2.11. Требования охраны труда при шлифовании рельсов и стрелочных переводов рельсошлифовальным поездом

2.11. Требования охраны труда при шлифовании рельсов
и стрелочных переводов рельсошлифовальным поездом

2.11.1. Шлифование рельсов РШП должно производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации рельсошлифовальных поездов.

2.11.2. Ответственным лицом за обеспечение охраны труда при эксплуатации и обслуживании РШП является начальник поезда, а в его отсутствие - мастер поезда.

2.11.3. При подготовке РШП к работе необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

- осматривать шлифовальное оборудование под рельсошлифовальными вагонами необходимо до прицепки локомотива. При этом состав поезда должен быть заторможен стояночным тормозом, тормозными башмаками и огражден переносными сигналами остановки;

- переводить шлифовальное оборудование из транспортного положения в рабочее и обратно, производить замену шлифовальных абразивных кругов (брусков) необходимо с приведенным в действие стояночным тормозом рельсошлифовального вагона после закрепления колесных пар тележек вагона с двух сторон тормозными башмаками и установки переносных сигналов остановки. О проведении этих работ должен быть поставлен в известность машинист локомотива;

- заменять изношенные шлифовальные абразивные круги (сегменты) необходимо при поднятых и закрепленных стопорами суппортах независимо от наличия или отсутствия давления воздуха в рабочей воздушной магистрали.

2.11.4. При эксплуатации РШП должны соблюдаться следующие требования безопасности:

- перед началом работы начальник поезда или уполномоченное им лицо должен проинструктировать локомотивную бригаду и работников, производящих обслуживание РШП, о плане и порядке производства работ и мерах по обеспечению безопасности труда;

- перед тем как сообщить машинисту локомотива о готовности РШП к отправлению, начальник РШП или лицо, его замещающее, должен убедиться, что работы под вагонами прекращены, работники находятся в рельсошлифовальных вагонах, стояночный тормоз отпущен, тормозные башмаки из-под колесных пар изъяты;

- во время работы поезда по шлифованию рельсов окна рельсошлифовальных вагонов должны быть закрыты. Не допускается высовываться из окон вагона на ходу поезда;

- вход и выход из рельсошлифовального вагона должны производиться только при полной остановке поезда и выключенных электродвигателях;

- надежность закрепления шлифовальных абразивных кругов (сегментов) допускается проверять только на стоянках;

- при ремонте и осмотре аккумуляторных батарей необходимо применять аккумуляторные фонари или переносные светильники с напряжением не выше 12 В во взрывобезопасном исполнении;

- все защитные кожухи и ограждения вращающихся и токоведущих частей должны быть закрыты;

- при производстве шлифовальных работ машинисты РШП на расстоянии не менее 5 м до препятствия (стрелочного перевода, переезда, настила, предохранительного путевого устройства моста, средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда и другого препятствия) при скорости не более 5 км/ч должны выводить рабочие органы шлифовальных тележек в положение, обеспечивающее соблюдение габарита подвижного состава;

- нахождение работников ближе 2 м от работающих шлифовальных тележек не допускается.

Операции по устранению неисправностей должны производиться при остановленных дизельных установках.

2.11.5. Подниматься на крышу РШП при нахождении на электрифицированных участках железных дорог запрещается.

Для предупреждения работников, обслуживающих РШП, об опасности приближения к находящимся под напряжением проводам контактной сети и воздушной линии на высоте 3,5 м над уровнем головки рельсов у лестниц, ведущих на крышу РШП, должна быть нанесена предупреждающая надпись "Остерегайся контактного провода".

2.11.6. Переход из одной секции РШП в другую допускается только через тамбур рельсошлифовального вагона.

2.11.7. Ответственным за соблюдение пожарной безопасности является мастер смены или лицо, его замещающее.

2.11.8. Работники, обслуживающие РШП, должны следить за исправностью топливных, масляных, выхлопных соединений силовых установок и систем РШП, а также устройств для контроля уровня заправки топливом и маслом.

2.11.9. Выполняемые при ремонте и обслуживании РШП сварочные работы должны проводиться сварщиками под наблюдением мастера или машиниста с обеспечением необходимых мер защиты конструкций от попадания на них искр и брызг металла.

2.11.10. При эксплуатации РШП не допускается:

- подогревать открытым огнем топливо и масло в баках;

- держать открытыми топливные баки, производить их заправку при работающем двигателе;

- пользоваться при осмотре, заправке, очистке топливных баков, проверке уровня топлива и масла открытым огнем;

- очищать горючими жидкостями элементы кузовов, механизмов и агрегатов;

- хранить на поезде спецодежду и обтирочные материалы, пропитанные горючими веществами;

- перевозить на поезде горюче-смазочные материалы в открытой таре.

2.11.11. При установленной скорости движения поездов до 140 км/ч включительно при приближении поезда по соседнему железнодорожному пути руководитель работ должен заблаговременно отвести работников с места работы на обочину на безопасное расстояние от железнодорожного пути, чтобы при расстоянии до поезда не менее 400 м на железнодорожном пути не оставалось работников.

Отвод работников с железнодорожного пути при приближении подвижного состава должен осуществляться на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса.

При работе РШП в "технологическое окно" на двухпутных участках, сходить с железнодорожного пути следует только в полевую сторону.