ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2008 г. N 01-1/6-07
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе: председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Керимбаевой А.Ш., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н., Генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А., специалиста Петровского К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании пункта 4 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года (далее - Правила от 30 ноября 2000 года), и Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (Приложение 1 к Правилам определения страны происхождения товаров).
В запросе Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, может ли использование усовершенствованных технологических процессов, отличных от процессов, указанных в третьей колонке Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (далее - Перечень), рассматриваться как выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место, в смысле подпункта б) части второй пункта 4 Правил от 30 ноября 2000 года.
Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., обсудив заключения Генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А., специалиста Петровского К.Г. и исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Экономический Суд СНГ осуществляет толкование, руководствуясь статьями 31, 32 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.
В Содружестве Независимых Государств правовую базу при определении страны происхождения товаров составляют Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года; Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года с поправками, внесенными Протоколом от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года); Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года.
Соглашение от 15 апреля 1994 года вступило в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация подписала Соглашение от 15 апреля 1994 года и применяет временно, до завершения внутригосударственных процедур. Туркменистаном Соглашение от 15 апреля 1994 года применяется временно, до передачи депозитарию сведений о завершении внутригосударственных процедур, и действует в редакции от 15 апреля 1994 года, поскольку им не подписан Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение от 15 апреля 1994 года.
Правила от 30 ноября 2000 года вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины. Республика Узбекистан и Туркменистан Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах от 30 ноября 2000 года не подписали. В отношениях между этими государствами, а также между ними и государствами, подписавшими Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, применяются Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года (далее - Правила от 24 сентября 1993 года).
Правила от 30 ноября 2000 года применяются к товарам, которые происходят из государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года и находятся в торговом обороте между этими государствами.
Страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения от 15 апреля 1994 года, где товар полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке (пункт 1 Правил от 30 ноября 2000 года). В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, определение страны происхождения товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки. Понятие "критерий достаточной обработки/переработки" в соответствии с Правилами от 30 ноября 2000 года означает, что товар считается происходящим из страны, где был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Данное положение носит общий характер и уточнено специальной нормой пункта 4 Правил от 30 ноября 2000 года, согласно которой "критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:
а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;
б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции".
Изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков как основной критерий достаточной обработки/переработки не применяется в отношении товаров, включенных в Перечень. Для таких товаров критерий достаточной обработки/переработки определяется на основании данного Перечня.
Норма о критерии достаточной обработки/переработки, закрепленная в подпункте б) части второй пункта 4 Правил от 30 ноября 2000 года, конкретизирована и может быть реализована исключительно в Перечне. В отличие от Правил от 30 ноября 2000 года Правила от 24 сентября 1993 года не содержат Перечень условий и операций, достаточных для определения страны происхождения товаров, в связи с чем подпункт б) части первой пункта 4 Правил от 24 сентября 1993 года на практике не применяется. Изучение материалов межгосударственной рабочей группы по подготовке проектов Правил от 30 ноября 2000 года и Перечня подтверждает, что целью принятия Перечня являлось обеспечение единого согласованного подхода к технологическому процессу и определение конкретных параметров степени достаточности обработки/переработки товара.
Условия, производственные или технологические операции, определяющие происхождение товаров, указаны в третьей колонке Перечня. Экономический Суд СНГ отмечает, что в Перечне применяется дифференцированный подход к различным группам товаров с точки зрения выполнения необходимых условий и/или производственных и технологических операций, достаточных для определения страны происхождения товара.
По ряду позиций Перечень прямо указывает на выполнение таких производственных или технологических операций (например, позиции 1504 - 1506 00 000, 2821 20 000). По некоторым товарным группам Перечнем установлено обязательное выполнение определенных операций и "других последующих операций" (1701, 2206 00). При этом "другие последующие операции" как завершающий этап обработки/переработки предполагают обязательность их выполнения, однако конкретные виды операций могут варьироваться в зависимости от используемого технологического процесса, сорта и типа получаемой конечной продукции. Использование специальных технологических операций, обеспечивающих готовому продукту характеристики, отличные от использованного сырья, без обозначения видов таких операций допускается только по одной из позиций Перечня (7006 00).
При отсутствии ограничений к выполняемым операциям в Перечне применяется термин "изготовление", означающий "выполнение любых видов производственных или технологических операций" (пункт 2.1 Примечания 2 к Перечню), и предусматривается обязательность соблюдения строго определенных условий, например: изготовление товаров из названных в Перечне материалов, продуктов (07 10 40 000, 0506, 0408); соблюдение правила адвалорной доли (1301, 1106 10 000); изготовление товаров в условиях специализированного производства (0207). В отдельных случаях Перечнем установлены требования к выполнению как производственных или технологических операций, так и условий (8702 - 8704, группа 34).
Независимо от того, какие условия и/или операции определены для конкретного продукта (товара), их объем, установленный Перечнем, является минимальным и обязательным. Выполнение меньшего объема условий и операций не определяет происхождение продукта в соответствии с Правилами от 30 ноября 2000 года (пункт 4.1 Примечания 4 к Перечню).
В связи с тем, что в Перечне предусмотрен "минимальный" объем условий и операций, Экономический Суд СНГ считает, что помимо указанных допускается выполнение дополнительно любых иных, в том числе усовершенствованных операций. Однако для придания товару статуса происходящего из страны, где были выполнены усовершенствованные производственные или технологические операции, необходимо, чтобы они включали обязательный минимум операций, определенный в Перечне.
