Повторная претензия – это документ, который заявитель требований может направить в адрес своего контрагента в том случае, если на первое обращение ответа не последовало или он не удовлетворил отправителя. Сегодня мы расскажем, в каких случаях имеет место составление и направление повторной претензии, приведём общие правила её формирования.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Обращение с претензией
Обращение с претензией имеет место во всех сферах правовых отношений между лицами. Речь может идти о нарушении договорных обязательств юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, нарушении потребительских прав человека и гражданина. В определённых законом случаях претензия является обязательной официальной бумагой, без которой перевести спор в судебную плоскость попросту не выйдет, но не во всех. Предполагается, что стороны конфликта должны попытаться решить недопонимания в мирном ключе, снижая тем самым нагрузку на судебную систему и должностных лиц.
Как бы то ни было, узнать о том, необходима ли претензия в вашем конкретном случае, можно из анализа норм действующего законодательства. В случае коммерческих отношений изучаем нормы Гражданского кодекса РФ, а при потребительском споре – Закон «О защите прав потребителей».
Сроки ответа
Не существует какого-то общего срока подготовки ответа на претензию, так как в каждом отдельно взятом случае временные рамки будут несколько изменяться. Например, при обращении с претензией по низкому качеству поставки услуги отопления в жилом помещении в зимний период, обработать такой запрос обязаны в течение нескольких суток, а в идеале – в тот же день. Потребительский закон в свою очередь также предусматривает различные сроки – от семи до тридцати дней.
Что касаемо договорных правоотношений, то здесь общепринятым сроком можно назвать тридцать календарных дней, так как именно такой временной промежуток предлагается должнику на рассмотрение обращения, подготовку ответа и удовлетворение требований в добровольном порядке. В том случае, когда законодатель не требует направления претензии, однако лицо всё-таки решило попытаться решить конфликт мирно, сроки ответа устанавливает заявитель требований, прямо прописывает их в тексте претензии.
Повторная претензия
Повторное направление претензии имеет место в тех случаях, когда контрагент не исправил все указанные ему недостатки с первого раза. В случае с расторжением договора найма жилого помещения по инициативе наймодателя порядок с направлением двух последовательных претензий прямо установлен в Жилищном кодексе РФ. Если квартиранты не отреагировали на первое требование по прекращению нарушений, наймодатель отправляет им повторное обращение. В случае игнорирования второго документа у собственника жилого помещения появится возможность обратиться в суд с исковым заявлением.
Если на законодательном уровне требование о направлении двух и более претензий не установлено, заявитель требований вправе определить такой порядок самостоятельно. Таким образом контрагент поймёт ваши намерения разрешить спор мирным путём.
Форма документа
Несмотря на то, что претензия как документ упоминается я ряде нормативных правовых актов, ни один законодательный документ не утверждает её формы. Предполагается, что граждане вправе самостоятельно оформить официальную бумагу в свободной форме, руководствуясь лишь общими правилами делового документооборота и деловой этики. Написать текст претензии допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютера и соответствующего офисного программного обеспечения. Носителем информации всегда выступит чистый лист бумаги формата А4.
Следует помнить, что в том случае, если контрагент не удовлетворит требования в добровольном порядке, копию претензии потребуется предъявлять в суд, а значит, её внешний вид должен быть соответствующим.
Инструкция по составлению претензии
Повторная претензия по своему содержанию отчасти должна повторять первый экземпляр документа, за небольшими изъятиями. Так, в шапке, как и в первый раз, потребуется отметить, кому и от кого предъявляются требования. Если стороной спора является юридическое лицо, обозначим полное наименование компании, организационно-правовую форму, ФИО и должность руководителя, юридический адрес. Для гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью, оставим его ФИО, серию и номер паспорта. Заявитель требований в шапке должен обозначить средство обратной связи: номер сотового телефона, адрес для корреспонденции или e-mail.
Ниже по документу начинаем формировать основной блок. Отмечаем, что ранее уже направлялась одна претензия, однако, вследствие того, что в прошлый раз требования не были удовлетворены, лицо вынуждено обращаться повторно. Указываем, какие правоотношения связывают контрагентов, дату обращений с требованиями в первый раз. Дальнейшее содержание будет зависеть от характера отношений, сложившихся между сторонами спора. В общем и целом, нам придётся практически полностью переписать текст первой претензии, дополнив обновлением ситуации, произошедший за период между первым и вторым документом.
Следующим шагом обращаемся к представителю получающей стороны, повторно требуем удовлетворить требования. Сами требования за этот период могут изменяться как в меньшую, так и в большую сторону.
Примерный образец
Подписываем повторную претензию, отправляем по почте или вручаем экземпляр нарочным способом. Если и во второй раз не выйдет добиться ожидаемого результата, следует обращаться в суд.