2.10. Требования охраны труда при контактной сварке рельсов передвижной рельсосварочной машиной

2.10. Требования охраны труда при контактной сварке рельсов
передвижной рельсосварочной машиной

2.10.1. Работы с применением ПРСМ должны производиться при закрытом для движения поездов участке железнодорожного пути в соответствии с инструкцией по эксплуатации ПРСМ.

При работе на железнодорожных путях необходимо выполнять требования, изложенные в правилах по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений.

2.10.2. К работе по управлению ПРСМ допускаются лица, имеющие документы на право управления ПРСМ.

2.10.3. При транспортировке ПРСМ нахождение работников, обслуживающих ПРСМ, и других лиц на открытой части платформы не допускается.

2.10.4. Ответственность за соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности работниками, эксплуатирующими и обслуживающими ПРСМ, несет мастер РСП (мастер, неосвобожденный бригадир ПРСМ (сварщик)).

2.10.5. Перед началом работы ПРСМ мастер РСП (мастер, неосвобожденный бригадир ПРСМ (сварщик)) должен обеспечить осмотр всей машины и сварочных головок.

Осмотр оборудования, находящегося под платформой ПРСМ, должен производиться при заторможенной платформе и закрепленных тормозными башмаками колесных парах. На время осмотра электрошкафы должны быть обесточены и заперты.

Во время осмотра ПРСМ в темное время суток или при плохой видимости следует применять аккумуляторные фонари или переносные светильники с напряжением не выше 12 В, включаемые в специальные штепсельные розетки, установленные на ПРСМ.

Пользование переносными лампами напряжением 220 В и открытым огнем не допускается.

2.10.6. Перед сваркой стыка рельсов колесные пары ПРСМ должны быть закреплены тормозными башмаками. Тормозные башмаки следует укладывать на горизонтальных железнодорожных путях с обеих сторон ПРСМ, а на уклонах - со стороны спуска.

2.10.7. При подъеме или опускании сварочной головки производить какие-либо работы со стыком рельсов не допускается.

2.10.8. При подтягивании рельсов или рельсошпальной решетки запрещается находиться на расстоянии ближе 10 м от натянутого каната.

2.10.9. При перемещении по фронту работ на расстояние не более 25 м сварочная головка ПРСМ должна быть поднята над уровнем головки рельса на 40 - 50 мм.

При перемещении по фронту работ на большее расстояние сварочная головка ПРСМ должна быть установлена на платформу и закреплена.

2.10.10. На время прохода поезда по соседнему железнодорожному пути работа ПРСМ должны быть прекращена.

2.10.11. При выполнении работ по сварке рельсов ПРСМ должны соблюдаться следующие требования безопасности:

- корпуса всех механизмов с электроприводом должны быть заземлены на металлическую раму ПРСМ;

- тормозные устройства ПРСМ должны быть приведены в действие;

- машинист ПРСМ должен находиться в кабине машины и не участвовать в работах, выполняемых сварочной бригадой;

- шланговые провода исполнительного электроинструмента должны подключаться к источнику питания через штекерные разъединители при снятом напряжении;

- при восстановлении рельсовой плети с полным раскреплением концевой части плети обслуживание гидравлического разгоночного прибора при его постановке на рельс, перемещении к уравнительному рельсу и обратно должно производиться двумя работниками путевой бригады;

- при восстановлении рельсовой плети с частичным ее раскреплением после сварки последнего замыкающего стыка и укладке изогнутой части плети на подкладки запрещается кому-либо приближаться со стороны вогнутого участка плети на расстояние менее 1 м;

- после окончания восстановительных работ уборка исполнительного электроинструмента и заземляющих средств должна производиться после снятия напряжения с источника питания машины.

2.10.12. Производство электросварочных работ, связанных с нарушением целостности железнодорожного пути, на участках с автоблокировкой должно быть предварительно согласовано с начальником дистанции сигнализации и связи. Во время работ мастер ПРСМ должен следить за надежностью изоляции сварочных кабелей во избежание замыкания рельсовых цепей автоблокировки.

2.10.13. При сварке стыков рельсов ПРСМ на железнодорожных путях перегонов следует применять жестко закрепляемые ветрозащитные щиты.

2.10.14. Для предупреждения работников, обслуживающих машину ПРСМ, об опасности приближения к находящимся под напряжением проводам контактной сети и воздушной линии на высоте 3,5 м над уровнем головки рельсов у лестниц и люков, ведущих на крышу ПРСМ, должна быть нанесена предупреждающая надпись "Остерегайся контактного провода".

Подниматься на крышу ПРСМ при нахождении на электрифицированных участках железных дорог запрещается.

2.10.15. Во время проведения процесса сварки работники, обслуживающие ПРСМ, должны находиться на безопасном расстоянии от свариваемого стыка рельса вне зоны распространения искр, брызг и выбросов частиц расплавленного металла рельсов.

2.10.16. Во время длительных перерывов в работе работники ПРСМ выполняют работы по техническому обслуживанию, ремонту и санитарному содержанию ПРСМ по указанию мастера (старшего бригады) ПРСМ.

2.10.17. После приведения ПРСМ в транспортное положение необходимо проверить:

- закрепление сварочных агрегатов транспортными растяжками;

- закрепление электротали в транспортном положении откидными упорами;

- нахождение металлоконструкции качающихся рам в крайнем заднем положении. Имеющиеся на ригелях фиксаторы должны охватывать упоры с амортизаторами, установленными на кузове машины;

- зацепление тросов подтягивающего устройства своими крюками за скобы на раме машины;

- нахождение всех осевых редукторов в выключенном состоянии, а также стопорение болтами рычагов переключения;

- открытие разобщительных кранов тормозной магистрали;

- соответствие давления воздуха компрессора в главных резервуарах и тормозной магистрали паспортным значениям.

2.10.18. Не допускается производить обрубку грата и шлифование контактных поверхностей рельсов, находясь под сварочными головками. Для выполнения этой операции ПРСМ должна отъехать от стыка рельса на расстояние не менее 3 м.

2.10.19. Не допускается поднимать талью или гидравлическим манипулятором сварочную головку вместе с зажатым в ней рельсом.

2.10.20. При шлифовании рельсовых стыков после сварки абразивный круг к рельсу следует подводить плавно, без рывков и ударов.

2.10.21. При работе ПРСМ на уклоне машинист должен находиться в кабине.

2.10.22. Посторонним лицам находиться вблизи места работы ПРСМ не допускается.

2.10.23. Не допускается устанавливать одновременно две сварочные головки на платформу или снимать их с платформ ПРСМ, а также приподнимать сварочной головкой рельсы при работе.

2.10.24. При зажатии рельса под сварку сварочной головкой трос, удерживающий сварочную головку, должен быть слегка ослаблен для того, чтобы вес головки удерживался рельсом, а тельфер сдерживал сварочную головку от опрокидывания.

2.10.25. Не допускается находиться перед двигающейся на тельфере головкой или останавливаться между головками и водяным баком при установке головки в гнездо, на платформе и между головкой и буферным брусом при установке головки на рельсе.

2.10.26. Сварочные провода, провода шлифовальных станков (машин), при необходимости пересечения рельсовых ниток действующих железнодорожных путей, должны укладываться под рельсами и иметь исправную изоляцию.