Акт простоя по вине заказчика – это документ, фиксирующий фактическую приостановку выполнения работ по вине одного из контрагентов.

Простой

Под простоем принято понимать приостановку осуществления работ. Приостановка может быть связана с:

  • форс-мажором;
  • невыполнением обязанностей заказчиком;
  • неисполнение условий договора исполнителем.

В любом случае вне зависимости от виновных лиц потребуется зафиксировать сам факт простоя.

Простой по вине заказчика

Простой по вине заказчика подразумевает ненадлежащее исполнение условий соглашения со стороны одной из сторон. Как правило, такая ситуация имеет место в случае, когда заказчик обязался поставлять для выполнения работ материалы, оборудование, технику, но фактически этого не сделал. Исполнить за каждый день простоя несёт убытки.

Зачем фиксировать простой

Фиксация простоя происходит прежде всего в интересах невиновной стороны, то есть исполнителя. Задокументированный факт простоя станет основанием для выдвижения претензии заказчику. Если конфликт не урегулируется путём переговоров, исполнитель имеет право защищать свои права в суде. Споры подобного характера относятся к компетенции арбитражных судов.

Процедура

Зафиксировать простой следует как можно раньше, ведь роль играет каждый день. Для этого на месте осуществления работ экстренно собирается комиссия из представителей обеих сторон соглашения. Желательно включить в кадровый состав сотрудников, занимающих руководящие должности на предприятии. Это может быть заместитель директора, бригадир и так далее.

Отказ от подписания

Члены комиссии фиксируют сам факт простоя, заверяя официальную бумагу своими автографами. Может случиться ситуация, в которой представитель заказчика откажется подписать акт. В этом случае официальная бумага заверяется подписями всех остальных членов комиссии, составляется отдельный документ – акт об отказе подписать акт. Многие ошибочно полагают, что смогут уйти от ответственности путём отказа от заверения официальных бумаг.

Кто пишет акт

По общему правилу бремя по составлению акта лежит на инициирующей процедуру стороне, то есть на представителе исполнителя. Как правило, именно он и является председателем комиссии. Выбранный сотрудник должен обладать определённым опытом работы с подобной документацией. Все остальные члены комиссии лишь оставляют на документе свои автографы, тем самым подтверждая и соглашаясь с обозначенными в нём сведениями.

Что именно следует обозначить в официальной бумаге

В документе обязательно должны найти отражение моменты, максимально подробно описывающие простой. Таким образом в акте следует обозначить:

  • дату и время начало простоя;
  • причину простоя;
  • виновных в простое лиц;
  • какой именно пункт соглашения был нарушен;
  • предполагаемое время устранение причин простоя;
  • какие именно работники пострадали от действий/бездействия заказчика.

Выше был представлен лишь примерный перечень положений. По желанию контрагентов в официальной бумаге можно отметить и другие важные для сторон моменты.

Форма документа

На сегодняшний день не существует общеобязательного унифицированного бланка для составления акта простоя по вине заказчика. Настоящий документ, как и все другие, составляется представителями контрагентов в свободной форме. Необходимо учесть, что к официальной бумаге в свободной форме также предъявляются определённые требования, касающиеся как формы, так и содержания:

  • чёткая структура документа;
  • деловой стиль языка;
  • ссылки на законодательство, договоры;
  • обозначение реквизитов;
  • наличие подписей всех упомянутых в тексте лиц.

Написать акт рекомендуется на фирменной бланке организации. Так председатель комиссии сэкономит определённое количество времени, а документ будет иметь более презентабельный вид. В случае отсутствия такового имеется возможность воспользоваться чистым листом бумаги формата А4, однако в таком случае сведения об организации придётся прописывать вручную.

Исполнить текст документа допускается одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в печатном виде при помощи компьютерных средств. В силу того, что акта составляется непосредственно на объекте, ни о каком машинописном виде речи не идёт. Официальная бумага всегда пишется председателем комиссии от руки. Необходимо отметить, что способ изложения текста ни коим образом не отразится на юридической силе акта.

Объясняем, как правильно составить акт

По своей структуре акт можно условно разделить на три составные части: реквизиты, основную часть с описанием подробностей простоя и подписи членов комиссии. Начать работу с официальной бумагой следует с обозначения реквизитов. Необходимо обозначить:

  • наименование организации-исполнителя;
  • дату, место и время составления акта;
  • уникальный номер настоящего документа для документооборота в фирме и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел.

Далее отмечаем, что в целях фиксации простоя была сформирована комиссия из представителей обеих сторон договора, перечисляем её кадровый состав, указываем ФИО и должность согласного штатному расписанию каждого её члена.

Затем обозначаем причины простоя, ссылаемся на конкретный пункт договора, который нарушил заказчик. Определяем круг сотрудников, бездействующих по вине контрагента. Если без работы остались все работники, следует это также отметить. Фиксируем точное время простоя: с первого дня до настоящего момента.

Примерный образец

На этом работа с официальной бумагой подходит к концу. Все члены комиссии должны проставить на акте свои подписи (с расшифровкой), подтверждая тем самым достоверность обозначенных в нём сведений. Как только все автографы будут прописаны, документ передаётся на предприятие для принятия руководством дальнейших управленческих решений. Необходимо учесть, что по общему правилу составляется 2 экземпляра, обладающих равной юридической силой.