Жалоба на обман в магазине – это официальная бумага, с которой в государственный контролирующий орган может обратиться любой гражданин, столкнувшийся с обманом в магазине розничной торговли. Сегодня мы разберемся, что понимается под обманом потребителя, какими нормами законодательства за это предусмотрена ответственность, как правильно составить жалобу и куда её подать.

Обман потребителя

В первую очередь хотелось бы отметить, что обман потребителя – это административное правонарушение, преследуемое по закону. В частотности, санкция за подобное нарушение предусмотрена статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях. Норма содержит в себе две части, квалификация содеянного происходит в зависимости от степени тяжести проступка.

Первая часть предусматривает наказание за обвешивание или обсчет потребителя при реализации ему товара в розницу. Для юридического лица санкция будет выражена в административном штрафе суммой от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. В наше время подобное нарушение встретить довольно проблематично, ведь большинство продуктов питания продаётся в супермаркетах, где каждый товар пробивается через кассовый аппарат.

Вторая часть гласит о введении потребителя в заблуждение относительно свойств товара, его качеств, в целях скорейшего сбыта. Здесь штраф составит уже от ста до пятисот тысяч рублей. Более того, подобный обман потребителя крайне сложно отличить от мошенничества, хотя сделать это необходимо. Мошенничество – это уже уголовная статья, предусматривающая наказание в виде реального лишения свободы. Квалификацией нарушений будут заниматься должностные лица.

Обращение в госорганы

Профильным органом по надзору в сфере взаимодействия потребителей с коммерческими организациями является Роспотребнадзор, однако в случае c обманом потребителей лучше заявить жалобу в прокуратуру. Прокуратура как государственный орган занимается надзором за соблюдением законодательства во всех сфера, плотно взаимодействует с органами внутренних дел, полицией. Если прокурор выявит в деянии сотрудника магазина признаки уголовно наказуемого деяния, вопрос будет передан в руки следователя.

Прокуратура рассматривает обращения в соответствии с ФЗ «О прокуратуре», ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Общий срок рассмотрения жалобы – тридцать календарных дней. По факту истечения этого срока гражданин должен получить назад отчёт о проделанной работе. Срок рассмотрения может быть продлён ещё на тридцать дней, если для этого будут веские основания.

Форма документа

Форма жалобы в любой государственный орган не предусматривается на законодательном уровне, что позволяет гражданам составлять их в произвольном виде. Следует понимать, что жалоба – деловой документ, а значит, исполнен он должен быть соответственно. Используем исключительно деловой стиль языка, учитываем общие правила делового документооборота. Немаловажный момент – выдержка структуры, однако об этом мы поговорим немного позже.

Написать текст допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта так или иначе применяются на практике. Жалоба всегда оформляется на чистом листе бумаги формата А4.

Рассказываем, как правильно составить

Жалоба как деловой документ должна быть выдержана в конкретной структуре. Итак, жалоба будет состоять из шапки, основного блока с разъяснением деталей сложившейся ситуации, обращения к представителю государственного ведомства, даты и подписи заявителя. Разберемся, как не допустить ошибок при их оформлении.

Шапка размещается в правом верхнем углу листа бумаги. Из её содержания должно быть понятно, кому подаётся жалоба, от кого. В дательном падеже прописываем ФИО прокурора, полное наименование органа, в который заявляем обращение, его юридический адрес. Далее по тексту обозначим ФИО заявителя жалобы, серию и номер его паспорта, место прописки. Не забываем оставить номер сотового телефона в качестве средства обратной связи. Если у должностного лица возникнут какие-либо вопросы, по телефону их можно будет оперативно разрешить.

Ниже по документу начинаем разъяснять суть нашего обращения. Утверждаем, что в недавнем прошлом приобретали какой-либо товар, однако столкнулись с фактом обмана потребителя. Потребуется указать, в каком именно магазине вы приобретали товар, как он называется, где находится. Если вам известны ФИО сотрудника магазина, с которым вы непосредственно взаимодействовали, укажем эту информацию. Чем больше вводных данных предоставить прокурору, теми более оперативно он сможет разобраться с вопросом.

Следующим шагом обращаемся к должностному лицу, просим его принять жалобу к производству, провести проверку в отношении сотрудников указанного вами магазина, привлечь их к ответственности в соответствии с нормами действующего законодательства. В завершение работы с документом прописываем дату его формирования, заверяем всё вышеизложенное подписью заявителя.

Примерный образец

Передать жалобу на рассмотрение можно несколькими способами: посредством личного визита в управление прокуратуры, через Почту России. То, каким вариантом воспользоваться, решает сам гражданин, однако следует понимать, что путь через заказное письмо будет несколько длиннее. Нужно учитывать срок, в течение которого заказное письмо будет доставляться до адресата.