 2018 года, 12 к концу 2019 года, 43 к 2025 году, при этом не менее 90% пользователей этих сервисов удовлетворены их качеством к 2025 году.
Рост качества администрирования контрольно-надзорных функций за счет использования информационных систем, соответствующих принятому Стандарту информатизации КНД.
|
|||||||
Показатель
|
Тип показателя
|
Базовое значение
|
Период, год
|
|||||
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2025 <**>
|
||||
1. Доля видов контроля (надзора) <*>, взаимодействие по которым доступно в "Личном кабинете" проверяемого субъекта
|
Основной
|
0%
|
15%
|
50%
|
70%
|
100%
|
100%
|
|
2. Доля проверяемых субъектов, удовлетворенных качеством электронных сервисов, предоставляемых КНО - участниками программы с использованием "Личного кабинета"
|
Основной
|
0%
|
50%
|
60%
|
70%
|
80%
|
90%
|
|
3. Доля КНО - участников программы <**>, обеспечивших соответствие Стандарту информатизации КНД
|
Основной
|
Не измеряется
|
43%
|
78,5%
|
96%
|
100%
|
100%
|
|
3.1. Доля КНО - участников программы, у которых Уровень соответствия информационных систем Стандарту информатизации КНД не ниже Базового (в ИС обеспечено:
- ведение полных реестров объектов контроля (надзора);
- сбор сведений об объекте проверки с использованием СМЭВ;
- сбор и учет показателей (индикаторов) для присвоения категорий риска объектов;
- формирование планов проверок на основании категорий риска объектов;
- предоставление в ЕРП в электронном виде данных о проверках)
|
Показатель второго уровня
|
Не измеряется
|
80%
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
|
3.2. Доля КНО - участников программы, у которых Уровень соответствия информационных систем Стандарту информатизации КНД не ниже Среднего (в ИС обеспечено:
- динамическая модель присвоения категорий риска (классов опасности) на основании сбора показателей (индикаторов) в электронном виде;
- использование НСИ для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий;
- возможность электронного декларирования поднадзорными субъектами на основании Проверочных листов;
- консультационная работа по электронным обращениям;
- комплексная автоматизация планирования и учета профилактических мероприятий;
- предоставление в ГАСУ в электронном виде отчетности по сводным показателям результативности и эффективности, и первичных данных о контрольно-надзорных мероприятиях)
|
Показатель второго уровня
|
Не измеряется
|
10%
|
75%
|
100%
|
100%
|
100%
|
|
3.3. Доля КНО - участников программы, у которых обеспечен Высокий Уровень соответствия информационных систем Стандарту информатизации КНД (в ИС обеспечено:
- автоматизированный сбор показателей/индикаторов риска с использованием "интернета вещей"
- прогнозирование рисков и присвоение категорий риска на основании результатов анализа "больших данных";
- расширенное использование НСИ, систематизированное представление обязательных требований в машиночитаемом виде в ЕИС КНД;
- использование инспекторами электронных Проверочных листов;
- возможность самодиагностики в "Личном кабинете" для проверяемых субъектов путем анкетирования на основании систематизированных обязательных требований;
- возможность оформления Акта проверки в электронном виде с использованием электронной подписи;
- возможность обжалования поднадзорными субъектами проверок в их отношении и результатов проведенных проверок с использованием электронных сервисов "Личного кабинета";
- возможность предоставления информации об исполнении предписаний от проверяемых субъектов с использованием "Личного кабинета")
|
Показатель второго уровня
|
Не измеряется
|
0%
|
30%
|
80%
|
100%
|
100%
|
|
4. Доля видов контроля (надзора), по которым обеспечено машиночитаемое описание систематизированных по видам деятельности и категориям объектов обязательных требований (ОТ) в ФРГУ и по которым для проверяемых субъектов в "Личном кабинете" обеспечена возможность формирования выборки ОТ по относящимся к ним объектам контроля (надзора) на основе анкетирования
|
Аналитический
|
0%
|
0%
|
5%
|
30%
|
60%
|
100%
|
--------------------------------
<*> Доля видов контроля (надзора) считается как отношение количества видов контроля (надзора), для которых выполнен критерий, к общему количеству видов, определенному Проектным комитетом.
<**> Доля рассчитывается как отношение количества КНО, соответствующих критерию, к общему количеству КНО - участников программы, определенному Проектным комитетом.
