Заявление на совмещение должностей – это документ, в соответствии с которым работник выражает желание (согласие) выполнять обязанности, предусмотренные для другой должности в штатном расписании. Процедура происходит с согласия сторон трудового договора и оформляется соответствующими документами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Совмещение должностей
Совмещение должностей предполагает выполнение сотрудником чужих обязанностей. Все должности на предприятии зафиксированы в локальном акте работодателя – штатном расписании. Трудовой закон не запрещает работникам брать на себя одновременно обязанности нескольких должностей.
Совместительство и совмещение
Следует отличать совместительство от совмещения. Это два совершенно разных понятия. Под совместительством понимается выполнение обязанностей в свободное от основной работы время. Процедура предполагает заключение отдельного трудового договора и внесение соответствующей записи в трудовую книжку работника. Совместительство может носить как внутренний (в рамках одного предприятия), так и внешний (у другого работодателя) характер.
Причины для совмещения
Как правило, причины для оформления совмещения обусловлены временным отсутствием основного работника на предприятии (отпуск, болезнь). В целях экономии средств организации-работодателя прибегают к задействованию уже имеющихся рабочих сил, а не к поиску новых со стороны. Такой вариант гораздо дешевле, ведь не придётся оплачивать полный рабочий день новому работнику. В свою очередь совмещающий сотрудник получит надбавку к своей заработной плате, а также ему представится возможность проявить себя с лучшей стороны на новой должности. Зачастую совмещение является ступенью к повышению.
Кто может предложить
В соответствии с нормами закона о труде инициировать процедуру совмещения может как работник, так и работодатель. Так как трудовая функция сотрудника – это существенное условие трудового договора, изменять её можно только при согласовании сторон.
Если инициатива исходит от работника, он пишет заявление на имя руководителя организации. В документе следует обосновать причины принятия такого решения. Если директор одобрит заявление, издаётся соответствующее распоряжение.
Инициатором может также выступать руководитель лично или начальник структурного подразделения. Пишется докладная записка на имя директора, в которой предлагается возложить на конкретного работника дополнительные должностные обязанности. Процедура в любом случае заканчивается изданием приказа.
Документальное оформление
Если стороны трудовых правоотношений выразили своё взаимное согласие, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору (заключать новый нет необходимости). В документе подробно регламентируются условия работы и режим оплаты. В силу того, что выполнять новые обязанности сотрудник будет вместе со своими основными, заработная плата не будет умножаться на два. Доплата предусмотрена в процентном соотношении (как правило, от десяти до пятидесяти процентов).
Если совмещение носит временный характер, в соглашении обозначаются сроки. Зачастую процедура оформляется на период нахождения сотрудника в длительном декретном отпуске.
Форма документа
На сегодняшний день законом не предусмотрена единая общеобязательная форма для составления заявления на совмещение должностей, впрочем, как и для любых других внутренних заявлений в рамках трудовых правоотношений. Документ пишется работником на имя руководителя организации в свободной форме.
Зачастую работодатель в своих локальных нормативных актах закрепляет определённые бланки (шаблоны) для обращений сотрудников. Ознакомиться с ними можно в отделе кадров фирмы. Кадровик поможет правильно заполнить бланк. Если шаблоны не предусмотрены, заявление пишется на чистом листе бумаги формата А4 или А5.
Допускается как машинописный вариант написания текста (при помощи компьютера), так и рукописный (при помощи шариковой ручки). Как правило, заявление пишется непосредственно на рабочем месте и ни о каком компьютере речи не идёт. Тем не менее такая возможность имеется. Способ изложения текста не влияет на юридическую силу документа.
Составленный вариант заявления передаётся лично в руки руководителя фирмы, непосредственному начальнику или сотруднику кадровой службы. Кадровик в свою очередь донесёт документ до конечного адресата.
Пошаговая инструкция по составлению заявления
Структурно документ делится на три составные части: шапка, основная (просительная часть) и подпись заявителя. Должное внимание необходимо уделить каждой из них.
Начинаем составлять документ с шапки. В ней пишем, от кого и кому подаётся заявление. В дательном падеже отмечаем ФИО руководителя, его должность на предприятии и наименование организации-работодателя с указанием её организационно-правовой формы (ООО, ИП и т.д.). Чуть ниже в родительном падеже указываем ФИО работника и его должность согласно штатному расписанию.
Ниже по документу пишем слово «заявление» и с красной строки начинаем обозначать свою просьбу. Необходимо оставить наименование желаемой для совмещения должности, обосновать причину написания заявления и срок, в течение которого предполагается выполнять обязанности по двум должностям. Если временные рамки не ограничены, указываем дату, с которой работник готов приступить к новым обязанностям.
В том случае, если заявление пишется в качестве ответа на просьбу работодателя, в нём необходимо отдельно отметить своё согласие. В противном случае приказ о совмещении будет признан незаконным.
Примерный образец
На этом составление заявления окончено. Проверяем правильность указанных в документе данных, оставляем дату подачи и подпись заявителя (с расшифровкой). Как только руководитель рассмотрит бумагу, работник будет об этом уведомлен и приглашен для составления дополнительного соглашения к трудовому договору. С указанной в распоряжении даты можно будет приступать к работе в новом формате.