Запрос о предоставлении информации – это документ, направляемый от одной организации другой с целью получения необходимых для разрешения конкретного вопроса сведений. В материале мы рассмотрим, как правильно составить и направить официальную бумагу, а также разберёмся в вопросе, кто и когда имеет возможность истребовать информацию.

Файлы для скачивания:

Кто может запросить

Правом запроса информации обладают все субъекты гражданского права, то есть физические и юридические лица. Однако необходимо понимать, что речь идёт только о тех сведениях, которые доступны запрашиваемому. На пути к получению данных можно встретить препятствие в виде государственной, служебной, коммерческой тайны. Также здесь используется ФЗ «О персональных данных», который не позволяет операторам разглашать полученные в ходе сбора сведения. О том, как правило составить согласие на обработку персональных данных, мы рассказали в другом нашем тексте.

Всех субъектов, запрашиваемых данные, можно условно разделить на две категории: обладающие правом и не обладающие правом. Следовательно, ответить на запрос первой категории получатель письма обязан, а вот по поводу второй решение принимается в индивидуальном порядке. Если ни один нормативный акт не обязывает, но и не запрещает предоставлять запрашиваемые данные, они вполне могут быть выданы.

Чего касается

Запрашивать у третьих лиц можно самую различную информацию: реквизиты банковского счёта, данные по движению денежных средств, количество работающих сотрудников на предприятии, реквизиты юридического лица и так далее. Само понятие «информация» включает в себя множество категорий. На практике субъекты права обычно запрашивают различные сведения, направленные на заключение договора, исполнение обязательств по нему. Например, это может быть график платежей, график оказания услуги, подробный расчёт суммы и так далее.

Как отправить

Перед тем, как выбирать способ отправки, необходимо определить, носит ли запрос официальный процессуальный характер. Если получатель однозначно обладает необходимыми сведениями и обязан их выдать, следует направить запрос посредством Почты России, заказным письмом с уведомлением о вручении. Так на руках у отправителя останется подтверждение обращения, которое в последствии выступит основанием для подачи искового заявления в суд. Если контрагент или государственное ведомство умышленно утаивают какие-то данные, заявитель вправе истребовать их в судебном порядке. Недобросовестному держателю информации в любом случае придётся их выдать, а также понести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Во всех остальных случаях, когда решение об удовлетворении вопроса принимается его получателем, допускается направлять документ в виде скана на адрес электронной почты. Следует отметить, что официальная бумага в любом случае должна быть заверена именно «живым» автографом представителя.

Форма документа

Вне зависимости от того, какой характер носит запрос, выполнить его можно в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Исключением является разве что обращение в налоговую службу, которая принимает заявления граждан только по утверждённой сотрудниками ведомства форме. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» предлагает список моментов, которые должны быть в запросе. К ним относят:

  • сведения об отправителе и получателе;
  • предмет обращения;
  • дата обращения (в отдельных случаях может иметь решающее значение);
  • подпись отправителя.

Исполнить сам запрос можно на чистом листе бумаги формата А4 или А5. В качестве альтернативы, доступной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, можно воспользоваться фирменным бланком организации, на котором будут прописаны все его реквизиты (ИНН, ОГРН, наименование, адрес и так далее).

Написать текст допускается одним из двух способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки либо машинописным при помощи компьютерных средств (компьютер, набор офисных программ, принтер, сканер). Какой именно метод использовать решает составитель. На практике повсеместно можно встретить оба варианта. Конечно, если речь идёт о деловой переписке между организациями, предпочтение всегда отдаётся именно печатному способу, однако обратиться за необходимой информацией может и физическое лицо, не имеющее доступа к компьютеру.

Рассказываем, как правильно составить запрос

Руководствуясь положениями № 59-ФЗ, а также устоявшимися правилами делового документооборота, начинаем составление запроса с обозначения, кому и от кого он направляется. В первую очередь прописываем сведения о получателе, а затем и об отправителе. В правом верхнем углу листа бумаги укажем ФИО руководителя организации, занимаемую им должность, а также полное название частной фирмы или государственного учреждения. Здесь же оставляем аналогичный набор сведений о себе как о заявителе.

Следующим шагом мотивируем, почему нам необходимы запрашиваемые сведения. Следует отметить, что мотивация необходимо лишь в некоторых ситуациях. Если речь идёт об открытых сведениях, этот блок можно пропустить. Ниже по документу пишем слово «прошу» и оставляем полный перечень необходимых к получению сведения. Все из них можно оформить в столбик, по списку.

Примерный образец

На этом моменте работа по составлению запроса подходит к завершению. Заверяем его «живым» автографом составителя, направляем получателю выбранным способом. Даже в том случае, если вторая сторона откажется выдавать информацию, она направит в качестве ответа мотивированный отказ. Это прямое требование № 59-ФЗ, актуальное для всех государственных ведомств (прокуратура, Роспотребнадзор, ИФНС и так далее).