1. Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. Инструкция по охране труда для слесаря механосборочных работ при техническом обслуживании и ремонте вагонных замедлителей в ОАО "РЖД" ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-241-2021 (далее - Инструкция) разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, технологическими и нормативными документами ОАО "РЖД" и устанавливает основные требования по охране труда для слесаря механосборочных работ (далее - слесарь или работник), выполняющего работы по техническому обслуживанию и ремонту вагонных замедлителей сортировочных горок железных дорог <1>.

--------------------------------

<1> В случае пересмотра нормативных правовых актов Российской Федерации, технологических и иных нормативных документов ОАО "РЖД", на которые сделаны ссылки в Инструкции, следует руководствоваться новыми редакциями этих документов.

На основе Инструкции в структурных подразделениях дирекций инфраструктуры, выполняющих техническое обслуживание и ремонт вагонных замедлителей сортировочных горок, должна быть разработана и утверждена (с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников) инструкция по охране труда для слесаря механосборочных работ при техническом обслуживании и ремонте вагонных замедлителей с учетом местных условий и специфики выполняемых работ (далее - местная инструкция). В местной инструкции должны быть учтены особенности конструкции и технологии обслуживания и ремонта эксплуатируемых замедлителей, возможность использования всех доступных средств связи с дежурным персоналом (дежурный по горке, диспетчер дистанции и т.п.) для безусловного обеспечения безопасного производства работ по техническому обслуживанию и ремонту замедлителей, приведены необходимые схемы маршрутов служебного прохода по территории подразделения (в отдельном приложении), перечень выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и место их хранения. Место хранения Инструкции определяет руководитель структурного подразделения дирекции инфраструктуры с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ней.

1.2. Работник должен лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции.

1.3. Работник должен проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажи по охране труда, обучение использованию (применению) СИЗ (при необходимости), стажировку на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда.

1.4. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию и ремонту вагонных замедлителей допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие установленным порядком:

медицинские осмотры (предварительные, периодические);

психиатрическое освидетельствование;

вводный инструктаж по охране труда;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте с практическим показом безопасных методов и приемов труда;

вводный и первичный противопожарные инструктажи;

профессиональное обучение и проверку знаний, в том числе:

по электробезопасности с присвоением не ниже II группы по электробезопасности электротехнологического персонала в соответствии с подпунктом 1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6, Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н и пунктом 6.4, подпунктом 6.19.8 стандарта ОАО "РЖД" СТО РЖД 15.013-2021 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 17 июня 2021 г. N 1325/р;

обучение приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока с учетом специфики обслуживаемых (эксплуатируемых) электроустановок;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте с проверкой знаний на I группу безопасности в соответствии с проведенной руководителем структурного подразделения дирекции инфраструктуры оценкой профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты.

В процессе трудовой деятельности работники должны систематически повышать свои практические и теоретические знания по охране труда, электро- и пожарной безопасности и проходить:

внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

внеплановые и целевые противопожарные инструктажи;

инструктажи по правилам применения и простейшим способам проверки исправности СИЗ с тренировкой навыков по их применению - во время повторных, внеплановых и целевых инструктажей по охране труда;

профессиональное обучение на выполнение работ с использованием подъемных сооружений (далее - ПС), строповкой агрегатов, узлов и деталей оборудования, на выполнение электросварочных и газосварочных работ в соответствии со спецификой выполняемой работы, иметь удостоверение на право производства работ и не реже одного раза в год проходить повторную проверку знаний по промышленной безопасности;

повторный инструктаж по охране труда - не реже 1 раза в 3 месяца;

повторный противопожарный инструктаж - не реже 1 раза в год;

обучение по охране труда при повышении квалификации, профессиональной переподготовке по специальности или технической учебе;

периодическое обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве - не реже 1 раза в 12 месяцев;

очередную проверку знаний по электробезопасности - не реже 1 раза в 12 месяцев с присвоением соответствующей группы по электробезопасности;

очередную проверку знания требований охраны труда - не реже 1 раза в 3 года;

внеочередные проверки знаний по электробезопасности и требований охраны труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД".

Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, а также работы с повышенной опасностью должны проходить очередную проверку знаний требований охраны труда в сроки, установленные правилами по охране труда Российской Федерации для выполнения определенных видов работ, в соответствии с перечнем работ и профессий, утвержденным начальником структурного подразделения дирекции инфраструктуры.

1.5. При выполнении должностных обязанностей в соответствии с видом и характером выполняемых работ слесарь должен иметь при себе:

служебное удостоверение;

удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках;

удостоверение о проверке знаний требований охраны труда;

удостоверение на управление ПС;

удостоверение на выполнение электро- и газосварочных работ;

предупредительный талон по охране труда;

удостоверение о допуске к работам на высоте.

1.6. При выполнении технологических операций слесарь должен:

выполнять работу, входящую в его должностные обязанности, на своем рабочем месте или, по распоряжению руководителя работ, на ином другом;

применять безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, предусмотренные технологическим процессом;

знать и соблюдать требования охраны труда, электробезопасности, производственной санитарии, пожарной и промышленной безопасности;

знать, как воздействуют на человека опасные и вредные производственные факторы, возникающие во время работы, а также меры защиты от них;

знать инструкции по эксплуатации приспособлений, пневмо-, бензо-, электроинструмента и механизмов, используемых им при техническом обслуживании и ремонте вагонных замедлителей;

знать технологический процесс ремонта вагонных замедлителей в объеме выполняемых им работ;

знать порядок ограждения подвижного состава, опасных мест и мест производства работ на железнодорожных путях и вагонных замедлителях;

знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;

знать место расположения аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;

знать номера телефонов экстренных служб;

во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, составителями поездов, водителями транспортных средств и машинистами (крановщиками) грузоподъемных кранов;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, специальную одежду (далее - спецодежда), специальную обувь (далее - спецобувь) и другие СИЗ.

Слесарь, выполняющий обязанности стропальщика, кроме этого должен:

знать установленный порядок обмена сигналами с крановщиком (водителем дрезины) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

знать безопасные способы строповки и зацепки деталей и узлов вагонных замедлителей (далее - груз) с учетом их специфики;

знать нормы браковки канатов, крюка, грузозахватных приспособлений и тары;

знать порядок безопасного перемещения грузов подъемными сооружениями;

иметь понятие об устройстве используемых в работе подъемных сооружений и знать их грузоподъемность;

уметь подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей, длине и углу наклона ветвей стропа к вертикали) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза;

знать порядок безопасной работы грузоподъемных кранов вблизи электрифицированных путей и линий электропередач.

1.7. Слесарь, обслуживающий сосуды, работающие под давлением, должен быть обучен по соответствующей программе, аттестован и иметь удостоверение установленного образца на право обслуживания сосудов, работающих под давлением.

Слесарь, выполняющий работы с использованием бензоинструмента (бензопила, бензокосилка), должен пройти специальное обучение.

Закрепление бензоинструмента за работником должно оформляться приказом руководителя структурного подразделения.

1.8. Слесарь должен знать и соблюдать (в объеме должностных обязанностей):

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденные приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 536;

Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденные приказом Минтруда России от 25 сентября 2020 г. N 652н;

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (далее - ПТЭ ЭП);

Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные приказом Минтруда России от 28 октября 2020 г. N 753н;

Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 г. N 835н;

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н;

Стандарт ОАО "РЖД" СТО РЖД 15.013-2021 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 17 июня 2021 г. N 1325/р (далее - СТО РЖД 15.013-2021);

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286;

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р;

Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 19 февраля 2021 г. N 346/р;

Инструкцию по обеспечению безопасности роспуска составов и маневровых передвижений на механизированных и автоматизированных сортировочных горках при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту горочных устройств, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 20 апреля 2017 г. N 758р;

Инструкцию по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки механизированных и автоматизированных сортировочных горок, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 30 января 2019 г. N 154/р;

Инструкцию по охране труда при работе с грузоподъемными кранами, управляемыми с пола, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 18 октября 2019 г. ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-151-2019;

порядок организации комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте структурного подразделения дирекции инфраструктуры;

правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

технологию выполняемой работы;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ, с применением громкоговорящего оповещения (альтернативных видов связи);

порядок действия по системе информации "Человек на пути";

требования санитарии и личной гигиены;

правила применения СИЗ;

порядок действий при несчастном случае, произошедшем на производстве, и способы оказания первой помощи пострадавшим;

порядок действий при возникновении аварии или аварийной ситуации;

требования местной инструкции по охране труда для слесаря.

