ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 октября 1998 г. N АЗ-12-28/8564

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПФР
С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ ПО ВОПРОСАМ
ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для руководства разъяснения по вопросам взаимодействия региональных отделений ПФР (далее - отделения) с федеральными органами налоговой полиции (далее - органы налоговой полиции) по погашению просроченной задолженности по уплате страховых взносов и пеней в соответствии с письмом ПФР и ФСНП России от 10.02.97 N ВБ-01-28/917/СА-430 "О взаимодействии органов ПФР и ФСНП России по вопросам погашения задолженности организаций в Пенсионный фонд", письмом ПФР и ФСНП России от 08.10.98 N ВБ-12-28/8509/СА-3399 "О внесении изменений в совместное письмо ПФР и ФСНП России от 10.02.97 N ВБ-01-28/917/СА-430", Указом Президента Российской Федерации от 29.05.98 N 604 "О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам" и Законом Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2288 и Федерального закона от 17.12.95 N 200-ФЗ).

1. Проведение предупредительно - профилактической работы

При организации взаимодействия с органами налоговой полиции отделениям необходимо в первую очередь использовать их права по применению к руководителям и должностным лицам организаций - должников предупредительно - профилактических мер в виде штрафных санкций в размере до стократного минимального размера месячной оплаты труда для погашения задолженности в досудебном порядке (пункт 20 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции").

В этих целях отделениям следует обеспечить систематическое представление органам налоговой полиции всей имеющейся информации о плательщиках, уклоняющихся от уплаты страховых взносов.

2. Организация проведения совместных
документальных проверок

2.1. В случае отсутствия эффективности применения профилактических мер отделениям необходимо обеспечить проведение с органами налоговой полиции совместных документальных проверок организаций:

а) имеющих крупные суммы просроченной задолженности по страховым взносам и пеням;

б) длительное время не осуществляющих уплату страховых платежей в ПФР;

в) представляющих "нулевые" расчетные ведомости, т.е. не производящих начисление заработной платы и не перечисляющих страховые взносы в ПФР при осуществлении финансово - хозяйственной деятельности;

г) не осуществляющих финансово - хозяйственную деятельность более года;

д) уклоняющихся от проведения документальных проверок.

2.2. Для участия органов налоговой полиции в документальных проверках управляющим отделением и начальником территориального органа налоговой полиции утверждается план (график) проведения совместных проверок.

При необходимости проведения внеплановой совместной проверки отделение письменно обращается в орган налоговой полиции с предложением принять участие в ее проведении.

3. Погашение задолженности путем обращения взыскания
на имущество должника

3.1. Учитывая, что органы налоговой полиции вправе принимать решения об обращении взыскания на имущество должника как по результатам проведения совместных проверок, так и на основании материалов, полученных от отделений и подтверждающих наличие и сумму задолженности по страховым взносам (акты документальных и камеральных проверок), отделению в случае отсутствия у должника средств для погашения задолженности необходимо обеспечить передачу вышеуказанных материалов органу налоговой полиции с целью последующего обращения взыскания на имущество должника.

При этом следует иметь в виду, что обращение взыскания на имущество должника производится органами налоговой полиции в трехдневный срок со дня вынесения решения о взыскании задолженности.

3.2. Принимая во внимание, что действующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации обращение взыскания на имущество должника по решениям арбитражных судов производится как судебными приставами - исполнителями, так и органами налоговой полиции, отделение вправе самостоятельно определить орган, осуществляющий взыскание по исполнительному документу, с учетом сложившейся практики.

При этом, что касается взаимодействия с органами налоговой полиции по исполнению решений арбитражного суда, Пенсионный фонд рекомендует в первую очередь передавать органам налоговой полиции исполнительные документы по обращению взыскания на имущество тех должников, которые имеют наиболее крупные суммы задолженности, допустившие злостное уклонение от уплаты страховых взносов, а также при наличии информации о сокрытии имущества и т.п.

3.3. В целях своевременной реализации решений арбитражных судов по взысканию задолженности с организаций - должников отделениям необходимо обеспечить поступление исполнительных документов с приложением актов документальных и камеральных проверок в органы налоговой полиции в трехдневный срок со дня выдачи исполнительного документа арбитражным судом.

3.4. При исполнении решений арбитражного суда органом налоговой полиции исполнительное производство не возбуждается и все процедуры обращения взыскания на имущество должника осуществляются в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 29.05.98 N 604 "О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным платежам" и Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199, на основании Закона Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" с последующими изменениями.

