Заявление о закрытии ИП – это документ, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель уведомляет налоговую о приостановлении своей деятельности и просит снять его с учёта, вычеркнуть из ЕГРИП. После оформления всей официальной документации гражданин утрачивает статус ИП.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Основания закрытия
Законом определено несколько оснований для прекращения предпринимательской деятельности лица:
- личная инициатива предпринимателя;
- смерть гражданина;
- решение суда;
- по завершению процедуры банкротства;
- и иные.
Заявление понадобится написать только в первом случае. В остальных же ситуациях ИП будет закрыто вследствие принятия решений соответствующих органов.
Подготовка к ликвидации
Перед тем как подать заявление о закрытии необходимо привести в порядок все текущие дела. Начать следует с работников, если они имеются. Сотрудники предприятия должны быть заблаговременно (за две недели) уведомлены о прекращении деятельности организации. За это время работодатель обязан произвести с работниками полный расчёт и в последний рабочий день выдать на руки трудовые книжки. Трудовой договор расторгается по основанию «прекращение деятельности ИП» в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ.
Далее необходимо снять с учёта кассовый аппарат, которым пользовался предприниматель (если пользовался). Для этого следует с соответствующим заявлением обратиться в налоговую. К документу прилагается сам аппарат.
Также нужно проверить наличие задолженностей у всех государственных инстанций: ИФНС, ФСС. За каждого работника предприниматель (страхователь) должен ежегодно платить страховые взносы. Аналогичная ситуация складывается с долгами по налогам. Если имеет место неуплата, необходимо её погасить.
Немаловажный момент – расчёт с контрагентами. Все долги по гражданско-правовым договорам (в т.ч. с сотрудниками) должны быть погашены. В противном случае налоговый орган не позволит закрыть ИП.
Имеет смысл закрыть расчётный счёт организации, так как воспользоваться им после ликвидации ИП не представится возможным. Это необязательный пункт, тем не менее соблюсти его входит в сферу интересов самого предпринимателя.
Форма документа
Законодательство предусмотрело общеобязательную унифицированную форму для составления заявления о закрытии ИП (форма Р26001). Практически любое обращение в ИФНС всегда составляется по утверждённой ведомством форме. Следует постоянно следить за обновлением законодательства в этой сфере, так как ведомство довольно часто дополняет или изменяет свои бланки для заявлений. Документ, написанный не по форме, сотрудником налоговой принят не будет.
Форма Р26001 утверждена Приказом ФНС России в августе 2020 года, используется на практике с ноября того же года. Как только вышеуказанный документ утратит силу, бланк станет неактуальным. Обычно налоговая меняет свои формы раз в несколько лет.
Изложить текст можно как от руки при помощи шариковой (чёрной) ручки, так и при помощи компьютерных средств. Способ написания не влияет на юридическую силу документа. Составленное на компьютере заявление в любом случае придётся распечатать для заверения его подписью заявителя и простановки отметок должностного лица.
Как и куда подавать
Обратиться с заявлением следует в отделение ИФНС, в котором предприниматель стоит на учёте. Подать документ можно следующими удобными для заявителя способами:
- через МФЦ;
- передать бумагу лично сотруднику ведомства;
- передать заявление через представителя (потребуется доверенность);
- отправить заявление в электронном формате через личный кабинет налогоплательщика на сайте ИФНС.
К бумажному заявлению необходимо приложить квитанцию об уплате госпошлины. На сегодняшний день её размер составляет 160 рублей. Подача документа в электронном варианте не сопровождается уплатой пошлины. Общий срок рассмотрения составляет 5 дней. По истечению этого срока заявитель получит однозначный ответ.
Объясняем, как правильно заполнить форму
Перед тем как перейти к содержанию бланка, разберёмся с его внешней формой. Существуют специальные правила заполнения:
- должен использоваться шрифт Courier New, 18 кегль;
- никаких исправлений. Если допущена ошибка, следует взять новый бланк;
- прочерки ставить нельзя;
- одна ячейка – один символ;
- если заполняется от руки, все буквы пишутся печатными, заглавными.
По своей структуре форма состоит из двух страниц и её заполнение не должно вызвать затруднений, тем не менее разберём весь процесс подробно. В первом пункте необходимо обозначить данные об индивидуальном предпринимателе из ОГРНИП:
- номер ИП в реестре;
- ФИО предпринимателя.
Во втором пункте отмечается способ получения ответа из налогового ведомства: на бумаге или в электронном варианте на электронную почту. Версия документа, высланная цифровым способом, будет заверена официальной электронной подписью, что придаст ей равную бумажной версии юридическую силу. Имеется возможность выбрать сразу два варианта получения (так будет надёжнее). Указываем адрес электронной почты.
В третьем пункте необходимо указать номер контактного телефона заявителя. В случае возникновения каких-то вопросов у налоговой, её сотрудники свяжутся с предпринимателем. Здесь же следует написать ФИО заявителя от руки шариковой ручкой (чёрной). Чуть ниже ставится подпись.
На этом заполнение формы можно считать успешно оконченным. Дальше вносить сведения будет уже работник МФЦ или сотрудник налогового ведомства. Заявителю остаётся только ждать ответа из ИФНС.
После закрытия ИП
Как только ИФНС вынесет решение о прекращении деятельности гражданина в качестве ИП, он вычёркивается из реестра предпринимателей. Однако на этом процедура по закрытию предприятия не заканчивается. Необходимо ещё предоставить в налоговую декларацию по НДС и НДФЛ. Если предприниматель состоял на общем налоговом режиме, срок подачи декларации составляет 5 дней после ликвидации организации.