1.9. При выполнении работ на открытом воздухе в холодный период года для предотвращения переохлаждения и обморожения слесарь должен пользоваться специальными перерывами для обогревания и отдыха в работе, установленными правилами внутреннего трудового распорядка, периодически прерывать работу и заходить в находящееся вблизи места работ помещение для обогрева (мобильный пункт обогрева).

Продолжительность однократного перерыва на обогрев в отапливаемом помещении должна быть не менее 10 мин.

При температуре воздуха ниже -40 °C необходимо применять средства индивидуальной защиты лица и органов дыхания.

1.10. Во время выполнения работ на слесаря могут воздействовать следующие опасные (воздействие которых может привести к его травме) и вредные (воздействие которых может привести к его заболеванию) производственные факторы:

движущийся подвижной состав;

движущиеся машины и механизмы;

подвижные части производственного оборудования;

не огражденные вращающиеся элементы оборудования;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования;

оборудование, работающее под давлением;

перемещаемое грузоподъемными машинами и кранами оборудование;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны и поверхностей оборудования;

повышенная подвижность воздуха;

превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации инструмента;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

статическая и динамическая нагрузки;

химические факторы при работе с химикатами (растворителями, очистителями, эпоксидными, полиуретановыми композициями и другими материалами);

физические перегрузки при нахождении работника в неудобной рабочей позе, при перемещении тяжестей вручную;

работа на высоте.

1.11. Погрузка и разгрузка грузов массой от 50 кг до 500 кг должна производиться с применением грузоподъемного оборудования и устройств (тельферов, лебедок, талей, блоков). Ручная погрузка и разгрузка таких грузов допускается под руководством лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не будет превышать 50 кг - для мужчин и не более 15 кг - для женщин (норма подъема без перемещения).

Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную постоянно в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) не должна превышать для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.

Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы двумя и более работниками, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.

1.12. Слесарь должен использовать при работе сертифицированные виды спецодежды, спецобуви и другие СИЗ, выдаваемые работодателем в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 г. N 582н:

при выполнении работ по обслуживанию и ремонту вагонных замедлителей:

комплект "Железнодорожник-Л" (или аналог) - 1 на 9 месяцев;

ботинки юфтевые на полиуретановой подошве - 1 пара на год;

плащ для защиты от воды - 1 на 3 года;

перчатки комбинированные - 12 пар на год;

или перчатки с полимерным покрытием - 12 пар на год;

перчатки трикотажные - 4 пары на год;

головной убор сигнальный - 1 на год;

каска защитная - 1 на 2 года;

средства индивидуальной защиты глаз - до износа;

страховочная привязь - до износа;

перчатки диэлектрические - дежурные;

наушники противошумные - до износа;

жилет сигнальный 2 класса защиты - 2 на год.

при выполнении работ по очистке замедлителей дополнительно:

респиратор противоаэрозольный - до износа;

щиток защитный лицевой - до износа.

зимой дополнительно:

комплект для защиты от пониженных температур "Железнодорожник" (или аналог) - по климатическим поясам;

шлем зимний со звукопроводными вставками на меховой подкладке (под каску) - по климатическим поясам;

шапка-ушанка со звукопроводными вставками - по климатическим поясам;

шапка трикотажная - 1 на 2 года;

рукавицы утепленные - по климатическим поясам;

или перчатки утепленные - по климатическим поясам

или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие по климатическим поясам;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах - по поясам;

валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом климатических поясах - по поясам;

галоши на валенки (сапоги валяные) - пара на 2 года;

во II, III, IV и особом климатических поясах дополнительно:

полушубок или полупальто на меховой подкладке - по поясам.

