Приложение
к протоколу заседания проектного комитета
по основному направлению стратегического
развития "Реформа контрольной
и надзорной деятельности"
от 21 февраля 2017 г. N 13(2)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, РУКОВОДСТВ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОРГАНА
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

I. Подготовка и информирование о проведении
публичных обсуждений

1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи по проведению работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, и его территориальных органов (далее - органы государственного контроля (надзора)), по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органа государственного контроля (надзора), руководств по соблюдению обязательных требований, подготовленных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положениями паспорта проекта "Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований" приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

2. План-график проведения публичных обсуждений на календарный год утверждается руководителем органа государственного контроля, для органов государственного контроля (надзора), являющихся территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, - руководителем федерального органа исполнительной власти.

В плане-графике содержится информация о времени и месте проведения публичных обсуждений.

3. Уведомление подконтрольных лиц о проведении публичных обсуждений размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт органа государственного контроля (надзора)) не позднее чем за две недели до проведения мероприятия.

4. Уведомление должно включать в себя информацию о дате, времени и месте проведения публичного обсуждения.

5. Уведомление при наличии информационных ресурсов, позволяющих осуществлять автоматическую рассылку (государственные информационные ресурсы, в том числе "личные кабинеты" и т.д.), направляется по адресам подконтрольных субъектов, в том числе по адресам их электронной почты, а также освещается в средствах массовой информации, в том числе ведомственных.

Уведомление о проведении публичного обсуждения направляется в том числе подконтрольным субъектам, в отношении которых проводились проверки или иные мероприятия по контролю.

Уведомление о проведении публичного обсуждения размещается на страницах органов государственного контроля (надзора) в социальных сетях (при наличии).

6. На официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в уведомлении о проведении публичных обсуждений размещаются сведения согласно Приложению к настоящим методическим рекомендациям.

7. Для целей проведения мероприятия органом государственного контроля (надзора) направляются приглашения для участия в публичных обсуждениях общероссийским общественным объединениям предпринимателей (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия"), Общественной палате Российской Федерации, общественным палатам субъектов Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, отраслевым ассоциациям, иным органам государственного контроля (надзора), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), органам местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, органам прокуратуры, а также общероссийским и региональным средствам массовой информации.

8. Одновременно на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) создается сервис для сбора вопросов (обращений), по докладам, указанным в пункте 6 настоящих методических рекомендаций, а также замечаний и комментариев к указанным документам, с обеспечением возможности любого пользователя ознакомиться с вопросами (обращениями), замечаниями и комментариями, оставленными другими пользователями.

Ответы на вопросы (обращения), замечания и комментарии даются в обобщенном виде при проведении самих публичных обсуждений.

В случае, если ответ на вопрос (обращение), замечание или комментарий не может быть дан до начала публичного мероприятия, он дается на следующем публичном мероприятии.

II. Проведение публичных обсуждений

9. Публичное обсуждение в территориальных органах федеральных органах исполнительной власти проводит руководитель территориального органа или лицо, исполняющее его обязанности.

Публичное обсуждение в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти проводит руководитель федерального органа исполнительной власти или его заместитель.

Публичное обсуждение проводится с участием представителей инспекторского состава органа государственного контроля (надзора).

10. Для целей проведения публичных обсуждений используется помещение (зал) вместимостью не менее 200 человек.

Проведение мероприятия в помещении (зале) вместимостью менее 200 осуществляется по согласованию с руководителем (заместителем) руководителя вышестоящего органа государственного контроля (надзора).

11. При проведении публичных обсуждений обеспечивается видеозапись мероприятия, а при наличии технической возможности - онлайн-трансляция на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), в том числе с возможностью получения вопросов (обращений) в онлайн-режиме.

Для участников публичных обсуждений обеспечивается возможность задать вопрос с места с помощью микрофона или иных технических средств.

12. Продолжительность проведения публичных обсуждений составляет не менее двух - трех часов. Публичное обсуждение включает в себя:

презентацию органом государственного контроля (надзора) докладов, размещенных на сайте органа государственного контроля (надзора) согласно приложению к настоящим методическим рекомендациям;

ответы органа государственного контроля (надзора) на вопросы (обращения), полученные в электронном виде посредством специального сервиса, предусмотренного пунктом 8 настоящих методических рекомендаций;

ответы органа государственного контроля (надзора) на вопросы, полученные из зала;

выступление подконтрольных лиц и общественных объединений предпринимателей с комментариями к докладам, размещенным на сайте органа государственного контроля (надзора) согласно приложению к настоящим методическим рекомендациям.

13. В случае невозможности дачи ответа на вопросы, поступившие из зала непосредственно на публичных обсуждениях в связи с необходимостью получения дополнительной информации, в том числе при необходимости направления запроса в вышестоящий орган государственного контроля (надзора), федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере государственного контроля (надзора), ответы подготавливаются по итогам получения необходимой информации и размещаются на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (например, в разделе "Вопрос-ответ").

14. Доступ на публичные обсуждения является открытым.

15. Публичные обсуждения проводятся в рабочие дни.

16. Публичные обсуждения проводятся под руководством руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора).

III. Подведение итогов публичных обсуждений

17. В целях подведения итогов проведения публичных обсуждений, определения их эффективности и полезности на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) создается сервис для сбора обратной связи посредством размещения специальной анкеты либо обеспечивается заполнение участниками публичных обсуждений специальных анкет в бумажном виде непосредственно после завершения мероприятия.

Обобщенные итоги рассмотрения специальных анкет размещаются на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в течение двух недель после завершения публичных обсуждений.

18. По итогам проведения публичного мероприятия готовится пресс-релиз, информация о проведении публичного мероприятия размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора).

19. На официальном сайте органа государственного контроля (надзора) размещается также полная видеозапись проведения публичного мероприятия, обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичных обсуждений.

20. Полученные вопросы (обращения) и данные на них ответы учитываются органом государственного контроля (надзора) при доработке докладов, размещенных на сайте органа государственного контроля (надзора) согласно Приложению к настоящим методическим рекомендациям, за следующий отчетный период, а также в правоприменительной практике органа государственного контроля (надзора), в том числе при организации и проведении иных профилактических мероприятий.

21. Информация о результатах публичного мероприятия, проведенного органом государственного контроля (надзора), являющегося территориальным органом федерального органа исполнительной власти, направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (с приложением докладов, указанных в приложении к настоящим методическим рекомендациям, а также результатов анкетирования, проведенного в соответствии с пунктом 17 настоящих методических рекомендаций).

Приложение

СВЕДЕНИЯ,
РАЗМЕЩЕННЫЕ НА САЙТЕ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА), ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, РУКОВОДСТВ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОРГАНА
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

На сайте органа государственного контроля (надзора) не менее чем за 2 недели до начала публичного обсуждения должны быть размещены:

а) доклад по правоприменительной практике органа контроля (надзора) ("как делать нельзя"), в котором в том числе указываются сведения о:

типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению;

проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю;

наложенных по результатам указанных мероприятий мерах административной и иной публично-правовой ответственности;

результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.

б) доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным ("как делать нужно (можно)"), в котором в том числе содержатся:

разъяснение неоднозначных или не ясных для подконтрольных лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах;

разъяснение новых требований нормативных правовых актов;

необходимые для реализации новых требований нормативных правовых актов организационные, технические и иные мероприятия.