<***> ФРГУ - ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
Ключевые результаты 2017 - 2018 гг.
|
Ключевые результаты 2017 года:
- Произведена адаптация ЕПГУ под требования базового уровня Стандарта информатизации КНД, в Едином личном кабинете доступна информация о проверках в отношении зарегистрированного поднадзорного лица, и при наличии подписки на push-уведомления, происходит отправка сообщений об обновлении информации о проверках в ЕРП.
- Всеми КНО - участниками программы на сайтах ведомств произведено размещение исчерпывающих перечней НПА, содержащих обязательные требования по их видам контроля (надзора), с учетом требований к удобству пользователя при поиске и использовании материалов.
- В информационных системах всех КНО - участников программы исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если сведения возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ.
- В результате проведенной Генеральной прокуратурой модернизации в ЕРП создана функциональность электронных паспортов проверки.
- Произведена доработка прототипа и ввод в опытную эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, с Базовым уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД.
|
Ключевые результаты 2018 года:
- В Едином личном кабинете на ЕПГУ Минкомсвязью России совместно с 12 КНО - ключевыми участниками проекта реализована функциональность взаимодействия проверяемых субъектов с КНО по ключевым видам контроля и надзора:
- Электронного декларирования "Электронный инспектор", обеспечивающий возможность отправки данных декларации (заполненных Проверочных листов) на основе перечней ОТ к объектам проверки, что влияет на количество очных проверок поднадзорного лица с одновременным увеличением периода их проведения, при этом результат заполнения анализируется проверяющим КНО и включается в риск-матрицу объекта.
- Информирования поднадзорного лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей;
- Информирования проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки;
- В информационных системах КНО - участников программы в "Личном кабинете должностного лица" реализовано использование электронных паспортов проверки, Проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов инспектором, либо самим поднадзорным субъектом в его "Личном кабинете" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности.
- Произведен ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций.
|
|
Результаты проекта
|
Этап I (2017 г.):
Минкомсвязью России:
- Разработана функциональная архитектура единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕИС КНД) и определены требования к взаимодействию информационных систем - элементов архитектуры.
- Проведено обследование текущего состояния информатизации КНО - участников проекта для определения состава комплексных требований к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти.
- Разработаны комплексные требования к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти (далее - Стандарт информатизации КНД), предусматривающий 3 уровня соответствия функциональных возможностей информационных систем: Базовый, Средний, Высокий. [РОП]
- Произведена доработка прототипа и ввод в опытную эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, с Базовым уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД. [Рег]
- Произведена адаптация ЕПГУ под требования базового уровня Стандарта информатизации КНД, в Едином личном кабинете доступна информация о проверках в отношении зарегистрированного поднадзорного лица, и при наличии подписки на push-уведомления, происходит отправка сообщений об обновлении информации о проверках в ЕРП.
- Совместно с Минэкономразвития России разработаны функциональные требования к модернизации Единого реестра проверок (далее - ЕРП) в части электронных паспортов проверки, ГАС "Управление" (далее - ГАСУ) в части сбора обобщенных и первичных данных о деятельности КНО, с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД. [РОП, КПЭ]
- Разработаны методические рекомендации по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности, в том числе, к механизмам сбора и обработки данных, механизмам финансового обеспечения создания и эксплуатации необходимой информационно-технологической инфраструктуры в форме государственно-частного партнерства. [РОП]
- Проведен пилотный проект с участием 2 КНО - участников программы и Минэкономразвития России по построению межведомственных карт рисков на основе анализа "больших данных". [РОП]
- Сформирована методичка для КНО - участников программы по необходимым шагам для проведения мероприятий по информатизации в ведомствах: планированию ИТ бюджета, согласованию планов информатизации, процедурам контрактования, мерам по информационной безопасности, вводу в эксплуатацию.
- Проведены обучающие семинары для сотрудников ИТ подразделений КНО по тематике информатизации контрольно-надзорной деятельности в ведомствах в соответствии с планом программы "Реформа КНД".
|
Участниками программы:
- КНО - участниками программы проведен внутренний управленческий аудит, в результате которого определены возможности автоматизации бизнес-процессов по осуществляемым видам контрольно/надзорной деятельности.