При выполнении отдельных работ слесарь должен использовать выдаваемые работодателем СИЗ органов зрения со светофильтрами, виброзащитные рукавицы, респиратор и другие СИЗ.

1.13. Слесари должны использовать СИЗ, выдаваемые работодателем в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минтруда Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 997н (далее - типовые отраслевые нормы), применение которых необходимо как по основной, так и по совмещаемой профессии при работе.

Выдаваемые спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения работника.

Слесарь должен использовать смывающие, защитные и обезвреживающие средства, выдаваемые работодателем в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н (далее - типовые нормы).

Дополнительно в районах распространения гнуса, комаров, мошки, клещей и прочих кровососущих насекомых с учетом сезонной специфики региона слесарю выдаются защитные средства против их укусов - репелленты и противомоскитные сетки (накомарник).

При выполнении работ в районах, эндемичных по клещевому энцефалиту, слесарь должен использовать дополнительно выдаваемый работодателем костюм с противомоскитной сеткой для защиты от механических воздействий и насекомых (энцефалитного клеща).

Полный перечень СИЗ утверждается руководителем структурного подразделения в зависимости от местных условий и на основании типовых норм с учетом результатов специальной оценки условий труда и согласовывается выборным органом первичной профсоюзной организации.

1.14. Перед каждым применением СИЗ необходимо проверить их исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнения, проверить по штампу срок годности. Пользоваться СИЗ с истекшими сроками годности запрещается.

1.15. Во время прохождения первичного инструктажа по охране труда слесарь также должен пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности дополнительных СИЗ (противогаз, самоспасатель, СИЗ органов зрения, респиратор, защитная каска и другие СИЗ), а также тренировку по отработке навыков их применения. В последующем такой инструктаж должен проводиться при проведении повторного инструктажа по охране труда.

1.16. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены:

хранить личную одежду и личную обувь отдельно от спецодежды и спецобуви в шкафчиках, расположенных в санитарно-бытовых помещениях, оборудованных работодателем;

содержать места для хранения спецодежды и спецобуви в чистоте и порядке;

следить за исправностью и чистотой спецодежды, спецобуви и других СИЗ (обеспечение СИЗ, их хранение, ремонт, а также стирка и химчистка спецодежды и спецобуви осуществляется за счет средств работодателя);

использовать после работ с вредными веществами только выданные работодателем очищающие пасты;

мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

использовать для питья воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается:

применять керосин, бензин и другие токсичные нефтепродукты для очистки кожных покровов и СИЗ;

использовать для питья воду из случайных источников;

принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах;

хранить спецодежду и спецобувь в не предназначенных для этого местах.

В отдельных случаях там, где по условиям работы указанный порядок не может быть соблюден, СИЗ могут оставаться в нерабочее время у слесаря, который несет ответственность за сохранность СИЗ в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.17. Слесарь должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт.

1.18. При выполнении работ, связанных с трудно смываемыми загрязнениями нефтепродуктами, клеями, химическими веществами раздражающего действия, слесарь должен использовать дополнительно выдаваемые работодателем смывающие и обезвреживающие средства. При работе с вредными веществами, способными вызвать раздражение кожи, слесарь должен применять защитные дерматологические средства (гидрофильные и гидрофобные кремы и мази, очищающие дерматологические средства очищающие пасты) (далее - ДСИЗ).

Пасты, кремы и мази следует наносить на предварительно вымытые и сухие руки в течение рабочей смены (перед работой и после обеденного перерыва) и соответственно смывать с рук (перед обеденным перерывом и после окончания работы) теплой водой с мылом.

При появлении признаков поражения или раздражения кожи необходимо прекратить использование данных дерматологических средств и обратиться в ближайший медпункт для оказания помощи.