3.5. В случае возврата судебным приставом - исполнителем исполнительного документа с приложением акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, процедура исполнительного производства прерывается, и отделение вправе передать исполнительный документ на исполнение органу налоговой полиции в сроки, предусмотренные пунктом 3.3 настоящего письма, независимо от срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

3.6. Отделениям необходимо организовать содействие органам налоговой полиции при аресте, а также при реализации имущества должника в порядке, предусмотренном письмом ПФР от 27.07.98 N АЗ-12-28/6061 "Об организации работы по взысканию недоимки путем обращения взыскания на имущество должника".

При этом следует иметь в виду, что арест и реализация имущества должника осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и других правовых нормативных актов Российской Федерации, не противоречащих указанному Закону.

3.7. Действующим законодательством не предусмотрено финансирование расходов органов налоговой полиции по обращению взыскания на имущество должника отделениями ПФР.

Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.98 N 1058 "О порядке возмещения федеральным органам налоговой полиции расходов по обращению взыскания на имущество организаций, имеющих задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам" за счет средств организации - должника.

При этом следует иметь в виду, что вознаграждение, предусмотренное вышеуказанным Постановлением, в сумме, не превышающей пяти процентов от взысканной суммы или стоимости реализованного имущества, выплачивается органам налоговой полиции, обеспечившим реальное и своевременное обращение взыскания на имущество должника.

4. Принятие мер по фактам уклонения органов
налоговой полиции от взаимодействия с отделениями
по вопросам погашения задолженности

4.1. В случае уклонения органа налоговой полиции от взаимодействия по вопросам погашения задолженности отделение обращается в вышестоящие региональные органы налоговой полиции для принятия соответствующих мер.

4.2. При отсутствии положительных результатов обращений в вышестоящие органы налоговой полиции отделению необходимо информировать Пенсионный фонд о фактах уклонения для оказания содействия в их устранении.

5. Организация учета и контроля за погашением
задолженности по результатам взаимодействия отделений
и органов налоговой полиции

5.1. В целях обеспечения реализации мероприятий, проводимых органами налоговой полиции по погашению задолженности в Пенсионный фонд, отделения организуют учет с отражением сумм погашенной задолженности в результате применяемых мер:

а) проведенных совместных проверок в соответствии с утвержденным графиком;

б) организаций, в отношении которых органами налоговой полиции были приняты решения об обращении взыскания на имущество должника;

в) исполнительных документов по решениям арбитражных судов о взыскании задолженности.

5.2. Организация учета позволит отделениям проконтролировать соблюдение органами налоговой полиции требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, своевременное принятие и реальное исполнение решений и исполнительных документов по решениям арбитражных судов по взысканию задолженности, а также обеспечит достоверность отчетных данных, представляемых в Пенсионный фонд.

6. Порядок оформления соглашений о взаимодействии
отделений с органами налоговой полиции по вопросам
погашения задолженности

В целях усиления эффективности проводимых мероприятий по погашению задолженности отделение может заключить с органом налоговой полиции соглашение о взаимодействии по вопросам погашения просроченной задолженности по уплате страховых взносов и пеней, которое подписывается управляющим отделением, начальником территориального органа налоговой полиции и скрепляется печатями.

В соглашении следует предусмотреть действия органа налоговой полиции по взысканию задолженности в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации как по решениям арбитражного суда, так и по материалам отделения, участие органа налоговой полиции в совместных документальных проверках, проведение работы по применению предупредительно - профилактических мер к организациям - должникам, установлению их фактического местонахождения и розыску руководителей.

Кроме того, необходимо предусмотреть в обязательствах органа налоговой полиции своевременное представление отделению информации по организациям, в отношении которых приняты конкретные меры по взысканию задолженности, а также о суммах средств, полученных от реализации имущества и перечисленных на счет отделения.

7. Рекомендации ПФР по взаимодействию отделений
с органами налоговой полиции

Исходя из существующей практики взаимодействия отделений с органами налоговой полиции по вопросам погашения задолженности, Пенсионный фонд рекомендует:

7.1. Рассматривать итоги работы органов налоговой полиции по принятию конкретных мер к организациям - должникам по погашению задолженности в ПФР как на региональных комиссиях по неплатежам, так и на специально созданных совместных комиссиях отделений и органов налоговой полиции, действующих на постоянной основе.

7.2. При обращении в отделения органов ФСНП России и Госналогслужбы России о заключении трехсторонних договоров по взысканию всей суммы задолженности организаций, являющихся должниками перед федеральным бюджетом и Пенсионным фондом, следует иметь в виду, что в этих случаях, как показывает практика, денежные средства, получаемые от реализации имущества, направляются в первую очередь на погашение задолженности федеральному бюджету Российской Федерации.

Заместитель Председателя
Правления
А.ЗАРУБИН