- На основе применения Стандарта информатизации КНД в информационных системах всех КНО - участников программы созданы и используются "Личные кабинеты должностного лица" для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий с использованием исчерпывающих реестров проверяемых объектов, с учетом требований Системы управления рисками ведомств. Инспекторы всех КНО - участников программы вносят данные о проверках в "Личном кабинете должностного лица" ведомственных ИС. [РОП]
- В информационных системах всех КНО - участников программы сформированы и используются должностными лицами для планирования контрольно-надзорных мероприятий исчерпывающие реестры проверяемых объектов. [РОП]
- В информационных системах всех КНО - участников программы реализован механизм сбора, учета и обработки показателей (индикаторов) для определения и присвоения категорий риска и классов опасностей проверяемых объектов, в том числе, на основе межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). [РОП]
- Всеми КНО - участниками программы на сайтах ведомств произведено размещение исчерпывающих перечней НПА, содержащих обязательные требования по их видам контроля (надзора), с учетом требований к удобству пользователя при поиске и использовании материалов. [ОТ]
- В информационных системах всех КНО - участников программы исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если сведения возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ.
- Генеральной прокуратурой совместно с Минэкономразвития России и Минкомсвязью России разработаны функциональные требования к модернизации Единого реестра проверок (далее - ЕРП), предусматривающие в том числе:
- совершенствование порядка ведения ЕРП в целях систематизации содержащейся в нем информации, касающейся правовых оснований назначения и проведения проверки, ее предмета, результатов проверки и принятых мер по устранению выявленных нарушений;
- расширение функциональных возможностей специализированного сайта, предназначенного для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информации, содержащейся в ЕРП;
|
|
- В результате проведенной Генеральной прокуратурой модернизации в ЕРП создана функциональность электронных паспортов проверки. [РОП]
- В информационных системах всех КНО - участников программы обеспечена готовность к предоставлению в электронном виде с использованием СМЭВ в ЕРП учетных данных о проверках, и в ГАСУ сведений о контрольно-надзорных мероприятиях (КНМ) и отчетности по показателям результативности и эффективности деятельности КНО, с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных. [КПЭ]
- На основе утвержденного Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований для ФОИВ (разрабатывается Минэкономразвития России), в КНО - участниках программы внедрена возможность досудебного обжалования в электронном виде, в том числе, с использованием "Личного кабинета" [Проф]
- По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) документов проверки. [Корр]
- По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований с использованием "Личного кабинета"
- Минюстом России реализован вывод в СМЭВ базы нормативно-правовых актов для дальнейшего формирования обязательных требований. [ОТ]
- Минэкономразвития России проведена модернизация ФРГУ и совместно с Минюстом России и Минкомсвязью России апробирована возможность формирования систематизированных перечней обязательных требований из нормативно-правовых актов КНО, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (реализованы этапы подготовки справочников, систематизации обязательных требований по отношению к объектам проверки). [ОТ]
- Обучение федеральных госслужащих КНО - участников программы по вопросам профилактики коррупции происходит в том числе с использованием портала госслужбы, gossluzhba.gov.ru [Кдр]
|
|
Результаты проекта
|
Этап II (2018 г.):
Минкомсвязью России:
- В Едином личном кабинете на ЕПГУ Минкомсвязью России совместно с 12 КНО - ключевыми участниками проекта реализована функциональность взаимодействия проверяемых субъектов с КНО по ключевым видам контроля и надзора:
- Электронного декларирования "Электронный инспектор", обеспечивающий возможность отправки данных декларации (заполненных Проверочных листов) на основе перечней ОТ к объектам проверки, что влияет на количество очных проверок поднадзорного лица с одновременным увеличением периода их проведения, при этом результат заполнения анализируется проверяющим КНО и включается в риск-матрицу объекта.
- Информирования поднадзорного лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей;
- Информирования проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки;
- Создан и функционирует при Правительстве Российской Федерации центр компетенций по технологиям работы с массивами "больших данных" (Big Data), целью которого является поиск и внедрение в контрольно-надзорной деятельности решений, использующих результаты анализа "больших данных" для повышения эффективности и результативности деятельности КНО.
- С участием 2 КНО реализованы пилотные проекты по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования сбора показателей и индикаторов для управления категориями риска в рамках "динамической модели". [РОП]
- Осуществлено нормативно-правовое закрепление использования "интернета вещей" в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности. [РОП]
- Произведен ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций. [Рег]
|
Участниками программы:
- Внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности) позволяющая осуществлять перенос между категориями на основе данных статистики, внешних факторов и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами. [РОП]
- По отдельным видам контроля (надзора) внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных", с учетом рекомендаций ОЭСР. [РОП]
- В информационных системах КНО внедрены алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности КНМ на основании Базовой модели Минэкономразвития России, и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных КНМ в ГАС "Управление" с использованием СМЭВ. [КПЭ]
- В информационных системах КНО - участников программы реализован и используется механизм планирования и учета проведения контрольно-надзорными органами профилактических мероприятий, направленных на соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований. [Проф]
- В информационных системах КНО - участников программы в "Личном кабинете должностного лица" реализовано использование электронных паспортов проверки, Проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов инспектором, либо самим поднадзорным субъектом в его "Личном кабинете" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности. [РОП, ОТ]
- На базе модернизированной функциональности ФРГУ КНО производится актуализация перечней ОТ и их систематизация применительно к видам деятельности, видам нарушений и ответственности за нарушения для использования в Единой модели справочников ЕИС КНД. [ОТ]
- Генеральной прокуратурой обеспечено ведение в ЕРП электронных паспортов проверок, включающих в себя данные по результатам проверок и наступившим последствиям в машиночитаемом виде. Исключена возможность проведения проверки без получения учетного идентификатора (номера) в электронном паспорте проверки ЕРП.
