Приказ о разработке должностных инструкций – это самостоятельный документ, в соответствии с которым руководитель предприятия может принять решение об использовании такого инструмента как должностные инструкции. Сегодня мы разберемся, что представляют собой должностные инструкции, обязательно ли они должны быть в каждой компании, причем здесь приказ директора и как правильно его оформить.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документуДолжностная инструкция
Должностная инструкция является внутренним документом предприятия, в котором прописываются должностные обязанности, закрепленные за конкретной должностью. Трудовой кодекс Российской Федерации не обязывает каждую организацию иметь должностные инструкции для штата, предполагая несколько альтернативных способов закрепления обязанностей. Например, они прямо могут быть прописаны в трудовом договоре или в одном из дополнительных соглашений.
Инструкции нужды, скорее для того, чтобы конкретизировать, чем человек должен заниматься на своём рабочем месте. Следует понимать, что вместе с должностными обязанностями за работником также закрепляется определенный перечень прав. Например, право запрашивать документы у коллег или же у представителей иного структурного подразделения.
Как показывает практика, столь детальная кадровая регламентация нужна далеко на каждой фирме и, как следствие, далеко не везде есть. По большому счету, она необходима лишь для того, чтобы более детально расписать, чем конкретно должен заниматься человек на работе, какими должностными полномочиями он обладает. Таким образом удается чётко разграничивать сферы ответственности между различными специалистами, чтобы в процессе работы не возникало путаницы.
Закрепление инструкций
Итак, если организация приняла решение о том, что в её работе необходимы должностные инструкции, придется каким-то образом воплотить такую инициативу в жизнь. Недостаточно будет просто издать приказ директора о введении локальной документации в работу, поскольку предварительно придется где-то эти самые инструкции взять. Самый лучший вариант – разработать самостоятельно. Для любого кадровика или же юриста эта задача не составит особых проблем.
Фактически должностная инструкция представляет собой расширенную редакцию раздела трудового договора, который говорит о правах и обязанностях сотрудника на рабочем месте. Трудовой кодекс Российской Федерации постановил, что на своём рабочем месте работник обязан выполнять лишь те обязанности, которые требуются от него официально, предполагаются для его должности. Например, директор компании не может отдать распоряжение о подготовке искового заявления бухгалтеру или менеджеру по продажам, равно как и бухгалтер по заработной плате не должен готовить проекты распорядительной документации.
Своим приказом директор фактически возлагает на сотрудника обязанность по исполнению соответствующего распоряжения в конкретные сроки. Если человек не уложится в отведенный для него временной промежуток, придется нести за это ответственность в рамках трудового законодательства. В теории может грозить ответственность в форме замечания или даже выговора.
Форма документа
Говоря о форме приказа о разработке должностных инструкций, следует отметить, что в настоящий момент госорганы весьма спокойно относятся к вопросу внутренней документации частных предприятий. Это означает, что сейчас и вовсе не существует каких-то конкретных бланков или шаблонов, которыми можно было бы руководствоваться при оформлении распоряжений такого толка. Следовательно, единственное, на что нам следует обратить внимание, – это общие правила делового документооборота, а также официальные бумаги схожего содержания.
Структурно приказ начальника должен состоять из шапки, описательно-мотивировочной и распорядительной частей, а также некоторых обязательных реквизитов. Каждый отдельно взятый структурный элемент имеет уникальные правила по части оформления, которых мы и должны будем придерживаться. Разберемся в деталях несколько позднее.
Разбираемся, как оформить приказ
Приказ о разработке должностных инструкций нам следует начать составлять с заполнения его шапки. В верхней части документа нужно прописать полное наименование компании, внутри которой и происходит всё мероприятие. Затем здесь же руководитель указывает название текущего распоряжения, присваивает ему уникальный номер согласно утвержденной на предприятии номенклатуре дел. Не забудем оставить дату и место формирования приказа. Под местом следует понимать не конкретный адрес, а лишь населенный пункт, в котором располагается головной офис фирмы.
Ниже по документу приступим к оформлению описательно-мотивировочной части нашего приказа. Здесь директор должен сослаться на имеющиеся у него основание и обоснование для издания такого распоряжения. В частности, можно сослаться на служебную записку одного из подчинённых. Далее начальник пишет слово «приказываю», начинает в столбик перечислять имеющиеся распоряжения по теме:
- возложить на такого-то сотрудника обязанность по разработке должностных инструкций;
- кадровику ознакомить сотрудников с содержанием настоящего приказа, довести до информацию о последствиях;
- оставить контроль за исполнением приказа на одного из руководителей.
В завершение работы с документом директор должен будет расписаться за всё вышеизложенное, расшифровать автограф. В таком виде распоряжение уже смело можно отправлять на исполнение. Фактически исполнять приказ будет кадровик, поскольку работа с личной документацией входит в его должностные обязанности.
Примерный образец