Жалоба на качество образования – это документ, с которым любой гражданин может обратиться в адрес государственного надзорного органа, сообщить о том, что в каком-либо образовательном учреждении наблюдаются проблемы по части качества образования. Сегодня мы разберемся, какие маркеры могут свидетельствовать о качестве образования в том или ином учреждении, куда подавать соответствующую жалобу и как правильно её составить.

Качество образования

Качество образования определяется итоговым результатом образовательного процесса в виде сдачи итогового экзамена. Речь может идти про ОГЭ, ГИА, экзамены в колледже или университете. От того, насколько качественно обучающий освоил образовательную программу, будет зависеть его итоговая оценка. Если отметки по предметам в ВУЗе или колледже, по большей части, зависят от усердия самого обучающегося, то вот в школе этот процент существенно ниже. Студенты большую половину материала должны усвоить самостоятельно в процессе изучения учебников и научной литературы, а в школе формат обучения несколько иной. Учитель сначала даёт ученикам материал, а затем проверяет его усвоение.

Безусловно, очень многое зависит от способностей учащегося и его стремления к знаниям, однако средний бал среди всех выпускников всё равно продемонстрирует общую картину. Так, если у выпускников одной школы средний балл по ЕГЭ выше, чем у выпускников другой на несколько пунктов, — это хороший показатель различия в уровне образования.

На качество образования в свою очередь влияет мужество факторов, начиная от преподавателей и педагогов, заканчивая техническим оснащением образовательного учреждения. Так, например, неплохо бы оснастить школу проекторами и магнитными досками, чтобы педагоги могли наглядно демонстрировать материал, проводить интерактивы, показывать презентации и так далее.

Куда жаловаться

Вопросами качества образования занимается Министерство образования Российской Федерации. Министерство представляет собой правительственный орган, реализующий политику в образовательной сфере. Именно Министерство следит за обеспечением образовательных учреждений бюджетных средств, разрабатывает и утверждает образовательные программы и другими способами пытается повысить качество образования в стране.

Задачи министерства на местах выполняют региональные правительственные департаменты, реализующие политику в субъектах федерации. Так, например, департамент образования Тюменской области отвечает за образование в своём регионе. Таким образом подавать жалобу нам следует именно в местный орган, а не в головной офис министерства.

Ответные меры

Департамент образования, получивший нашу жалобу, во-первых, обязан её зарегистрировать, а во-вторых, принять к своему производству. Правительственный орган заинтересован в том, чтобы уровень образования в регионе стремился к совершенству, ведь он регулярно отчитывается перед Москвой за результаты. Таким образом, если какое-то образовательное учреждение отстает от средних показателей, имеет смысл задуматься.

Должностные лица департамента должны будут провести выездную проверку, чтобы лично инспектировать учреждение. В ходе проверки могут вскрыться факты снятия занятий без видимой на то причины, проверка домашних работ «спустя рукава» и так далее и тому подобное.

Как правило, результатом проверки, в рамках которой были выявлены нарушения, поднимается вопрос относительно смены директора образовательного учреждения. Чаще всего они уходят в отставку по собственному желанию, а вместе с ним и определенная часть педагогического коллектива.

Разбираемся, как составить жалобу

Процесс формирования жалобы на качество образования должен брать своё начало с заполнения её шапки. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем полное наименование органа, в который мы решили обратиться, ФИО и должность руководителя его местного управления, а также юридический адрес. Далее по тексту, немного отступив вниз, заявитель указывает собственные ФИО, серию и номер паспорта. В качестве средства обратной связи укажем номер сотового телефона или адрес электронной почты.

Ниже по документу переходим к основному содержательному блоку жалобы. Утверждаем, что качество образования в том или ином учреждении оставляет желать лучшего, в связи с чем вы и подаете настоящее обращение. Ссылаемся на то, что результаты выпускников учреждения существенно уступают тем, что показывают выпускники параллельных учреждений. Если у вас есть предположения, с чем связаны такие показатели, можете оставить свои догадки. Например, можно сослаться на низкую квалификацию преподавательского состава или руководство образовательного учреждения, школы, колледжа или университета.

Следующим шагом мы обращаемся к должностным лицам, которые и будут проводить проверку, просим принять меры в отношении проблемного образовательного учреждения, решить вопрос с качеством образования в нём. В завершение работы с документом мы должны заверить всё вышеизложенное собственным автографом, проставить дату формирования официальной бумаги.

Теперь нам осталось только передать жалобу на рассмотрение и дождаться результатов. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан» устанавливает предельный срок рассмотрения в тридцать календарных дней.

Примерный образец