- На базе портала госслужбы внедрен комплекс дистанционного обучения руководителей всех уровней контрольно-надзорных органов и инспекторского состава современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая вопросы применения риск-ориентированного подхода, соблюдения этики служебного поведения (далее - комплекс дистанционного обучения). [Кдр]
- На базе портала госслужбы внедрен комплекс компьютерного тестирования гражданских служащих, реализующих контрольно-надзорные полномочия (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор" в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия) (далее - комплекс компьютерного тестирования). [Кдр]
|
|
Результаты проекта
|
Этап III (2019 - 2025 гг.):
Минкомсвязью России:
- В Едином личном кабинете на ЕПГУ Минкомсвязью России совместно с КНО - участниками программы реализован расширенный функционал взаимодействия проверяемых субъектов с КНО:
- Самодиагностики проверяемых субъектов через анкетирование по видам деятельности, в результате которого происходит информирование субъекта об относящихся к нему объектах контроля (надзора), присвоенных им категориях риска и предъявляемых к ним перечнях ОТ;
- Интерактивного взаимодействия с КНО, в том числе, получения предписаний по результатам КНМ, ввод результатов исполнения предписаний и возможность оплаты штрафов за административные нарушения;
- Обжалования действий должностных лиц КНО в части планирования и результатов проверок.
- Совместно с КНО - участниками программы реализована возможность приема от субъектов проверок автоматических данных, поступающих с датчиков (регистраторов), позволяющих в автоматизированном режиме учитывать их показания при планировании проверок и перевода порядка проведения проверок на полностью дистанционный характер (замена проверок на автоматизированный мониторинг).
|
Участниками программы:
- В информационных системах КНО - участников программы внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных". [РОП]
- В информационных системах КНО - участников программы внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных". [РОП]
- В информационных системах КНО - участников программы внедрены и используются межведомственные карты рисков и проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками. [РОП]
- В информационных системах КНО - участников программы работает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга, данных "интернета вещей" и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования, осуществлять выбор форм государственного регулирования, устанавливать обязательные требования, принимать взвешенные управленческие решения. [РОП, ОТ]
- В информационных системах КНО - участников программы реализован и используется механизм оформления организационно-распорядительных документов по проверкам и Актов проверки в электронном виде, с использованием справочных значений ОТ, видов нарушений, ущерба и видов ответственности, размещенных в Единой модели справочников ЕИС КНД. Исключено оформление документов при отсутствии в справочниках актуализированных КНО значений.
- На основании результатов самообследования в "Личном кабинете" путем анкетирования по видам деятельности проверяемых субъектов в информационных системах КНО - участников программы происходит актуализация данных реестров объектов, присвоенных им классов опасности и категорий рисков.
|
|
Описание модели функционирования результатов проекта
|
Этап I, 2017 год
- Разработка функциональной архитектуры единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности позволит заложить базовый фундамент для построения единого информационного пространства в части контрольно-надзорной деятельности, позволяющего, в том числе, решать задачи оперативного анализа и прогнозирования. Разработка модели ЕИС КНД закладывает основу для роста всех показателей проекта.
- Разработка и внедрение Стандарта информатизации КНД, обеспечивающего выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти, на основе требований к взаимодействию информационных систем в единой информационной среде контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕИС КНД) позволит провести интеграцию ведомственных информационных систем в единую информационную среду контрольно-надзорной деятельности с оптимальным использованием информационных ресурсов ведомств. Создание данного Стандарта непосредственно влияет на определение базовых значений и их достижение показателями 3.1 - 3.3.