1.19. Слесарю запрещается:

находиться на работе и выполнять должностные обязанности в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

приступать к выполнению разовой работы, не связанной с его прямыми обязанностями, без прохождения им целевого инструктажа о безопасных методах и приемах ее выполнения, который должен проводить ему непосредственный руководитель, а также при отсутствии СИЗ, использование которых необходимо при выполнении такой работы;

находиться и работать под поднятым и перемещаемым грузом;

прикасаться к движущимся, вращающимся частям машин и оборудования;

работать у движущихся или вращающихся их частей, не огражденных предохранительными сетками или щитами;

выполнять работы, на которые у него нет разрешения руководителя работ, а также не входящие в его должностные обязанности;

находиться во время движения на платформе дрезины, мотовоза, в кузове автомобиля и других транспортных средств при перевозке в них тяжеловесных грузов;

выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту замедлителя и систем обеспечения его работы во время роспуска или перемещения подвижного состава по данному участку пути;

приближаться к не огражденным проводам или частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м;

прикасаться к оборванным или провисшим до земли проводам контактной сети, воздушных линий и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

1.20. Перед выходом на железнодорожные пути для производства работ слесарь должен пройти целевой инструктаж, при проведении которого он должен быть ознакомлен с маршрутом прохода к месту работ, безопасными приемами выполнения работ, порядком пропуска поездов.

1.21. При нахождении на железнодорожных путях слесарю необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

быть одетым в сигнальный жилет со световозвращающими полосами, с нанесенными на него надписями: на спине указывающими принадлежность владельца к соответствующему структурному подразделению, а на груди указывающими принадлежность владельца к хозяйству дирекции инфраструктуры;

к месту работы и обратно проходить по специально установленным маршрутам служебных и технологических проходов, обозначенным указателями "Служебный проход";

при переходе путей на территории железнодорожных станций максимально использовать тоннели, пешеходные мосты и настилы;

при движении вдоль железнодорожных путей проходить к месту работ необходимо в стороне от железнодорожного пути, по обочине земляного полотна.

При движении необходимо соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи (альтернативным видам связи) и сигналы оповещения;

переходить железнодорожные пути следует под прямым углом, не наступая на рельсы, концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах. При проходе следует обходить предельные столбики, желоба, водоотводные лотки и колодцы, устройства железнодорожной автоматики и телемеханики (далее - устройства ЖАТ), связи и другие устройства, расположенные на междупутье. По возможности следует избегать пересечения путей в районе стрелочных переводов. В случае необходимости пересечения стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин запрещается ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, а также в желоб;

при переходе железнодорожного пути, занятого стоящим подвижным составом, необходимо пользоваться только переходными площадками с исправными подножками и поручнями. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода и убедиться в отсутствии посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

обходить стоящие вагоны необходимо на расстоянии не менее 5 м от автосцепки. Проходить между расцепленными вагонами, локомотивами, самоходным подвижным составом (далее - ССПС) разрешается, если расстояние между их автосцепками составляет не менее 10 м. При этом идти следует посередине разрыва вагонов, под прямым углом к железнодорожным путям.

При пропуске подвижного состава слесарю необходимо применять средства индивидуальной защиты органов зрения или использовать в качестве защиты от воздушного потока искусственные преграды (релейные шкафы, опоры контактной сети (далее - опоры КС), мачты светофора.

1.22. При нахождении на железнодорожных путях слесарь должен руководствоваться следующей информацией о приближении подвижного состава:

звуковыми и видимыми сигналами, подаваемыми специально выделенным работником;

информацией, передаваемой автоматической системой оповещения;

объявлениями по громкоговорящей связи (альтернативным видам связи);

сигналами дежурного стрелочного поста, составителя или другого дежурного работника железнодорожной станции;

сигналами поездных и маневровых локомотивов, ССПС, путевых машин;

показаниями сигналов светофоров и световых указателей на них;

автоматической переездной сигнализацией, а также звуковыми сигналами дежурного по переезду (при нахождении вблизи переезда).

