VI. Предлагаемые принципы реализации Концепции
Основными принципами реализации Концепции должны стать:
1. Совместимость. Решения, реализованные в сфере электронного документооборота, должны быть максимально сохранены для минимизации затрат бизнеса на модернизацию. Реализуемые пилотные проекты органами государственной власти должны быть продолжены с корректировками, позволяющими реализовать положения единого подхода к передаче электронных документов, утверждаемого постановлением Правительства Российской Федерации.
2. Унификация. Форматы электронных документов должны быть основаны на единых принципах, позволяющих осуществлять формирование и пополнение их наборов органами государственной власти, а также учитывать интересы хозяйствующих субъектов. Должны быть созданы и закреплены стандарты метаданных для описания информации, содержащейся в таких документах. Это позволит снизить затраты на обработку электронных документов у всех субъектов, а также на возможную доработку программного обеспечения при появлении новых документов в электронной форме не только со стороны хозяйствующих субъектов, но и органов государственной власти в случаях, когда такие документы должны представляться в их адрес.
3. Регулирование. Обеспечение комплексного регулирования всех аспектов: создания, использования, хранения и уничтожения электронных документов, путем создания единой точки управления изменениями.
4. Удобство. Предлагаемые решения и форматы электронных документов должны позволять осуществлять их автоматизированную обработку. Взаимодействие с органами исполнительной и судебной власти должно осуществляться, по возможности, без дополнительных затрат на автоматизацию со стороны хозяйствующего субъекта.
5. Гармонизация. Применение электронных документов, а также порядок их обмена должны иметь логическую связь и последовательность в соответствии с принятым порядком оформления документов, учитывать взаимосвязи между документами и минимизировать ситуации частичной автоматизации одного набора документов.
6. Консистентность. Предлагаемые решения должны учитывать возможность использования единых нормализованных источников данных для автоматического включения в документы (нормативно-справочной информации органов государственной власти и хозяйствующих субъектов).
7. Комплексность. Устранение барьеров, препятствующих проникновению электронного документооборота, должно осуществляться, по возможности, одновременно по всем описанным выше направлениям.
8. Этапность. При внедрении требований к электронному документообороту или новых форматов электронных документов необходимо предусмотреть переходные периоды для комфортной реализации доработок программного обеспечения со стороны хозяйствующих субъектов.
9. Однократность представления. Результирующей стадией перевода основных сведений из наиболее распространенных документов в электронную форму должна стать реестровая модель, позволяющая исключить необходимость повторного представления хозяйствующим субъектом документов органам государственной власти. Необходимые сведения органы государственной власти должны получать из реестра, ведение которого осуществляется методологом каждого документа (например, в отношении счетов-фактур методологом является Федеральная налоговая служба, данные запрашиваются из реестра, который ведет Федеральная налоговая служба). Для дополнительных сведений, которые не будут содержаться в соответствующих информационных системах органов власти, необходимо обеспечить возможность автоматического выделения типовых элементов за счет регистрации и использования различных отраслевых библиотек (стандартов метаданных) с возможностью переноса либо проверки на непротиворечивость однотипных сведений.