- Модель функционирования обеспечивается достижением всеми КНО Базового уровня соответствия Стандарту информатизации КНД, подразумевающим реализацию в ИС КНО следующих функциональных возможностей:
- ведение полных реестров объектов контроля (надзора);
- сбор сведений об объекте проверки с использованием СМЭВ;
- сбор и учет показателей (индикаторов) для присвоения категорий риска объектов;
- формирование планов проверок на основании категорий риска объектов;
- предоставление в ЕРП в электронном виде данных о проверках.
|
- Разработка и ввод в опытную эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, с Базовым уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД позволит начать процесс интеграции в ЕИС КНД КНО с низким уровнем информатизации.
- Разработка функциональных требований к модернизации ЕРП и ГАСУ с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД позволит обеспечить готовность взаимодействия информационных систем КНО - участников ЕИС КНД в электронном виде с Единым реестром проверок (ЕРП) и ГАС "Управление" (ГАСУ) с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных. Данная разработка закладывает основу для роста всех показателей проекта.
Все результаты этапа I зависят от следующих смежных проектов (в части соблюдения сроков подготовки нормативно-правовых актов и методических материалов, а также от качественного уровня их проработки):
Проект 1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Проект 2. Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Проект 3. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.
Проект 4. Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований.
|
|
Этап II 2018 год
- Доступность для проверяемых субъектов в Едином личном кабинете на ЕПГУ функционала взаимодействия проверяемых субъектов с КНО по ключевым видам контроля и надзора повысит открытость и понятность для бизнеса процесса электронного декларирования, механизма присвоения групп риска поднадзорным объектам, и предъявляемых к ним обязательных требованиям, а также позволит проводить своевременное информирование проверяемых субъектов о планируемых проверках, результатах проведенных проверок, и о профилактических мерах и мероприятиях, в том числе, в разрезе видов деятельности, что оказывает значительное влияние на достижение показателей 3.1 - 3.3.
- Модернизация и ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, полностью соответствующего Среднему уровню Стандарта информатизации КНД позволит обеспечить эффективное исполнение требований законодательства в части использования риск-ориентированного подхода, межведомственного взаимодействия в электронном виде при осуществлении контрольно-надзорных полномочий, снизить административную нагрузку на граждан и организации по осуществляемым субъектами Российской Федерации видам государственного контроля (надзора). Способствует достижению всех показателей проекта.
- Модель функционирования обеспечивается достижением всеми КНО Среднего уровня соответствия Стандарту информатизации КНД, подразумевающим реализацию в ИС КНО следующих функциональных возможностей:
- динамическая модель присвоения категорий риска (классов опасности) на основании сбора показателей (индикаторов) в электронном виде;
- использование НСИ для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий;
- возможность электронного декларирования поднадзорными субъектами на основании Проверочных листов;
- консультационная работа по электронным обращениям;
- комплексная автоматизация планирования и учета профилактических мероприятий;
- предоставление в ГАСУ в электронном виде отчетности по сводным показателям результативности и эффективности, и первичных данных о контрольно-надзорных мероприятиях)
|
|
Все результаты этапа II зависят от следующих смежных проектов (в части соблюдения сроков подготовки нормативно-правовых актов и методических материалов, а также от качественного уровня их проработки):
Проект 1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Проект 2. Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Проект 3. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.
Проект 4. Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований.
|
|
Этап III 2019 - 2025 годы
- Реализация в Личном кабинете проверяемого лица на ЕПГУ расширенного функционала интерактивного взаимодействия проверяемых субъектов с КНО (в части проведения самодиагностики проверяемых субъектов с их последующим информированием, получения предписаний по результатам контрольно-надзорных мероприятий, ввода результатов исполнения предписаний, возможности оплаты штрафов за административные нарушения и обжалования действий должностных лиц КНО, касающихся планирования и результатов проведения проверок, самообучения) позволит сократить количество проверок и организовать более эффективное использование ресурсов контрольно-надзорными органами. Достижение данного результата способствует росту показателей 3 и 5.
- Эксплуатация типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию процессов при реализации контрольно-надзорных функций, позволит обеспечить возможность для КНО с низким уровнем информатизации стать полноценными участниками ЕИС КНД. Способствует достижению всех показателей проекта.
