Исковое заявление к химчистке – это самостоятельная официальная бумага, которую любой потребитель вправе предъявить в суд, если его имущество (одежда) пострадало в результате действий сотрудников прачечной. В материале мы рассмотрим, как правильно составить иск, предъявить его в суд, а также разберёмся, что можно потребовать с недобросовестного контрагента.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Споры с химчисткой
Споры с химчисткой на практике встречаются довольно часто, как следствие некомпетентности работников, принимающих вещи на обработку, а также использования некачественных материалов. Химическая обработка предметов одежды требует определённых познаний и опыта, ведь для каждого отдельно взятого элемента гардероба предусмотрены свои правила очистки. Речь идёт о температуре и составе химикатов, которыми и будут обрабатываться предметы. Если допустить ошибку в определении типа вещи, можно испортить её товарный вид или даже полезные свойства. Так, внутренняя подкладка может вытянуться ниже внешнего покрытия, пух в пуховике примяться и так далее. За всё это ответственность будет нести исполнитель, то есть химчистка.
Договор с химчисткой
Химчистки, как правило, не заключают с клиентами бумажных договоров, составляя лишь квитанцию. Заказчик получит на руки корешок квитанции или чека, подтверждающие, что он в действительности передал предмет на обработку. По своей юридической природе правоотношения с химчисткой подходят под описание договора возмездного оказания услуг. Исполнитель по просьбе заказчика и за определённую плату оказывает ему вполне конкретные услуги по химической обработке одежды. Такая правовая квалификация позволяет отнести договор к потребительским, а значит, здесь можно применять нормы Закона «О защите прав потребителей».
Потребительский закон, понимая, что потребитель по отношению к продавцу (в данном случае исполнителю заказа) изначально находится в заведомо слабом положении, наделяет его дополнительными привилегиями. Так, в случае нарушения потребительских прав гражданина недобросовестным контрагентам можно будет затребовать не только возврата уплаченных денежных средств, но также компенсации морального вреда, неустойки за просрочку исполнения обязательств и штрафа в размере 50 процентов от суммы, удовлетворённой по решению суда.
Моральный вред
Возмещение морального вреда в некоторых категориях споров является чуть ли не обязательным требованием. Безо всякого сомнения порча элементов гардероба человека принесёт ему нравственные и психические страдания, что и станет поводом для заявления требования на возмещение моральных страданий. Данное требование станет особенно актуальным, если вещь представляет для истца большее значение, нежели просто повседневная одежда.
Подсудность и госпошлина
Перед тем, как обращаться в суд с исковым заявлением, потребуется разрешить вопрос подсудности. Это крайне важно, ведь в случае допущения ошибки исковое заявления возвратят истцу как поданное со значительными недостатками. Разобраться в подсудности потребительского спора нам помогут два нормативных правовых акта: Гражданский процессуальных кодекс и Закон «О защите прав потребителей». Потребительский закон позволяет предъявлять иски не только к продавцам, но также и к производителям, которые зачастую располагаются в отдалённом от заявителя требований регионе. Именно поэтому законодатель определил для потребительских споров альтернативную подсудность.
Истец вправе обратиться в один их следующих судов по своему выбору:
- суд по адресу регистрации ответчика;
- суд по месту прописки истца;
- суд по месту заключения договора.
Что касаемо выбора между районным (городским) судом и мировым судьёй, то здесь всё будет зависеть от цены иска. Если она превышает 50 000 рублей, заявляемся в районный суд. Всё, что ниже указанной в ГПК суммы, переходит по подсудности мировому судье.
В большинстве случаев обращения в суд истцу потребуется уплатить госпошлину в качестве погашения судебных расходов, понесённых судом при рассмотрении гражданского дела. Закон «О потребителях» освобождает истца от уплаты пошлины вовсе, предполагая, что она впоследствии будет взыскана с ответчика по судебному решению.
Рассказываем, как правильно составить иск
В правом верхнем углу листа бумаги мы размещаем общие реквизиты и сведения о деле, которые позволят судье определить, подсудно ли оно ему. Прописываем наименование суда, его адрес, а также ФИО истца, место его регистрации, серию и номер паспорта. Ответчиком по потребительскому спору всегда будет являться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, сведения о которых можно найти в открытых источниках, а именно в ЕГРЮЛ или ЕГРИП соответственно.
Ниже по документу переходим к формированию описательно-мотивировочной части иска. Здесь истец должен разъяснить сложившуюся ситуацию, а также свою правовую позицию относительно инцидента. Указываем на сам факт передачи одежды в химчистку, а также на имеющуюся на руках квитанцию или чек. Все доказательственные материалы должны быть отсканированы и прикреплены к исковому заявлению.
Обозначаем, что в адрес химчистки была направлена письменная претензия с требованием о возмещении причинённых убытков, приобщая скан претензии. За каждый день просрочки исполнения требования потребителя контрагенту начисляется неустойка в размере 3 процентов от общей суммы.
Примерный образец
Следующим шагом переходим к выдвижению требований. Просим суд взыскать с ответчика денежные средства в твёрдой сумме в качестве компенсации причинённого вреда, морального ущерба, неустойки, а также семейного штрафа. Подписываем иск, отправляем один экземпляр ответчику, а второй в суд.