5.10. Основные принципы подготовки и повышения квалификации, сертификации обслуживающего персонала средств комплексной диагностики объектов путевого хозяйства

5.10. Основные принципы подготовки и повышения квалификации,
сертификации обслуживающего персонала средств комплексной
диагностики объектов путевого хозяйства

В условиях роста грузоперевозок, развития тяжеловесного и скоростного движения, а также реформирования путевого комплекса важную роль приобретает объективная оценка фактического состояния объектов инфраструктуры и комплексное использование результатов контроля пути, получаемых всеми средствами диагностики, для определения потребности и очередности назначения видов ремонта пути. При этом нормативы оценки, автоматизированные технические средства и технологии контроля геометрии рельсовой колеи, дефектоскопии рельсов в пути в основном отработаны и применяются в системном порядке (в первую очередь для обеспечения безопасности движения поездов и частично учитываются при назначении путевых работ).

Введение в эксплуатацию новых методов, средств и технологий диагностики, разработанных в соответствии с настоящей концепцией, потребует переподготовки или повышения квалификации специалистов, привлекаемых к работе с этими средствами. В соответствии с СТО РЖД 11.008-2014, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2014 г., персонал, осуществляющий разработку технологической документации по неразрушающему контролю (далее - НК), выполнение НК и оценку по результатам НК качества продукции железнодорожного назначения, должен пройти обучение, переподготовку в области НК. Повышение квалификации персонала по НК и технической диагностике проводят в соответствии с СТК РЖД 1.04.005, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2009 г. Инженерно-технический персонал должен проходить повышение квалификации в области НК не реже, чем 1 раз в 3 года, персонал рабочих профессий - не реже чем 1 раз в 3 года, а также после перерыва в практической работе более 6 месяцев.

Обучение в области НК и технической диагностики должны осуществлять организации, имеющие полученную в установленном порядке лицензию на право ведения образовательной деятельности. Обучение и повышение квалификации в области НК и технической диагностики должны осуществлять организации, обладающие:

а) учебными планами и программами обучения, повышения квалификации персонала определенной квалификации по определенному виду (видам) НК и технической диагностики объектов и продукции железнодорожного назначения;

б) штатом квалифицированных преподавателей, в том числе преподавателей, имеющих специальную подготовку по НК и технической диагностике, опыт работы по НК и технической диагностике объектов и продукции железнодорожного назначения, а также сертифицированных на II или III уровень квалификации;

в) оснащенными лекционными и лабораторными аудиториями;

г) средствами НК и технической диагностики, в том числе средствами метрологического обеспечения НК, предусмотренными учебными планами и программами в необходимом количестве;

д) учебными образцами объектов контроля с реальными дефектами (неисправностями) и моделями дефектов (неисправностей) для практического обучения специалистов определенным видам (методам) НК и технической диагностики;

е) нормативной и технологической документацией по НК и технической диагностике, специальной литературой, учебно-методической литературой, техническими и программными средствами обучения, предусмотренными учебными планами и программами в необходимом количестве.

Наиболее объективным способом оценки уровня квалификации, умения и навыков специалистов НК и технической диагностики является сертификация, которая должна осуществляться в рамках систем добровольной сертификации персонала в области НК и ТД, отражающих особенности объектов НК и ТД и организацию работ по НК и ТД объектов и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта и зарегистрированных в установленном порядке. В случае проведения сертификации персонала по НК в рамках нескольких систем добровольной сертификации должно быть обеспечено единство квалификационных требований (программ сертификации), подтвержденное Департаментом технической политики ОАО "РЖД". Сертификация персонала в области НК и ТД должна проводиться в уполномоченных органах и экзаменационных центрах Системы добровольной сертификации персонала в области НК в соответствии с ГОСТ Р 54795-2011/ISO/DIS9712 "Контроль неразрушающий. Квалификация и сертификация персонала. Основные принципы", который устанавливает процедуру сертификации и предъявляет общие требования к организациям, осуществляющим сертификацию персонала по НК. Для учета особенностей НК продукции для железнодорожного транспорта, связанных в том числе с многообразием объектов и особенностями технологий НК на всех этапах жизненного цикла продукции, действуют правила МПС России (ПР 32.113.98 Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта), требующие актуализации с учетом ГОСТ Р 54795-2011/ISO/DIS9712 и в связи с внедрением новых методов, средств и технологий НК и ТД.