- Модель функционирования обеспечивается достижением всеми КНО Высокого уровня соответствия Стандарту информатизации КНД, подразумевающим реализацию в ИС КНО следующих функциональных возможностей:
- автоматизированный сбор показателей/индикаторов риска с использованием "интернета вещей"
- прогнозирование рисков и присвоение категорий риска на основании результатов анализа "больших данных";
- расширенное использование НСИ, систематизированное представление обязательных требований в машиночитаемом виде в ЕИС КНД;
- использование инспекторами электронных Проверочных листов;
- возможность самодиагностики в "Личном кабинете" для проверяемых субъектов путем анкетирования на основании систематизированных обязательных требований;
- возможность оформления Акта проверки в электронном виде с использованием электронной подписи;
- возможность обжалования поднадзорными субъектами проверок в их отношении и результатов проведенных проверок с использованием электронных сервисов "Личного кабинета";
- возможность предоставления информации об исполнении предписаний от проверяемых субъектов с использованием "Личного кабинета").
|
|
Все результаты этапа III зависят от следующих смежных проектов (в части соблюдения сроков подготовки нормативно-правовых актов и методических материалов, а также от качественного уровня их проработки):
Проект 3. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.
Проект 4. Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований.
|
|
В таблице указаны ссылки на проекты приоритетной программы, влияющие на достижение того или иного результата данного проекта, а именно:
РОП - "Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности"
КПЭ - "Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности"
ОТ - "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации"
Проф - "Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований"
Кдр - "Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов"
Корр - "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности"
Рег - "Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях"
|
3. ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ
N п/п
|
Наименование
|
Тип (завершение этапа/контрольная точка)
|
Срок
|
Этап I (2017 г.):
|
|||
1.
|
Утвержден паспорт проекта
|
Контрольная точка
|
30.01.2017
|
2.
|
Утвержден план проекта
|
Контрольная точка
|
30.01.2017
|
3.
|
Завершена разработка функциональной архитектуры единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности
|
Контрольная точка
|
30.04.2017
|
4.
|
Завершена разработка Стандарта информатизации КНД для информационных систем, входящих в состав единой информационной среде контрольно-надзорной деятельности
|
Контрольная точка
|
30.04.2017
|
5.
|
Разработаны функциональные требования к модернизации ЕРП с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД.
|
Контрольная точка
|
30.05.2017
|
6.
|
Разработаны функциональные требования к модернизации ГАСУ с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД.
|
Контрольная точка
|
30.05.2017
|
7.
|
Завершена адаптация ЕПГУ под требования базового уровня Стандарта информатизации КНД в единой информационной среде контрольно-надзорной деятельности
|
Контрольная точка
|
30.11.2017
|
8.
|
Проведены предварительные испытания Личного кабинета проверяемого лица на ЕПГУ
|
Контрольная точка
|
30.12.2017
|
9.
|
Разработаны методические рекомендации по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности
|
Контрольная точка
|
30.12.2017
|
10.
|
Завершена доработка и ввод в опытную эксплуатацию прототипа типового, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций на Базовом уровне Стандарта информатизации КНД решения
|
Контрольная точка
|
01.10.2017
|
11.
|
Завершена интеграция типового облачного решения с межведомственными федеральными государственными информационными системами (разработаны унифицированные требования и регламенты обмена сведениями в рамках исполнения функций контроля и надзора, созданы механизмы информационного взаимодействие типового облачного решения с ФРГУ, ЕРП, ГАСУ, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕРСМиСП, (с использованием СМЭВ))
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
12.
|
На основе применения Стандарта информатизации КНД в информационных системах КНО - участников программы созданы и используются для планирования контрольно-надзорных мероприятий исчерпывающие реестры проверяемых объектов.
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
13.
|
Всеми КНО - участниками программы на сайтах ведомств произведено размещение исчерпывающих перечней НПА, содержащих обязательные требования по их видам контроля (надзора), с учетом требований к удобству пользователя при поиске и использовании материалов.
|
Контрольная точка
|
31.10.2017
|
14.
|
В информационных системах КНО - участников программы реализованы механизмы сбора, учета и аналитической обработки показателей (индикаторов) для определения категорий риска и классов опасностей проверяемых объектов, в том числе, на основе межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
15.
|
На основе применения Стандарта информатизации КНД в информационных системах всех КНО - участников программы созданы и используются "Личные кабинеты должностного лица" для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий с использованием исчерпывающих реестров проверяемых объектов, с учетом требований Системы управления рисками ведомств.
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
16.
|
Проведена апробация системы фиксации действий инспектора КНО в "Личном кабинете должностного лица", независимой от КНО - участников программы и основанной в том числе на методах распределенного ведения реестров (технология блокчейн).
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
17.
|
В информационных системах КНО - участников программы исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если сведения возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ
|
Контрольная точка
|
30.06.2017
|
18.
|
В информационных системах всех КНО - участников программы обеспечена готовность к предоставлению в электронном виде с использованием СМЭВ в ЕРП учетных данных о проверках, и в ГАСУ сведений о контрольно-надзорных мероприятиях (КНМ) и отчетности по показателям результативности и эффективности деятельности КНО, с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных.
