ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 апреля 1999 г. N ЛЧ-09-27/3748

О РЕШЕНИИ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для информации и использования в работе решение Одинцовского городского суда Московской области по иску пенсионерки Малаховой А.Я. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Одинцовскому району Московской области о взыскании невыплаченной пенсии в связи с неправильным применением Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ при подсчете пенсии. Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано.

Пенсионный фонд Российской Федерации, привлеченный в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, при аргументации своей позиции исходил из следующего.

Действующая редакция части второй статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" допускает неоднозначное толкование. Один из возможных вариантов толкования части второй статьи 4 допускает, что с 1 февраля 1998 года индивидуальный коэффициент пенсионера определяется в соответствии с частью четвертой статьи 1, ограничивает отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране и устанавливается в едином размере 0,7 для всех пенсионеров.

Однако индивидуальный коэффициент пенсионера, во-первых, определяется в соответствии с частью второй статьи 1, а не частью четвертой данной статьи, во-вторых, не может ограничивать отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, поскольку выводится через это отношение, и, в-третьих, не может быть установлен в размере 0,7 для тех пенсионеров, у которых он фактически меньше этого значения.

Кроме того, из всего текста Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" следует, что ограничение может касаться лишь составных частей индивидуального коэффициента пенсионера, а именно: размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа (не более 75 процентов, т.е. ограничительный коэффициент 0,75), и отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране (ограничительный коэффициент не свыше 1,2).

Таким образом, а также принимая во внимание, что часть вторая статьи 4 содержит отсылку к части четвертой статьи 1, устанавливающей ограничительный коэффициент на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, ограничение 0,7 должно относиться не к индивидуальному коэффициенту пенсионера, а к одной из его составных частей, а именно к отношению среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране.

Кроме того, расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год. Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год" предусмотрено расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий исходя из применения ограничения 0,7 к отношению среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, а не к индивидуальному коэффициенту пенсионера.

На основании изложенного нет правовых оснований для применения ограничения 0,7 к индивидуальному коэффициенту пенсионера.

Следует также отметить, что 15 апреля 1998 г. решением Свердловского районного суда г. Белгорода Кондрашину Н.Д. по аналогичному иску к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Белгороду было отказано в удовлетворении исковых требований. 9 июня 1998 г. определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Заместитель
Председателя Правления
Л.И.ЧИЖИК