Коллективная жалоба жильцов дома – это документ, с которым могут выступить группа инициативных граждан, недовольных качеством оказываемых им жилищно-коммунальных услуг. Сегодня мы расскажем, в каких случаях жильцам многоквартирных домов следует жаловаться и куда, как правильно сформировать подобную официальную бумагу, чем коллективное обращение отличается от индивидуального.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Жалобы жильцов дома
Жильцы многоквартирных домов согласно положениям Жилищного кодекса РФ получают от ряда организаций определённые жилищно-коммунальные услуги. Сюда можно отнести отопление, водоотведение, вывоз твёрдых коммунальных отходов, уборку помещений общего пользования и так далее. Каждую услугу из вышеперечисленных оказывают разные организации. Так, за отопление отвечает генерирующая организация, за подачу холодной воды – местный водоканал, вывоз ТКО – региональный оператор, а уборка помещений общего пользования – управляющая компания или ТСЖ.
Перед тем, как приступить к оформлению жалобы на бумаге, следует определиться, какая именно организация выполняет свою работу недобросовестно. Определившись, можно начинать работу по сбору подписей.
Коллективная или индивидуальная
В силу того, что в современных жилых домах проживает большое количество граждан, возникает вероятность, что многие из них будут недовольны качеством оказываемых им услуг, а значит, им имеет смысл объединиться в один коллектив. Регламент рассмотрения жалоб граждан приводится в двух правовых документах:
- в Законе «О защите прав потребителей», если речь идёт о частной организации;
- в 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» в случае заявления жалобы в государственный орган.
Ни один нормативный акт не разделяет понятия коллективного и индивидуального обращения. Таким образом получается, что с юридической точки зрения нет никаких различий в том, сколько человек подпишется под жалобой. Тем не менее на практике разница всё-таки имеется. Здесь всё будет зависеть от организации, в которую вы адресуете жалобу. Если проигнорировать запрос одного гражданина ещё можно, рассмотрев его «спустя рукава», то вот проигнорировать обращение группы лиц будет уже не так просто.
Здесь играет роль фактор общественного резонанса, который может подняться в случае не разрешения вопроса в кратчайшие сроки. Дело может дойти до прокуратуры или даже суда.
Куда жаловаться
Пожаловаться на качество коммунальных услуг можно как непосредственно в саму коммунальную организацию, так и в государственный контролирующий орган. В принципе, если вы не предпринимали попыток связаться с представителями коммунальной службы по телефону и вовсе никак не проявляли свою позицию, имеет смысл начать именно с обращения в адрес поставщика услуги. В тех ситуациях, когда проблема тянется уже длительное время, коммунальная организация о ней знает, однако не собирается её решать, следует сразу же обращаться в госучреждения.
Первым местом куда следует обратиться будет Государственная жилищная инспекция. Этот орган государственной власти осуществляет надзор за соблюдением жилищного законодательства в каждом отдельно взятом субъекте федерации. Сотрудники ведомства обладают рядом полномочий, позволяющих направлять в коммунальные организации официальные запросы и даже выезжать на места с проверкой.
Роспотребнадзор следит за соблюдением потребительского законодательства. В силу того, что коммунальные службы оказывают гражданам коммунальные услуги, к ним применяются положения Закона «О защите прав потребителей», а значит, Роспотребнадзор может вмешаться.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законодательства во всех сферах без исключения, что позволяет прокурору принимать к своему производству жалобы граждан практически по любому основанию. При необходимости вопрос будет передан в руки инспектора ГЖИ или Роспотребнадзора.
Инструкция по составлению жалобы
Коллективная жалоба жильцов дома будет состоять из трёх структурных элементов. Во-первых, мы обратим внимание на шапку документа. В правом верхнем углу листа бумаги потребуется прописать, кому адресуется обращение, от кого, по какому вопросу. Для этого укажем полное наименование организации со стороны получателя, ФИО и должность её руководителя, а также юридический адрес ведомства. Затем здесь же обозначим, от кого бумага заявляется. В качестве данных о коллективе пропишем его общее название: «от жильцов дома № 5 по улице Красина». Отдельно выделяем представителя коллектива, который и будет вести диалог с должностным лицом госоргана, указываем номер его сотового телефона для связи.
Ниже по документу приступаем к основному блоку. Утверждаем, что жильцы дома недовольны качеством оказываемой им коммунальной слуги. Разъясняем сложившуюся на сегодняшний день ситуацию более подробно, оставив ссылки на предшествующие настоящему обращению попытки связаться с поставщиком услуги, решить вопрос мирно и так далее. В качестве доказательств своей позиции прикладываем к жалобе свидетельствующие материалы. Это могут быть, например, фотографии переполненных мусорных баков, мусор в подъезде или что-то ещё.
Следующим шагом мы обращаемся к должностному лицу, просим его принять нашу жалобу к производству, провести разбирательство по вопросу. В завершение работы с документом мы заверяем его автографами каждого участника коллектива, прописываем их серии и номера паспортов, ФИО.
Примерный образец