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
19.
|
ФГИС ЕРП модернизирована для обеспечения сбора данных в электронном виде с использованием СМЭВ о проверках и о результатах проверок, для ведения электронных паспортов проверок. В ЕРП создана функциональность электронных паспортов проверок.
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
20.
|
ФГИС ФРГУ модернизирована для размещения и систематизации исчерпывающих перечней обязательных требований, исходя из конечного перечня нормативно-правовых актов, определяющих полномочия ФОИВ в части контроля (надзора), апробирована возможность формирования систематизированных перечней обязательных требований из нормативно-правовых актов КНО, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
21.
|
Проведен пилотный проект с участием 2 КНО - участников программы и Минэкономразвития России по построению межведомственных карт рисков на основе анализа "больших данных".
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
22.
|
Сформирована методичка для КНО - участников программы по необходимым шагам для проведения мероприятий по информатизации в ведомствах: планированию ИТ бюджета, согласованию планов информатизации, процедурам контрактования, мерам по информационной безопасности, вводу в эксплуатацию.
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
23.
|
Проведены обучающие семинары для сотрудников ИТ подразделений КНО по тематике информатизации контрольно-надзорной деятельности в ведомствах в соответствии с планом программы "Реформа КНД".
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
24.
|
На основе утвержденного Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований для ФОИВ (разрабатывается Минэкономразвития России), в КНО - участниках программы внедрена возможность досудебного обжалования в электронном виде, в том числе, с использованием "Личного кабинета"
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
25.
|
По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) документов проверки.
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
26.
|
По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований с использованием "Личного кабинета"
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
27.
|
Минюстом России реализован вывод в СМЭВ базы нормативно-правовых актов для дальнейшего формирования обязательных требований.
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
28.
|
Обучение федеральных госслужащих КНО - участников программы по вопросам профилактики коррупции происходит в том числе с использованием портала госслужбы, gossluzhba.gov.ru
|
Контрольная точка
|
31.12.2017
|
29.
|
Проведены предварительные испытания типового решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций на Базовом уровне Стандарта КНД
|
Этап I завершен
|
31.12.2017
|
Этап II (2018 г.):
|
|||
30.
|
Завершена опытная эксплуатация типового облачного решения в пилотных ОГВ (не менее 5) и ОМСУ (не менее 15)
|
Контрольная точка
|
01.08.2018
|
31.
|
Создан и функционирует при Правительстве Российской Федерации центр компетенций по технологиям работы с массивами "больших данных" (Big Data), целью которого является поиск и внедрение в контрольно-надзорной деятельности решений, использующих результаты анализа "больших данных" для повышения эффективности и результативности деятельности КНО.
|
Контрольная точка
|
01.12.2018
|
32.
|
С участием 2 КНО реализованы пилотные проекты по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования сбора показателей и индикаторов для управления категориями риска в рамках "динамической модели".
|
Контрольная точка
|
01.10.2018
|
33.
|
Осуществлено нормативно-правовое закрепление использования "интернета вещей" в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности.
|
Контрольная точка
|
01.08.2018
|
34.
|
В информационных системах КНО - участников программы реализован и используется механизм планирования и учета проведения контрольно-надзорными органами профилактических мероприятий, направленных на соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований.
|
Контрольная точка
|
01.05.2018
|
35.
|
В информационных системах КНО - участников программы в "Личном кабинете должностного лица" реализовано использование электронных паспортов проверки, Проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов инспектором, либо самим поднадзорным субъектом в его "Личном кабинете" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности.
|
Контрольная точка
|
01.08.2018
|
36.
|
На базе модернизированной функциональности ФРГУ КНО производится актуализация перечней ОТ и их систематизация применительно к видам деятельности, видам нарушений и ответственности за нарушения, для использования в Единой модели справочников ЕИС КНД.
|
Контрольная точка
|
01.08.2018
|
37.
|
Обеспечено ведение в ЕРП электронных паспортов проверок, включающих в себя данные по результатам проверок и наступившим последствиям в машиночитаемом виде. Исключена возможность проведения проверки без получения учетного идентификатора (номера) в электронном паспорте проверки ЕРП.
|
Контрольная точка
|
01.08.2018
|
38.
|
Произведен ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций
|
Контрольная точка
|
01.08.2018
|
39.
