Приказ об объявлении простоя – это распорядительный документ, в соответствии с которым руководитель предприятия имеет возможность официально отпустить своих сотрудников по домам до устранения ситуации, препятствующей работе. Сегодня мы разберемся, что представляет собой простой с точки зрения закона, каким образом он оплачивается, как правильно его оформить.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документуПростой на предприятии
Простоем на предприятии называют ситуацию, когда сотрудники фактически не могут исполнять свои прямые должностные обязанности по тем или иным причинам. Все причины простоя условно можно разделить на три группы:
- простой по вине работодателя;
- простой по вине работника;
- простой в связи с обстоятельствами, не зависящими от сторон трудового договора.
К первой категории относятся различного рода проблемы с логистикой, скоростью осуществления тех или иных работ и так далее. Например, новый рабочий автомобиль еще не был доставлен на предприятие, а старый уже успели списать и реализовать. Таким образом получается ситуация, в которой сотруднику фактически нечем заняться на его рабочем месте. Просто сидеть на территории предприятия нет никакой нужды. В похожих ситуациях работодатель обязан объявить о простое и отпустить подчинённого домой. Как только ситуация исправится и вновь будут созданы условия для работы. Работникам разошлют соответствующие уведомления и пригласят выйти на работу. Такой простой оплачивается в размере не менее двух третей от среднего заработка за последние два года.
Что касаемо простоя по обстоятельствам, не связанным с действиями или бездействием работодателя, то здесь оплата будет осуществляться по формуле не менее двух третей от тарифной ставки или же оклада. Следует чувствовать эту разницу, поскольку в средний заработок включаются премиальные и другие выплаты. Более подробно о расчете средней заработной платы можно узнать из положений статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации. Самый хрестоматийный пример простоя по не зависящим от сторон обстоятельствам – это банальное отключение электроэнергии.
Простой по вине работника не оплачивается вовсе. Таким образом если сотрудник компании самостоятельно выведет из строя оборудование, на котором работает, ему придется не только возместить материальный ущерб, но также просидеть без заработной платы до тех пор, пока инструмент не возвратится из ремонта.
Приказ директора
Распоряжение руководителя организации об объявлении простоя буквально необходимо для того, чтобы оформить всю процедуру официально. Как ни крути, а подчинённым придется проделать целый ряд обязательных действий.
Во-первых, свои задачи получат представители кадровой службы, которым придется уведомить коллег о начале простоя. По факту успешного уведомления с подчинённого берётся роспись за ознакомление с приказом начальника.
Во-вторых, бухгалтерия должна быть не просто осведомлена о начале простоя, но также оплатить его всем работникам в соответствии с положениями закона. Нормативная база по вопросам оплаты простоя приводится в статье 157 Трудового кодекса Российской Федерации.
Все это станет возможным лишь в случае издания соответствующего распоряжения начальника.
Форма документа
Говоря о форме приказа об объявлении простоя, следует отметить, что отечественный законодатель по состоянию на сегодняшний день и вовсе не предлагает представителям организаций каких-то конкретных бланков или шаблонов, которыми можно было бы пользоваться при оформлении распорядительной документации. Отсюда получается, что сформировать официальную бумагу такого толка исполнитель может самостоятельно и в свободной форме, руководствуясь при этом одними лишь общими правилами делового документооборота, ориентируясь на документацию схожего толка.
Структурно приказ начальника должен состоять из шапки, описательно-мотивировочной и распорядительной частей, а также набора обязательных реквизитов. Каждый отдельно взятый структурный элемент имеет свои уникальные правила по части оформления, о которых мы поговорим уже совсем скоро.
Инструкция по составлению приказа
Приказ об объявлении простоя нам следует начать составлять с заполнения его шапки. В верхней части документа нам следует указать полное наименование компании, внутри которой и принимается решение о простое, а также её организационно-правовую форму. Далее мы обозначим название текущего распоряжения и присвоим ему уникальный номер согласно номенклатуре дел. Не забудем также оставить дату и место формирования приказа.
Ниже по документу начальник со ссылкой на причины и статью 157 Трудового кодекса Российской Федерации объявляет о простое. Для этого пишется слово «приказываю», в столбик отдаются следующие распоряжения:
- с такого-то числа объявить о простое;
- бухгалтерии исчислять заработную плату в соответствии со статьей 157 ТК РФ;
- кадровику ознакомить сотрудников с содержанием приказа;
- контроль за исполнением приказа оставить за собой или же передать кому-то из подчинённых.
В завершение работы с официальной бумагой нужно расписаться за всё вышеизложенное и отдать итоговый вариант документа начальнику на рассмотрение. В таком виде наше распоряжение уже смело можно назвать полностью составленным и подготовленным к изданию.
Примерный образец