Приказ о выходе из отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет – это распорядительный документ, в соответствии с которым оформляется возвращение отпускника на предприятие. Процедура предусматривает определённое сопровождение официальными бумагами.

Отпуск по уходу за ребёнком

Первым делом хотелось бы осветить вопрос с точки зрения законодательства. Отпуск по уходу за ребёнком регламентируется статьей 256 Трудового кодекса РФ. На весь период отдыха за сотрудником сохраняется его рабочее место, начисляется стаж и выплачивается социальное пособие (не более 18 месяцев). Если человек решил раньше положенного срока вернуться на работу, пособие начисляться перестанет. Однако есть и исключение. Можно оформиться на неполный рабочий день или договориться с директором на «удалёнку». В такой ситуации пособие сохранится.

Правом на такой вид отпуска обладает не только мать малыша, но и иные лица. Закон относит к таковым фактически любых людей, которые осуществляют уход за ребёнком. Это может быть отец, бабушка, дедушка или опекун.

Процедура возвращения

Закон предусматривает возможность досрочного выхода из отпуска. Необходимо учесть, что отпуск по уходу за ребёнком – это право лица, а не обязанность. В теории можно обойтись и без него, следовательно, досрочный выход также носит добровольный характер. Работодатель не имеет права отзывать сотрудника по своей инициативе. Трудовой кодекс не даёт для этого никаких оснований, не выделяет исключений.

Работник должен самостоятельно написать заявление на имя руководителя организации. Конкретные сроки не указываются, однако лучше сделать это заблаговременно (две недели – месяц). Дело в том, что работодатель мог нанять временного сотрудника на замену отпускника. Придётся решать вопросы с трудоустройством заместителя.

Отметим, что заявление отпускника носит скорее уведомительный характер, так как администрация компании не имеет права отказать в досрочном возвращении.

Дополнительные бумаги

Если трудовая функция работника после отпуска ни коим образом не изменяется, то одного приказа о выходе будет достаточно. Однако на практике могут случиться определённые изменения, связанные с переводом на неполный рабочий день, удалённую работу. Также имеет место изменение наименования должности, которую занимает работник. Во всех вышеперечисленных случаях придётся подписать с подчинённым дополнительное соглашение к трудовому договору.

Кто пишет приказ

В теории написать приказ может абсолютной любой работник организации, умеющий работать с официальными бумагами. На практике же эта задача поручается секретарю, бухгалтеру, кадровику или юристу. Крайне редко директор самостоятельно составляет распорядительную документацию. Начальник обычно получает на стол уже итоговый вариант, в котором не хватает только его автографа. Если руководителя всё устраивает, он заверяет бумагу подписью.

Форма документа

В настоящий момент органы государственной власти не предъявляют особых требований к составлению распорядительной документации. Раньше имели место общеобязательных унифицированные бланки, которые ныне носят исключительно рекомендательный характер. Все приказы на сегодняшний день пишутся в свободной форме.

Необходимо учесть, что свободная форма приказа также предъявляет к его содержанию определённые требования, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • наличие основания и обоснования;
  • обозначение реквизитов;
  • подписи всех упомянутых в тексте лиц;
  • расшифровка автографов.

Написать распоряжение можно одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописный при помощи компьютерных средств. Решение принимает руководитель с учётом особенностей документооборота на предприятии. Напоминаем, что юридическая сила документа при всех прочих равных не может зависеть от способа написания текста. На практике предпочтение всегда отдаётся именно печатному варианту.

Объясняем, как правильно составить приказ

По своей структуре любой приказ руководителя состоит из четырёх элементов: реквизиты, мотивировка, распоряжения и подписи ответственных лиц. Разберём поподробнее каждый из них.

Первым делом обращаем наше внимание на реквизиты. В шапке прописываем полное наименование организации-работодателя со ссылкой на её организационно-правовую форму. Далее присваиваем настоящему приказу уникальный номер для хранения и документооборота согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Следующим шагом прописываем основание и обоснование. Если подойти к этой части спустя рукава, законность приказа можно будет легко оспорить. Здесь необходимо сослаться на полученное от сотрудника заявление в письменной форме, а также на законодательную норму. В качестве таковой выступит статья 256 Трудового кодекса РФ.

С красной строки пишем слово «приказываю» и по пунктам утверждаем следующие положения:

  • отдаём распоряжение отпускнику возвратиться на работу с конкретной даты;
  • если имеется необходимость, отдаём распоряжение начальнику кадровой службы подготовить и подписать с работником дополнительное соглашение.

Судьба заместителя будет решаться отдельно и оформляться другим распоряжением.

Напоминаем, что с документом под подпись должны быть ознакомлены все упомянутые в его тексте подчинённые. Основные два автографа принадлежат выходящему из отпуска сотруднику и директору организации. Только при наличии всех подписей официальная бумага обретёт должную юридическую силу.

Примерный образец

Приказ подлежит хранению вместе с другими официальными бумагами из той же категории в архиве компании. Проверяющие сотрудники государственных ведомств могут запросить экземпляр для ознакомления. Срок хранения составляет 5 лет. По факту истечения этого периода времени документ может быть уничтожен за ненадобностью.

<
Предыдущий материал
Следующий материал
>