|
В Едином личном кабинете на ЕПГУ Минкомсвязью России совместно с КНО - участниками программы реализована доступность функционала взаимодействия проверяемых субъектов с КНО по ключевым видам контроля и надзора: (электронного декларирования "Электронный инспектор", информирования поднадзорного лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей, информирования проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки)
|
Контрольная точка
|
01.09.2018
|
40.
|
Внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности) позволяющая осуществлять перенос между категориями на основе данных статистики, внешних факторов и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами.
|
Контрольная точка
|
01.10.2018
|
41.
|
По отдельным видам контроля (надзора) внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных", с учетом рекомендаций ОЭСР.
|
Контрольная точка
|
01.10.2018
|
42.
|
В информационных системах КНО внедрены алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности КНМ на основании Базовой модели Минэкономразвития России, и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных КНМ в ГАС "Управление" с использованием СМЭВ.
|
Контрольная точка
|
01.10.2018
|
43.
|
На базе портала госслужбы внедрен комплекс дистанционного обучения руководителей всех уровней контрольно-надзорных органов и инспекторского состава современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая вопросы применения риск-ориентированного подхода, соблюдения этики служебного поведения (далее - комплекс дистанционного обучения).
|
Контрольная точка
|
01.12.2018
|
44.
|
На базе портала госслужбы внедрен комплекс компьютерного тестирования гражданских служащих, реализующих контрольно-надзорные полномочия (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор" в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия) (далее - комплекс компьютерного тестирования).
|
Контрольная точка
|
01.12.2018
|
Этап III (2019 - 2025 гг.):
|
|||
45.
|
Завершена подключение к типовому облачному решению региональных КНО (внедрено полнофункциональное решение для контрольно-надзорных органов)
|
Контрольная точка
|
01.08.2019
|
46.
|
В информационных системах КНО - участников программы реализован и используется механизм оформления организационно-распорядительных документов по проверкам и Актов проверки в электронном виде, с использованием справочных значений ОТ, видов нарушений, ущерба и видов ответственности, размещенных в Единой модели справочников ЕИС КНД. Исключено оформление документов при отсутствии в справочниках актуализированных КНО значений.
|
Контрольная точка
|
01.09.2019
|
47.
|
На основании результатов самообследования в "Личном кабинете" путем анкетирования по видам деятельности проверяемых субъектов в информационных системах КНО - участников программы происходит актуализация данных реестров объектов, присвоенных им классов опасности и категорий рисков.
|
Контрольная точка
|
01.09.2019
|
48.
|
43 КНО утверждены и используются электронные декларации и проверочные листы по всем видам контроля (надзора), в том числе в электронном виде в "Личном кабинете" проверяемых субъектов.
|
Контрольная точка
|
01.09.2019
|
49.
|
43 КНО внедрен механизм обучения (в т.ч. самообучения) подконтрольных лиц, в том числе с использованием "Личного кабинета"
|
Контрольная точка
|
01.09.2019
|
50.
|
Проведены предварительные испытания типового решения с высоким уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД
|
Контрольная точка
|
31.10.2019
|
51.
|
В Едином личном кабинете на ЕПГУ реализован расширенный функционал взаимодействия проверяемых субъектов с КНО (самодиагностики проверяемых субъектов через анкетирование по видам деятельности, интерактивного взаимодействия с КНО, в том числе, получения предписаний по результатам КНМ, ввод результатов исполнения предписаний и возможность оплаты штрафов за административные нарушения, обжалования действий должностных лиц КНО в части планирования и результатов проверок).
|
Контрольная точка
|
31.11.2019
|
52.
|
Проект завершен
|
Проект завершен
|
01.01.2020
|
4. БЮДЖЕТ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА <*>
--------------------------------
<*> Для реализации проекта необходимы дополнительные источники финансирования в объеме 630 млн. руб. В случае невыделения средств результаты проекта могут быть скорректированы.
Источники финансирования
|
Год реализации
|
Всего
|
||||
2017
|
2018
|
2019
|
2020 - ... <**>
|
|||
Бюджетные источники, млн руб.
|
Федеральные
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Субъектов Российской Федерации
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Местные
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Внебюджетные источники, млн руб.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
ИТОГО
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
--------------------------------
<**> Указывается год получения стратегических результатов проекта.
5. ОПИСАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Связь с государственными программами Российской Федерации
|
<Перечень государственных программ Российской Федерации в сфере реализации проекта, в рамках которых реализуется проект>
|
Формальные основания для инициации
|
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года
Поддержка бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности
|
План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р)
Повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности
|