2. Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации (Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова)
2. Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан,
а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня
инфляции. Снижение в два раза уровня бедности в Российской
Федерации (Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации Т.А. Голикова)
Текущее состояние и механизмы достижения национальных целей
развития Российской Федерации
В период с 2000 по 2013 год в условиях преимущественно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в российской экономике наблюдался рост заработных плат в реальном выражении (за исключением 2009 года, когда на фоне мирового финансового кризиса реальная заработная плата сократилась на 3,5 процента). Это, наряду с мерами социальной политики, обусловило устойчивый рост реальных располагаемых доходов граждан в период 2000 - 2013 годов. Уровень бедности также последовательно снижался (с 29 процентов от общей численности населения в 2000 году до 10,8 процента в 2013 году).
Вместе с тем в период 2014 - 2016 годов указанные тенденции временно развернулись вследствие необходимости подстройки к резкому ухудшению внешних экономических и геополитических условий социально-экономического развития страны. Уровень бедности увеличился до 13,3 процента в 2015 году, оставшись на том же уровне в 2016 году, в то время как реальные зарплаты упали на 9 процентов.
Достаточно быстрый выход экономики из кризиса обусловил возвращение заработных плат к росту в реальном выражении во второй половине 2016 года. Впоследствии росту заработных плат также способствовали предпринимаемые меры по увеличению заработной платы основных категорий работников здравоохранения, образования, культуры и науки, а также меры по повышению минимального размера оплаты труда. В результате за первые 8 месяцев 2018 г. заработная плата увеличилась в реальном выражении на 8,4 процента.
Восстановлению динамики реальных доходов населения также способствовали меры по индексации в 2017 - 2018 годах страховых пенсий неработающих пенсионеров темпами выше уровня инфляции, что будет продолжено в последующие годы в рамках реализуемой Правительством Российской Федерации пенсионной реформы.
Ключевые действия
Повышение реальных доходов населения будет обеспечиваться в первую очередь за счет устойчивого и динамичного экономического развития страны и сопутствующего увеличения трудовых доходов граждан.
Важную роль в повышении реальных доходов граждан будет играть ежегодное установление минимального размера оплаты труда на федеральном уровне в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, а также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Росту реальных доходов граждан будет способствовать индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми.
Также в целях повышения доходов семей будет осуществляться содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения); формирование системы сопровождения инвалидов и их семей и комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечение доступности для инвалидов приоритетных объектов и услуг социальной и транспортной инфраструктуры.
Целевым ориентиром для Правительства Российской Федерации является ежегодное увеличение страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию предшествующего года.
В части приоритетных мер по развитию пенсионной системы предусматривается:
поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста в целях создания условий для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, в том числе для ежегодной индексации пенсий;
совершенствование основных параметров распределительного компонента пенсионной системы, учитывающих современные демографические и экономические условия, в целях повышения его долгосрочной финансовой устойчивости;
формирование дополнительных пенсионных средств граждан в рамках пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала негосударственного пенсионного обеспечения;
совершенствование института досрочных пенсий на основе использования различных механизмов реализации прав на досрочное пенсионное обеспечение;
совершенствование механизмов стимулирования создания и развития корпоративных пенсионных систем.
Высвобождаемые ресурсы от повышения пенсионного возраста предусматривается сохранить в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, что позволит обеспечить ежегодное увеличение страховой пенсии неработающим пенсионерам в среднем на 1000 рублей уже с января 2019 г. и достичь 20000 рублей к 2024 году.
В связи с повышением общеустановленного пенсионного возраста Правительством Российской Федерации будет реализован комплекс мероприятий, направленных на защиту социально-трудовых прав граждан, в частности граждан предпенсионного возраста. Предусматриваются меры по защите прав этих граждан на рынке труда. Среди них - введение уголовной ответственности для работодателей, которые не берут на работу людей по причине их предпенсионного возраста, либо увольняют указанных граждан; организация профессионального обучения; повышение размеров пособий по безработице, введение дополнительной бесплатной диспансеризации. Будут сохранены федеральные и региональные социальные льготы по нынешним возрастным параметрам выхода на пенсию.
Таким образом, устойчивый рост реальных доходов граждан будет обеспечен прежде всего за счет стабильного экономического роста при сохранении инфляции на низком уровне. Эти же факторы наряду с реформой пенсионной системы обеспечат возможность роста пенсий в реальном выражении. В этих условиях будет снижаться и уровень бедности.
Важную роль в снижении бедности будет играть региональная политика - ускоренное социально-экономическое развитие регионов, в том числе сельских территорий, небольших городских поселений и моногородов, кардинальное улучшение качества жизни сельского населения, обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами, поддержка фермеров и развитие сельской кооперации, содействие росту правовой, цифровой и финансовой грамотности населения.
Повышение доходов будет также осуществляться за счет целевой поддержки нуждающихся семей с детьми за счет предоставления им ежемесячных денежных выплат в связи с рождением первого и второго ребенка, введенных с 2018 года, а также продолжения предоставления выплат при рождении третьего и последующих детей.
При этом уровень материального обеспечения семей с детьми будет поддерживаться за счет иных пособий и мер поддержки, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, программы материнского (семейного) капитала. Будут развиваться механизмы профилактики социального сиротства, расширяться формы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Также в целях повышения доходов семей с детьми будет осуществляться содействие трудовой занятости женщин, воспитывающих детей, и создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу.
Планируется организовать на региональном уровне учет малообеспеченных семей, нуждающихся в государственной социальной помощи, а также разработать и принять специальные региональные программы по снижению численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.
При этом действия Правительства Российской Федерации будут направлены на расширение мер поддержки, предоставляемых на основе оценки нуждаемости с использованием данных государственной информационной системы социального обеспечения и единого ресурса сведений о населении, а также на развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам.
Кроме того, планируется создание открытого ресурса в части нуждающихся граждан, что будет способствовать развитию благотворительности и волонтерства.
Для достижения цели по снижению к 2024 году уровня бедности в два раза может потребоваться принятие дополнительных адресных мер социальной поддержки малообеспеченных граждан.
Ключевые программы и проекты, направленные на достижение
национальных целей развития Российской Федерации
Достижение указанных целей будет обеспечено в том числе в рамках реализации национальных проектов "Повышение производительности труда и поддержка занятости", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Образование", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Демография", государственных программ Российской Федерации "Развитие образования", "Развитие здравоохранения", "Развитие физической культуры и спорта", "Содействие занятости населения", "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", "Обеспечение государственной безопасности".