7. Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами (Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козак, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеев)

7. Создание в базовых отраслях экономики, прежде
всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном
комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных
секторов, развивающихся на основе современных технологий
и обеспеченных высококвалифицированными кадрами (Первый
заместитель Председателя Правительства Российской
Федерации - Министр финансов Российской Федерации
А.Г. Силуанов, Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации Д.Н. Козак, Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации А.В. Гордеев)

Текущее состояние и механизмы достижения национальной цели
развития Российской Федерации

В 2017 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров составил 133,5 млрд. долларов США, в том числе продукции машиностроения - 28,2 млрд. долларов США, агропромышленного комплекса - 20,7 млрд. долларов США.

К 2024 году планируется достичь уровня в 250 млрд. долларов США по экспорту несырьевых неэнергетических товаров, в том числе по машиностроению - до 60 млрд. долларов США, по агропромышленному комплексу - до 45 млрд. долларов США. Достижение целевых показателей требует увеличения за 7 лет показателя экспорта продукции несырьевого, неэнергетического сектора на 86,2 процента (среднегодовой прирост - 9,4 процента), машиностроения - на 77,6 процента (среднегодовой прирост - 8,6 процента).

Планируется обеспечить достижение следующих показателей экспорта по отраслям экономики:

автомобилестроения - до 7,5 млрд. долларов США (экспорт за 2017 год составил 4,3 млрд. долларов США), что предполагает увеличение на 74,4 процента;

гражданского авиастроения - 4,42 млрд. долларов США (экспорт за 2017 год - около 0,5 млрд. долларов США), что предполагает увеличение более чем в 9 раз;

железнодорожной техники - 1,22 млрд. долларов США (экспорт за 2017 год - 0,62 млрд. долларов США), что предполагает увеличение на 96,7 процента;

сельскохозяйственного машиностроения - 0,42 млрд. долларов США (экспорт за 2017 год - 0,26 млрд. долларов США), что предполагает увеличение на 61,5 процента.

Также планируется обеспечить:

формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых составит не менее 20 процентов ВВП страны;

формирование эффективной системы производственной кооперации в рамках ЕАЭС в целях увеличения объема торговли между государствами - членами ЕАЭС не менее, чем в полтора раза, и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в полтора раза.

Ключевые действия

Правительством Российской Федерации будет предусмотрена реализация комплексной государственной политики, направленной на развитие производственного и инновационного потенциала отечественной промышленности, а также содействие в продвижении продукции на мировом рынке.

Увеличению объемов несырьевого неэнергетического экспорта будет способствовать создание экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры и реализация мер регуляторного характера, в том числе:

строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, устранение логистических ограничений при транспортировке экспортных товаров железнодорожным, автомобильным и морским транспортом;

внедрение к 2021 году механизма "одного окна" для интеграции всех видов контроля международной торговли;

создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование, лизинг и иные меры долгосрочной финансовой поддержки с учетом обязательств Российской Федерации в рамках ВТО;

создание единой системы институтов продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

реализация мер по устранению барьеров, ограничений и отмена изъятий в экономическом сотрудничестве ЕАЭС.

В рамках реализации основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности планируется к 2021 году внедрить национальный механизм "единого окна" для совершения экспортных, импортных и транзитных операций с государствами-членами ЕАЭС.

Механизм "единого окна" позволит изменить структуру российского экспорта за счет вовлечения средних и малых предпринимателей, увеличить объемы внешней торговли товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности в результате сокращения временных и финансовых затрат, эффективного использования транспортно-транзитного потенциала России.

Для достижения максимальных выгод от участия в системе международной торговли, развития экспортного потенциала и повышения конкурентоспособности на мировых рынках, развития звеньев глобальных цепочек добавленной стоимости на территории Российской Федерации особое внимание будет уделяться:

привлечению прямых иностранных инвестиций, способствующих расширению производственного потенциала российских несырьевых компаний;

созданию производственной базы российских компаний за рубежом при условии сохранения значительной части добавленной стоимости произведенной продукции на территории Российской Федерации.

Будут реализованы системные меры содействия международной кооперации и экспорту, мероприятия по созданию соответствующей инфраструктуры и программ поддержки экспорта малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

Международная конкурентоспособность российских товаров будет достигаться посредством:

предоставления поддержки из бюджетов различных уровней деятельности производителей российской продукции гражданских отраслей промышленности, имеющей экспортный или импортозамещающий потенциал;

реализации механизмов поддержки спроса на экспортируемую российскую продукцию путем субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым покупателям такой продукции банковскими кредитными организациями, прошедшими отбор на предмет наилучших условий кредитования, включая наименьшую процентную ставку по кредитам.

Приоритетами в развитии отраслей промышленности будут являться:

формирование благоприятной среды для внедрения новых разработок в производство, в том числе развитие инфраструктуры прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок;

создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования российских предприятий;

стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий, повышением уровня безопасности производственных процессов, развитием механизмов государственно-частного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;

развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала предприятий, модернизация системы профессионального и дополнительного образования работников, ликвидация профессионально-квалификационных и возрастных диспропорций;

формирование научно-технологических заделов за счет интенсификации поисковых и ориентировочных исследований, создание условий для внедрения отечественных научно-технологических разработок научных и образовательных организаций в производство.

Приоритетами в сфере развития агропромышленного производства и рыбохозяйственного комплекса будут являться:

обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов;

развитие кадрового потенциала аграрно-промышленного комплекса, повышение эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования сельскохозяйственного профиля, включение их в стратегическую повестку развития отрасли и обеспечение высокого уровня подготовки кадров и проведение научных исследований на их базе в интересах развития сельского хозяйства;

проведение исследований в области рыбного хозяйства и аквакультуры.

В рыбохозяйственном комплексе основное внимание будет уделяться усилению лидирующих позиций на мировых рынках рыбной продукции при условии обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Будет обеспечено решение взаимосвязанных задач, направленных на формирование корпуса квалифицированных инженерно-технических специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, модернизацию материально-технологической базы и обновление основных фондов производства, организацию производства широкой номенклатуры новых образцов продукции, создание системы послепродажного обслуживания и реализацию мер по продвижению инновационной продукции на потенциальных рынках сбыта.

Ключевые программы и проекты, направленные на достижение
национальной цели развития Российской Федерации

Достижение указанных целей будет обеспечено в рамках реализации национальных проектов "Международная кооперация и экспорт", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Повышение производительности труда и поддержка занятости", "Наука", государственных программ Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие внешнеэкономической деятельности", "Содействие занятости населения", "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации" на 2013 - 2020 годы, "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы", "Развитие рыбохозяйственного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

<<< 6. Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов (Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов)6. Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов (Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов) ["Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018)]