Заявление о зачете встречных однородных требований – это документ, с которым представитель одной организации может обратиться к деловому партнеру, сообщить о том, что встречные требования можно считать погашенными посредством зачета. Сегодня мы разберемся, как работает данная процедура, в каких случаях не допускается зачет однородных требований, как правильно составить соответствующую официальную бумагу.

Требования контрагентов

Субъекты предпринимательской деятельности, по сути дела, существуют за счет заключения различных гражданско-правовых договоров друг с другом. Речь может идти о договоре поставки, подряда, оказания услуг или иной сделке, прямо не запрещенной Гражданским кодексом Российской Федерации. Основной валютой в нашей стране является Российский рубль. Именно в рублях и производятся все расчеты между контрагентами.

Зачастую организации сотрудничают друг с другом не единоразово, а на регулярной основе, в связи с чем у них образуется богатая история взаимодействий. Например, компания А заказала у компании Б товар на 100 000 рублей, а компания Б через месяц заказала у компании А выполнение работ на ту же сумму. Для того, чтобы упростить работу бухгалтерии и не перегонять денежные средства туда-сюда, имеет смысл рассмотреть возможность погашения обязательств взаимозачетом.

Зачет встречных требований

Правовая основа по поводу зачета требований контрагентов приводится в положениях 410 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации. Следует понимать, что зачесть можно лишь однородные требования. Как правило, речь здесь идёт именно о деньгах, ведь довольно-таки проблематично представить ситуацию, когда предприниматели будут рассчитываться услугой за услугу.

Также отметим, что невозможен зачет требований, связанны с личностью лица, а также с возмещением причиненного вреда здоровью. Такие обязательства в любом случае придётся погашать в соответствии с договором или положениями отечественного Гражданского кодекса.

Закон также допускает не полный, но частичный зачет взаимных требований. Возвратимся к вышеупомянутого примеру, когда одна фирма приобрела у другой товар, а та в дальнейшем выполняла для делового партнера работы, предположим, что стоимость работ была в два раза меньше стоимости товаров. В таком случае допускается зачесть исполнение обязательства лишь частично, а остальную сумму истребовать деньгами или попытаться зачесть по другому гражданско-правовому договору.

Обратим внимание, что зачет требований может быть произведен в одностороннем порядке, то есть получать акцепта от контрагента необязательно. Конечно, представитель противоположной стороны в теории может не согласиться с таким положением дел, однако с точки зрения права единственный его выход из подобной ситуации – обращение с исковым заявлением в арбитражный суд. Уже в зале судебного заседания деловые партнеры будут выяснять, кто, кому, за что и сколько должен.

Кто составляет и направляет

Принимать подобные управленческие решения в организации может лишь её руководитель согласно учредительным документам либо иное лицо, уполномоченное на то доверенностью от директора. Как правило, подобные полномочия сконцентрированы именно в руках директора, однако некоторые фирмы распределяют их между заместителями и руководителями по отдельным направлениям деятельности. Так, если организации действительно крупная, будет крайне проблематично дёргать директора по каждому несущественному поводу.

Полномочия представителя компании могут быть прописаны как в её уставе или ином учредительном документе, так и заверенной надлежащим образом доверенности. Доводим до сведения, что директор юридического лица имеет право заверять документы своей же фирмы исключительно автографом и фирменной печатью, то есть к нотариусу обращаться нет необходимости.

Рассказываем, как составить заявление

Заявление о зачете встречных однородных требований нам придётся составлять в свободной форме, так как ни один законодательный документ не предлагает к использованию каких-либо шаблонов. Предпринимательская сфера в нашей стране по части документооборота практически полностью отдаётся на откуп организациям и их представителям. Таким образом получается, что отвечать за отдельные аспекты оформления официальной бумаги будет именно её составитель.

Начинаем процесс составления с заполнения шапки. Здесь мы пропишем, кому и по какому адресу направляется данное заявление. В правом верхнем углу лита бумаги укажем полное наименование организации-контрагента, ФИО и должность её руководителя, а также юридический адрес. Этих сведений будет вполне достаточно для формирования заявления, найти их можно в открытом реестре юридических лиц.

Ниже по документу ссылаемся на статью 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъясняем, о каких конкретно взаимных требованиях пойдет речь далее. Обозначим реквизиты гражданско-правовых договоров, даты их составления.

Следующим шагом детализируем вышеизложенную информацию, приводя конкретные денежные суммы. Не забываем оставлять ссылки на всю сопроводительную документацию по сделке, фиксирующую факт исполнения обязательства, ведь сам по себе договор отражает лишь намерения лица совершить то или иное юридически значимое действие. Речь идёт об актах, счетах-фактурах, расписках и так далее.

В завершение работы с документом заверяем всё вышеизложенное подписью директора или иного уполномоченного лица. Теперь нам осталось лишь направить итоговый вариант заявления контрагенту.

Примерный образец