Приказ о суммированном учёте рабочего времени – это распорядительный документ, издаваемый работодателем в целях изменения режима исчисления рабочих часов за определённый период. Принимается в различных ситуациях. Вне зависимости от причин, всегда оформляется документально.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Правовые основы суммированного учёта
Закон о труде (ст. 104) предусматривает для организации-работодателя возможность использования на предприятии систему суммированного учёта рабочего времени. Делается это в исключительных ситуациях. Обуславливается производственной необходимостью.
Изменение режима рабочего времени – это существенное изменение условий трудового договора. Работник вправе не соглашаться продолжать свою деятельность в фирме на новых условиях. В этом случае работодатель обязан подобрать сотруднику другую должность на предприятии, на которую действие приказа не распространяется. Новая вакансия должна отвечать личностным характеристикам работника: его опыту работы, уровню квалификации и, что самое главное, состоянию здоровья. В случае, если на предприятии не нашлось подходящей должности, работника придётся уволить. С согласившимися на новые условия труда потребуется заключить доп. соглашения к уже действующему трудовому договору.
Когда применяется суммированный учёт
Как уже было сказано выше, режим суммированного учёта применяется в ситуации производственной необходимости. Подразумевается введение на предприятии ненормированного рабочего дня. Такое решение принимается, когда фирма не может продолжать работать в штатном режиме по причине неравномерного распределения труда на отрезок времени. То есть, в какую-то часть недели работы на предприятии совсем нет, но в конце недели наваливается много обязанностей. Таким образом, нецелесообразно будет платить заработную плату работникам за то, что они ничем не занимаются на рабочем месте. И наоборот, в конце недели потребуется серьёзная переработка, которая запрещена законодательством. Так как работники всё же находились на предприятии в моменты отсутствия работы, эти часы будут считаться рабочими.
В таких ситуациях и принимается решение о суммированном учёте рабочего времени. Подразумевается, что сотрудник за определённый период, пусть и не нормировано, но отработает положенные 40 часов в неделю или 160 в месяц. В какую-то смену продолжительность рабочей смены может составить 5 часов, а в другую 10. В конечном итоге должна получиться норма времени за период.
На кого распространяется режим
По решению руководителя организации нововведения могут коснуться как всех работников предприятия, так и представителей отдельных профессий. Также имеется возможность применить суммированный учёт для конкретного сотрудника. Инициатива может исходить как от работодателя, так и от самого сотрудника по его личным причинам.
Максимальный период учёта может составить один год. Если речь идёт о работниках, чья деятельность связана с опасными или вредными условиями труда, то три месяца.
Процедура
Для введения суммированного учёта потребуется два документа. Во-первых, следует внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка. Во-вторых, необходимо издать приказ о суммированном учёте рабочего времени.
К моменту вступления распоряжения в силу уже должен быть готов проект внесения изменений в трудовой распорядок. В самом приказе можно дать распоряжение кому-то из подчинённых подготовить правки в документ или утвердить уже готовые нововведения.
Форма документа
Закон не обязывает организации (как коммерческие, так и некоммерческие) пользоваться какой-то обязательной формой для составления приказа о суммированном учёте. Проект распоряжения разрабатывается на каждом предприятии в свободной форме. Руководитель самостоятельно или при помощи сотрудника подготавливает документ. Обычно эта задача поручается работнику из юридического отдела или кадровой службы. На практике директор получает на подпись уже готовый вариант.
В силу повышенной значимости приказа для организации составлять его следует в машинописном варианте при помощи компьютерных средств. Полагаться на почерк сотрудников не рекомендуется. Составленное на компьютере распоряжение потребуется распечатать на принтере для заверения подписями. Идеально подойдёт чистый лист бумаги формата А4 или фирменный бланк предприятия.
Пошаговая инструкция по составлению приказа
Начать составлять распоряжение следует с шапки. В ней отмечаем наименование юридического лица и его организационно-правовую форму. Указывать другие реквизиты организации необязательно.
Ниже по документу пишется название распоряжения (приказ о суммированном учёте рабочего времени). В этой же строке ему присваивается номер для внутреннего документооборота на предприятии.
Под названием отмечается дата составления документа и населённый пункт, в котором территориально располагается офис фирмы.
Далее следует основная часть приказа. Начинаем её с мотивировки. Необходимо сделать ссылку на норму законодательства, позволяющую использовать суммированный учёт, и объяснить причину принятия решения. Она будет уникальной для каждой компании.
Затем пишется слово «приказываю» и по пунктам утверждаются следующие положения:
- определяем, на кого будет распространяться режим учёта. Это может быть всё предприятие, отдельное структурное подразделение, сотрудники на конкретной должности или работник индивидуально;
- с какого числа начинает действовать новый регламент;
- устанавливаем учётный период (не более одного календарного года);
- утверждаем внесение изменение в правила внутреннего трудового распорядка;
- поручаем кому-то из подчинённых уведомить работников о новых правилах;
- отдаём распоряжение начальнику кадровой службы провести документальное оформление изменений в трудовые договоры с работниками;
- назначаем ответственного за исполнение настоящего распоряжения. Контроль может взять на себя руководитель фирмы лично.
Примерный образец
После правильного указания всех вышеперечисленных моментов составление приказа можно считать оконченным. Теперь потребуется заверить его подписями всех указанных в нём сотрудников. Главная подпись принадлежит руководителю организации.