Исковое заявление к прачечной – это судебный процессуальный документ, могущий стать основанием для возбуждения гражданского дела при обращении в суд. В материале мы рассмотрим правовой аспект вопроса, разберёмся в нормах действующего законодательства, а также расскажем, как правильно составить иск и предъявить его в орган правосудия.

Споры с прачечной

Все споры с прачечными можно разделить на две большие группы: потребительские и не потребительские. В первом случае истцом будет выступать физическое лицо, то есть гражданин, а во втором – индивидуальный предприниматель или юрлицо. Процедура разрешения спора будет проходить несколько иначе в различных ситуациях, а также будут изменяться исковые требования. Разберёмся в этом вопросе поподробнее.

Прачечная предоставляет услуги по стирке вещей. Между сторонами заключается договор возмездного оказания услуг. Если цена договора небольшая, как это обычно и бывает с потребителями, стороны не составляют письменный вариант соглашения, обходясь исключительно квитанцией или чеком. Как бы то ни было, должна быть составлена хоть какая-то официальная бумага, подтверждающая действительность правоотношений, факт приёма-передачи вещей с одной стороны и денежных средств с другой.

Потребительский спор

Если от действий недобросовестного контрагента пострадало физическое лицо, будут применяться положения Закона «О защите прав потребителей». Законодатель установил, что потребитель должен получать от организаций услуги надлежащего качества. Любое значительное ухудшение состояния предмета гардероба станет поводом для недовольства, последующего разбирательства.

Потребительский закон позволяет взыскать с ответчика не только денежные средства в качестве возмещения убытков (на приобретение новой вещи или её ремонт), но также неустойку, моральный вред и штраф. Неустойка будет исчисляться как один процент умноженный на цену договора умноженное на каждый день просрочки удовлетворения претензии. Штраф назначается в размере 50 процентов от удовлетворённой решением суда денежной суммы. Что до морального вреда, то здесь истец вправе предъявить практически любую денежную сумму по своему усмотрению, тем более что законодательство освобождает истца по потребительскому иску от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде.

Судебная практика показывает, что суд обычно удовлетворяет компенсацию морального вреда в сумме от одной до пяти тысяч рублей, за редкими исключениями.

Спор между юридическими лицами

Прачечная всегда по умолчанию является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, так как только таким образом можно оказывать услуги населению и иным субъектам гражданских правоотношений. Многие крупные организации на постоянной основе пользуются услугами прачечных. Как правило, речь идёт о стирке спецодежды, служебной формы и так далее. В роли заказчика обычно выступает какое-то производственное предприятие: завод, комбинат, ферма и так далее. Между сторонами всегда должен быть заключён возмездного оказания услуг по стирке одежды.

Любое отклонение от условий договора повлечёт за собой штрафные санкции, которые можно взыскать по решению суда. Порча одежды, пропуск срока, односторонний отказ от исполнения обязательств и многое другое послужит основанием для начисления неустойки.

Подсудность

Юридические споры между субъектами предпринимательской деятельности подсудны арбитражным судам. Что касаемо конфликтов между гражданами и юридическими лицами, то здесь придётся обращаться в суды общей юрисдикции, система которых разделена как по вертикали, так и по горизонтали. Потребительский закон позволяет истцу самостоятельно определиться с территориальной подсудностью, сделать выбор между:

  • судом по месту прописки истца;
  • судом по месту регистрации ответчика;
  • судом по месту заключения договора.

Вертикальная подсудность определяется исходя из цены иска, то есть совокупности заявленных требований. Всё, что превышает 50 000 рублей, отправляется в районный (городской) суд, а ниже – подсудно мировому судье судебного участка.

Рассказываем, как правильно составить иск

Составляя исковое заявление, обратим внимание на его преамбулу. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем наименование суда, а также его адрес. Здесь же указываем ФИО истца, серию и номер его паспорта, место прописки, дату и место рождения. Далее обозначаем сведения об ответчике. В силу того, что в роли ответчика выступает юридическое лицо или ИП, информацию о нём можно найти в открытых источниках, а именно в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Выписка заказывается в формате онлайн, готовится считанные секунды.

Ниже по документу формируем описательно-мотивировочную часть. Начинаем её с самого факта обращения в прачечную, ссылаемся на имеющуюся квитанцию или договор. Далее укажем, что именно не устроило истца в действии исполнителя: сроки, качество исполнения или что-то ещё. Затем ссылаемся на отправленную контрагенту претензию с требованием об устранении недостатков.

Если имеется желание взыскать неустойку, придётся самостоятельно рассчитать её размер. Проводим расчёт, приобщаем его к иску. Судья, рассматривающий дело, должен проверить расчёт.

Примерный образец

Следующим шагом выдвигаем исковые требования. В качестве минимума можно затребовать компенсацию затраченных денежных средств, а при желании можно прибавить ещё неустойку, штраф и моральный вред.

Подписываем иск, отправляем один экземпляр по адресу ответчика, а второй – в суд. Рекомендуем один экземпляр оставить для себя.