Коллективная жалоба на сотрудника – это документ, который может носить, как внутренний, так и внешний характер. Разбираемся, в каких случаях может иметь заявление подобной официальной бумаги, кому и от кого она подаётся, как правильно её оформить.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Внутренняя жалоба
Внутренняя жалоба на сотрудника применяется в тех случаях, когда работники какого-либо предприятия решили коллективно пожаловаться на своего коллегу руководителю. Проблема может быть в систематическом нарушении трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, низкой компетенции специалиста или банальных межличностных отношениях. Как бы то ни было, если весь коллектив недоволен одним конкретным сотрудником, это веский повод для руководства задуматься над кадровыми перестановками. Даже если с правовой точки зрения человек не нарушил ни одной нормы, плохая атмосфера в рабочем коллективе безо всякого сомнения негативно скажется на результатах работы всего отдела.
Внутренняя жалоба будет подаваться сотрудниками компании её руководителю, останется в рамках одного конкретного предприятия. Сроки рассмотрения не утверждаются ни одним нормативным актом. Более того, директор не обязан принимать какого-либо конкретного решения по факту рассмотрения подобного обращения.
Подать жалобу можно через отдел кадров или заместителя директора либо вручить в руки непосредственно самому начальнику. Здесь всё будет зависеть от внутренней структуры фирмы, организации рабочего процесса.
Внешняя жалоба
Жалоба на сотрудника компании может поступить и извне, от клиентов. Обычно это происходит с организациями, взаимодействующими с потребителями. Это может быть магазин или компания, оказывающая гражданам те или иные услуги. Итак, если один конкретный сотрудник стал предметом недовольства сразу нескольких посетителей, да так, что они решили скооперироваться и составить коллективную жалобу, вероятнее всего этот человек довольно грубо вёл себя с клиентами. Скорее всего в жалобе речь пойдёт о хамстве или даже обмане с использованием служебного положения.
Правила рассмотрения жалоб граждан предусмотрены лишь для государственных структур. Речь идёт о 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Частная компания и вовсе может никоим образом не реагировать на подобные обращения, оставив вопрос на самотек. Как показывает практика, если игнорировать желания своего целевого клиента, бизнес вскоре пойдет на спад.
Чего можно добиться
Руководитель предприятия согласно Трудовому кодексу РФ имеет возможность применять в отношении своих подчинённых определённые штрафные санкции. Нормативный правовой акт ограничивает сферу влияния работодателя на работника, предлагая к применению лишь меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение. Лишить сотрудника премии или заслуженного отпуска без нарушения трудовых прав не выйдет.
Конкретная мера наказания будет зависеть от самого проступка, степени его тяжести. Кстати, уволить без веской причины нельзя. ТК РФ предусматривает исчерпывающий перечень ситуаций, которые могут послужить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Хамское поведение с клиентом сюда не относится.
Форма документа
Форма коллективной жалобы на сотрудника признаётся практиками свободной, так как ни один законодательный акт не предусматривает каких-либо общеобязательных унифицированных бланков для её составления. Документ всегда оформляется в свободной форме, а заявители вправе самостоятельно определить, как именно будет выглядеть их обращение. Безусловно, потребуется соблюдать определённую структуру, однако в вопросах внешнего оформления исполнители жалобы могут быть по большей части предоставлены сами себе.
Написать текст самой жалобы допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. В принципе, оба варианта регулярно встречаются на практике, однако печатный вариант всё равно выглядит более приоритетно, так как будет иметь более деловой внешний вид.
Инструкция по составлению жалобы
Начинаем процесс составления жалобы с заполнения её шапки. В правом верхнем углу листа бумаги укажем, кому подаётся документ, от кого. В качестве заявителя не нужно перечислять весь коллектив, ведь достаточно будет обозначить его представителя. О получателе пропишем полное наименование организации, ФИО и должность её руководителя, а также юридический адрес согласно выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Ниже по документу мы начинаем разъяснять, что конкретно стало поводом для обращения. Утверждаем, что сразу у нескольких граждан возникли проблемы с сотрудником предприятия. В подробностях описываем, что произошло, каким образом работник не угодил клиентам, нарушил их права. Если имеются какие-то доказательства помимо показаний нескольких свидетелей, приобщаем их к жалобе, оформляем в качестве приложений. Это могут быть фотографии, видеозаписи, документы.
Следующим шагом обращаемся к руководителю фирмы, просим принять меры в отношении своего подчинённого. В завершение работы с документом каждый из заявителей должен оставить свой автограф, указать свои паспортные данные. Подписывая жалобу, вы соглашаетесь со всем, что указано в её содержательной части, с выдвинутыми обвинениями в отношении сотрудника.
Примерный образец