1.23. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

выполнять работы в одно лицо;

переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом, подвижным составом, когда расстояние до него составляет менее 400 м;

находиться в междупутье при движении поездов по смежным путям. При вынужденном нахождении между движущимися поездами следует немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям;

находиться на территории железнодорожной станции, механизированных и автоматизированных сортировочных горок в местах, обозначенных сигнальной окраской или знаком, обозначающим негабаритное место, а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или специального самоходного подвижного состава;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях самоходного подвижного состава (мотовоза, дрезины, автомотрисы), локомотива, вагона и других подвижных единиц, садиться и сходить с них при движении;

залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, пролезать под стоящими вагонами, а также протаскивать под ними инструмент, приборы и материалы;

становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

переходить пути в пределах расположения вагонных замедлителей механизированных и автоматизированных сортировочных горок;

пользоваться личными портативными мультимедийными устройствами (мобильные телефоны, аудиоплееры, наушники (в том числе противошумные).

1.24. При следовании к месту работы в составе группы при пропуске подвижного состава необходимо находиться по одну сторону от железнодорожного пути не ближе 2,5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч и не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, и оставаться там до тех пор, пока крайний вагон поезда, следующего по четному или/и нечетному пути, будет не ближе 400 метров от работника.

1.25. Выходя на путь из помещения, а также из-за зданий, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

1.26. Слесарь должен выполнять следующие основные требования пожарной безопасности:

не использовать поврежденные розетки, рубильники и другие электроустановочные изделия;

не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи, керосиновые лампы, газовые светильники и др.);

не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов;

не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

не загромождать проходы и доступы к противопожарному оборудованию, первичным средствам пожаротушения и запасным выходам;

не хранить в служебных помещениях легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (далее - ЛВЖ и ГЖ соответственно);

курить в отведенных и приспособленных для этих целей местах.

1.27. При работе с ЛВЖ и ГЖ - бензином, ацетоном, спиртами и другими растворителями, необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

не использовать ЛВЖ и ГЖ вблизи открытого огня и приборов с открытыми нагревательными элементами;

количество ЛВЖ (ГЖ) на рабочем месте не должно превышать сменной потребности. ЛВЖ (ГЖ) должны храниться в металлической таре, имеющей четкую надпись, характеризующую их название, с плотно закрывающейся крышкой. Емкости с ЛВЖ (ГЖ) нужно открывать только перед использованием, а по окончании работы закрывать и сдавать на склад;

тара из-под ЛВЖ (ГЖ) должна храниться в специально отведенном месте вне помещений;

тряпки, вату или другой обтирочный материал после контакта с ЛВЖ (ГЖ) собирать в отдельный металлический ящик с крышкой и выносить в специально отведенное место.

Работы следует проводить с использованием соответствующих СИЗ.

1.28. Перед командированием работники должны пройти инструктажи по охране труда в соответствии с локальным нормативным актом структурного подразделения.

По прибытии к месту командирования в другое структурное подразделение работники должны пройти вводный, первичный и целевой инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы и местных условий, а также предоставить копии документов, подтверждающих обучение и проверку знаний по охране труда, электробезопасности, профессиональному обучению.

1.29. В случае ухудшения состояния своего здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или получения травмы слесарь должен прекратить работу, поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя и обратиться за помощью в медпункт или ближайшую медицинскую организацию.

В случае получения травмы другим работником слесарь должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно известить о несчастном случае своего непосредственного руководителя или начальника (диспетчера) структурного подразделения дирекции инфраструктуры.

1.30. Слесарь должен сообщать непосредственному руководителю обо всех нарушениях, в том числе требований инструкции по охране труда для работника, и обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, первичных средств пожаротушения и СИЗ.

1.31. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", слесарь механосборочных работ при обслуживании и ремонте вагонных замедлителей, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:

использовать выдаваемые ему дополнительные СИЗ в соответствии с рекомендациями по их применению и в зависимости от характера и вида выполняемой работы;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, работник должен проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

1.32. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда работники имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности.

1.33. За нарушение требований охраны труда, электро-, пожарной безопасности, инструкции по охране труда для работника, правил внутреннего трудового распорядка и производственной санитарии работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.