Претензия в банк – это документ, с которым в адрес кредитной организации может обратиться любой пользователь банковских услуг, чьи законные права и интересы были нарушены действиями финансовой компании. В рамках настоящего текста мы расскажем о самых популярных основаниях для предъявления претензий в адрес банка, приведём инструкцию по подготовке официальной бумаги и её предъявлению на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Споры с банками
Банковскими услугами так или иначе пользуются всех граждане без исключения. Это может быть дебетовая карта, кредитный заём, накопительный счёт, вклад или что-то ещё. Сама кредитная организация действует на основании ряда нормативных правовых актов, устанавливающих определённые правила их работы. В частности, речь идёт о следующих документах:
- ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон «О защите прав потребителей.
С точки зрения закона кредитные организации оказывают гражданам финансовые услуги, а значит, должны подчиняться положениям потребительского закона. Так, в случае нарушения прав клиента и отказа в их восстановлении в добровольном порядке банк будет ждать серьёзная ответственность перед потребителем, законом в целом. Речь может зайти о применении административного взыскания или банальной выплате неустоек своему клиенту.
Претензия или жалоба
Следует разобраться, чем претензия отличается от жалобы, ведь на первый взгляд это совершенно идентичные официальные бумаги. Если копнуть глубже, станет понятно, что у них не так уж и много общего.
Во-первых, жалоба адресуется не в сам банк, а в вышестоящий контролирующий орган. Это может быть Центробанк, Роспотребнадзор или прокуратура. Таким образом клиент уже привлекает к разбирательству третьих лиц в лице представителей государственных ведомств.
Во-вторых, жалоба содержит в себе лишь просьбу разобраться в вопросе, но никак не помогает банковскому клиенту восстановить свои нарушенные права. В случае с банком речь вероятнее всего пойдёт о блокировке счёта или несанкционированном списании денежных средств, а это можно расценить как убытки или неосновательное обогащение.
О том, как правильно пожаловаться на кредитную организацию, мы уже рассказывали в другом нашем материале, опубликованном на сайте.
Основания для претензии
В силу того, что банки оказывают финансовые услуги различного характера, на практике можно выделить несколько самых популярных нарушений прав граждан. Рассмотрим некоторые из них.
Первое – навязывание дополнительных услуг и их несанкционированное подключение. Потребительский закон, равно как и ГК РФ, запрещают навязывание услуг, то есть ограничение в предоставление одной услуги до тех пор, пока не будет подключена другая. Пожалуй, это самое распространённое нарушение прав клиентов банка. Придя в отделение кредитной организации, вам, вероятнее всего, предложат целый ворох услуг, начиная от СМС-рассылки и заканчивая онлайн-кинотеатром. Более того, особо ушлые сотрудники могут отказать вам в получении базовой банковской услуги до тех пор, пока вы не подключите условный онлайн-кинотеатр. Здесь претензия будет заявляться по поводу отключения ненужной услуги.
Второе – списание денежных средств. Списать денежные средства без ведома держателя счёта могут только судебные приставы и сам банк. Так, кредитные организации имеют право заниматься списанием на основании полученных от взыскателя исполнительных документов (исполнительный лист или судебный приказ). Если вы уверены, что никаких оснований для списания средств с вашего счёта нет, однако деньги куда-то ушли, смело обращаемся с претензией, требуем возвратить их назад вместе с процентами за каждый день пользования ими.
Третье – изменение условий кредитного договора в одностороннем порядке. Сюда можно отнести повышение процентной ставки или увеличение размера суммы ежемесячного платежа. Все подобные моменты должны обсуждаться с клиентом банка, не могут производиться без его ведома, согласия.
Инструкция по составлению претензии
В первую очередь при работе с претензией мы уделим внимание её шапке. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование организации, с которой у вас заключен договор об оказании любой банковской услуги, ФИО и должность руководителя её местного отделения, а также юридический адрес офиса. Здесь же оставим ФИО банковского клиента, который и обращается с претензией, серию и номер его паспорта, а также место прописки.
Следующим шагом отмечаем, что вы являетесь клиентом банка, имеете в нём счёт, оформляли кредит, ипотеку, страховку или что-то ещё. Потребуется сослаться на заключённый с кредитной организацией договор, указав дату его составления и уникальный регистрационный номер.
Ниже по документу утверждаем, что организация каким-то образом нарушила ваши права как клиента банка. Указываем, какие именно нарушения были совершены в вашем отношении, разъясняем, как мы их квалифицируем. Если речь идёт о списании денег, потребуется чётко обозначить денежные суммы. Нелишним будет отметить и ФИО сотрудника отделения банка, с которым вы взаимодействовали в офисе.
В завершение работы с документом обращаемся к представителю банка, выдвигаем свои требования по прекращению осуществления незаконных действий или возврате денежных средств. Если в течение тридцати дней никто так и не выйдет на связь либо будет получен отказной ответ, смело обращаемся в суд общей юрисдикции. Процедура займёт несколько месяцев, тем не менее вы сможете добиться результата.
Примерный образец