В случаях, когда используются усовершенствованные производственные и технологические операции, но не выполнен минимальный объем, указанный в Перечне, такие операции могут рассматриваться как выражение критерия достаточной обработки/переработки товара при условии внесения поправок в Перечень в порядке, установленном Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года. В соответствии с пунктом 2 данного Решения Экономическому совету СНГ предоставлено "право вносить по мере необходимости изменения и дополнения в Перечень", что означает оперативное рассмотрение и внесение поправок в Перечень. Действующий порядок внесения поправок позволяет обеспечить сбалансированность взаимной торговли государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года и эффективную реализацию их взаимосогласованных интересов по вопросу определения страны происхождения товаров.
Экономический Суд СНГ отмечает, что критерий достаточной обработки/переработки фиксируется в сертификате о происхождении товара формы СТ-1, который однозначно свидетельствует о стране происхождения товара, носит оценочный характер и выдается на основании ряда документов, в том числе акта экспертизы.
Правилами от 30 ноября 2000 года предусмотрен механизм проверки безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенными органами, действующими от имени государства-импортера и решающими вопрос о предоставлении преференций импортируемому товару. В соответствии с пунктом 16 Правил от 30 ноября 2000 года в случае возникновения сомнений таможенные органы вправе обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения. По мнению Экономического Суда СНГ, из данной нормы следует, что таможенные органы государства-импортера не только вправе, но и должны при оценке достоверности сертификата формы СТ-1 или сведений, в нем содержащихся, строго соблюдать установленный порядок обращения в орган, его удостоверивший. Исходя из пункта 19 Правил от 30 ноября 2000 года, товар не считается происходящим из страны-экспортера до представления документов и/или сведений, подтверждающих его происхождение, - не только сертификата, но и дополнительно истребованных документов или уточняющих сведений относительно происхождения товара. К примеру, законодательства Республики Казахстан (пункт 6 статьи 41 Таможенного кодекса Республики Казахстан), Кыргызской Республики (пункт 4 статьи 33 Таможенного кодекса Кыргызской Республики) содержат аналогичные требования.
Товары, обработка/переработка которых выполнена с применением усовершенствованных операций, пропускаются в страну ввоза по общему правилу, установленному пунктом 20 Правил от 30 ноября 2000 года, без задержания. При этом в ряде государств осуществляется уплата таможенных пошлин по непреференциальным ставкам с последующим возвратом разницы между произведенными платежами и размером преференциальных пошлин (пункты 2, 3 статьи 36 Таможенного кодекса Кыргызской Республики, пункт 1 статьи 37 Таможенного кодекса Республики Таджикистан); в Грузии используется механизм таможенной гарантии согласно пункту 2 статьи 30 Таможенного кодекса Грузии. Правилами от 30 ноября 2000 года предусматривается дополнительный механизм, гарантирующий получение таможенных преференций (возврат уплаченных пошлин) в течение одного года с даты таможенного оформления товара (пункт 21). К товарам, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но в их отношении не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, режим свободной торговли применяется (восстанавливается) при условии получения надлежащего сертификата формы СТ-1 или других документов. Положения пунктов 20 и 21 Правил от 30 ноября 2000 года относятся в том числе и к товарам, включенным в Перечень, при обработке/переработке которых использованы новые, усовершенствованные технологические или производственные операции, но не соблюден минимальный объем операций, определенный Перечнем.
Таким образом, изложенное позволяет Экономическому Суду СНГ прийти к выводу о том, что использование усовершенствованных производственных и технологических операций может рассматриваться как выражение критерия достаточной обработки/переработки товара, если при этом выполняется минимальный объем условий и операций, указанный в Перечне.
Экономический Суд СНГ, проанализировав информацию, представленную министерствами юстиции, таможенными органами, торгово-промышленными палатами государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, отмечает, что национальное законодательство, касающееся определения страны происхождения товара, гармонизировано и в целом соответствует Правилам от 30 ноября 2000 года (Правилам от 24 сентября 1993 года). Вместе с тем в позициях, занимаемых большинством торгово-промышленных палат, уполномоченных на выдачу сертификатов, и таможенными органами государств - участников Содружества, предоставляющими режим зоны свободной торговли, имеются различия относительно определения страны происхождения товаров, при обработке/переработке которых использованы усовершенствованные операции.
Торгово-промышленные палаты Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Украины рассматривают использование усовершенствованных операций, не перечисленных или отличных от указанных в третьей колонке Перечня, но приводящих в результате их выполнения к приданию товару его характерных свойств, как выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где они имели место.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации указывает, что, если при производстве товара не были выполнены все предусмотренные Перечнем операции, заключение о российском происхождении товара не оформляется и сертификат формы СТ-1 не выдается. Белорусская торгово-промышленная палата занимает аналогичную позицию.
По сообщениям таможенных органов государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, товар, включенный в Перечень, считается происходящим из страны, в которой выполнены все условия, производственные и технологические операции, указанные для данной товарной позиции.
В целях обеспечения реализации Соглашения от 15 апреля 1994 года Экономический Суд СНГ считает необходимым обязательное взаимодействие уполномоченных и компетентных органов в вопросах выдачи, оценки и проверки подлинности сертификатов и сведений о происхождении товара.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде СНГ, пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств
решил:
Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств следующее толкование пункта 4 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, и Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (Приложение 1 к Правилам определения страны происхождения товаров).
1. Использование усовершенствованных производственных и технологических операций может рассматриваться как выражение критерия достаточной обработки/переработки товара, если при этом выполняется минимальный объем условий и операций, указанный в Перечне условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
2. В целях эффективного функционирования зоны свободной торговли рекомендовать правительствам государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года принять меры по обеспечению взаимодействия уполномоченных и компетентных органов в вопросах выдачи, оценки и проверки подлинности сертификатов о происхождении товара.
3. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.
4. Копию решения направить в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, в правительства государств - участников Содружества Независимых Государств.
5. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Председатель
Ф.АБДУЛЛОЕВ