1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для приемщика грузовых вагонов разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации, Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов ПОТ РЖД-4100612-ЦВ-016-2012, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 17 января 2012 г. N 57р, Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 155н, Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р и других нормативных документов по охране труда, и устанавливает основные требования охраны труда для приемщиков грузовых вагонов, осуществляющих приемку грузовых вагонов (далее - вагонов) в ремонтных подразделениях вагонных депо.

1.2. К самостоятельной работе по приемке вагонов допускаются лица не моложе 18 лет, удовлетворяющие требованиям квалификационных характеристик должностей служащих, прошедшие обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи по охране труда, противопожарный инструктаж и проверку знаний требований охраны труда.

Перед допуском к самостоятельной работе приемщик вагонов также должен пройти проверку знаний (в объеме, предусмотренном должностной инструкцией) соответствующих разделов, глав и пунктов следующих нормативных документов:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286;

Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 г. N ЦМ-943;

Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС России 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112;

настоящей Инструкции;

других нормативных документов, знание которых необходимо при выполнении служебных обязанностей.

1.4. В процессе работы приемщик вагонов должен проходить внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, очередную (не реже 1 раза в 3 года) проверку знаний требований охраны труда.

Приемщики вагонов в возрасте до 21 года должны проходить периодические медицинские осмотры ежегодно. Приемщики вагонов в возрасте от 21 года до 50 лет должны проходить периодические медицинские осмотры не реже чем 1 раз в 2 года, после 50 лет - ежегодно.

1.5. Приемщик вагонов должен знать:

правила и технологию обслуживания вагонов;

места проведения осмотра;

классификацию неисправностей, способы их устранения и порядок учета;

устройство грузовой части вагонов различных типов;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

требования электробезопасности и пожарной безопасности;

опасные и негабаритные места на пунктах осмотра и приемки вагонов;

сигналы аварийного оповещения;

места расположения первичных средств пожаротушения;

места хранения аптечки первой помощи или сумки с набором необходимых медикаментов и перевязочных материалов.

1.6. Приемщик вагонов обязан:

выполнять только ту работу, которая входит в его должностные обязанности или поручена вышестоящим руководителем;

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

быть внимательным во время работы, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, указателей, надписей и другой сигнализации;

быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим при травмах, пользоваться аптечкой первой помощи и первичными средствами пожаротушения.

1.7. Приемщик при следовании к месту работы и обратно, на территорию ремонтного депо, пункта осмотра и приемки вагонов, а также при нахождении на железнодорожных путях должен соблюдать следующие требования безопасности:

проходить по территории железнодорожной станции только по специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам. При следовании соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения;

проходить вдоль путей по обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2,5 м от крайнего рельса или посередине широкого междупутья, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав; при прохождении по междупутью группой идти по одному друг за другом;

при выходе на путь из помещений, стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость, предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава с обеих сторон к месту перехода;

после выхода из помещения в ночное время остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы;

переходить железнодорожные пути под прямым углом;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов;

перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и другими единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м. При этом идти посередине разрыва. Обходить подвижной состав, стоящий на пути следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

соблюдать осторожность и не наступать на электроприводы, путевые коробки, устройства заземления и другие напольные (наземные) устройства.

Приемщику запрещается:

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них;

протаскивать и передавать под вагонами инструмент и приспособления;

находиться на междупутье при следовании поездов по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками "Негабаритное место";

наступать на рельсы и концы железобетонных шпал;

ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, а также в желоб при пересечении стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин;

подниматься на вагон или другие подвижные единицы, сходить с них до полной остановки.

1.8. При приемке вагонов в холодный период года на участках текущего отцепочного ремонта или в неотапливаемых цехах ремонтного депо для предотвращения охлаждения и обморожения приемщики вагонов должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогрева и периодически прерывать осмотр и заходить в находящееся вблизи места осмотра помещение (модульный пункт) для обогрева. Продолжительность однократного перерыва на обогрев в отапливаемом помещении должна составлять 10 - 15 мин. При температуре воздуха ниже -40 °C необходимо предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей. При отсутствии защиты лица и органов дыхания работать на открытом воздухе запрещается.

1.9. Во время работы на приемщика вагонов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;

недостаточная освещенность рабочего места;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях вагонов и контейнеров, средствах крепления и крепежных устройствах вагонов и грузов, запорно-пломбировочных устройствах (далее - ЗПУ);

пониженная температура поверхностей оборудования, инструментов, приспособлений и материалов;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях и высоте.

1.10. Приемщик вагонов в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н, должен обеспечиваться следующей сертифицированной специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ):

костюм "Механизатор-Л";

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

жилет сигнальный.

Зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы утепленные или перчатки утепленные или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве (в 1 и 2 поясах);

сапоги кожаные утепленные "Север" или валенки (в 3 и 4 поясах);

галошами на валенки.

Выдаваемые СИЗ должны соответствовать полу, росту и размерам приемщика вагонов.

1.11. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно в шкафах гардеробной. Выносить специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ за пределы пунктов осмотра и приемки вагонов запрещается.

Приемщик вагонов должен следить за исправностью специальной одежды, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать шкафы гардеробной в чистоте и порядке.

1.12. Приемщик вагонов обеспечивается смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с нормами бесплатной выдачи работникам ОАО "РЖД" смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 17 декабря 2012 г. N 2587р.

1.13. Для связи с руководством депо и производственным участком приемщик вагонов должен быть обеспечен устройством радиосвязи, а для работы в темное время суток электрическим фонарем с автономным питанием.

1.14. Приемщик вагонов должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

курить в специально отведенных для этой цели местах, имеющих знак "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами;

не применять для освещения и выполнения работ открытый огонь (факелы, свечи, керосиновые лампы и др.);

не пользоваться электроплитками и другими электронагревательными приборами с открытыми нагревательными элементами, электрочайниками без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов;

1.15. В случае получения травмы, появления признаков отравления, профессионального заболевания, ухудшения состояния здоровья приемщик вагонов должен прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и обратиться за помощью в медпункт.

При травмировании других работников приемщик вагонов должен немедленно сообщить об этом руководству обслуживаемого предприятия, а травмированному работнику оказать первую помощь и при необходимости осуществить его доставку в медицинское учреждение.

1.16. Обо всех неисправностях электроприборов и электрооборудования необходимо сообщать руководству обслуживаемого предприятия.

1.17. Принимать пищу следует в специально отведенных для этого комнатах (местах), имеющих соответствующее оборудование, или в столовых и буфетах. Хранить и принимать пищу на рабочих местах не допускается.

Перед использованием бытовых электроприборов приемщик вагонов должен изучить руководство по их эксплуатации.

Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом. Воду пить следует только кипяченую или бутилированную. Допускается использование некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту, подведомственного Роспотребнадзору.

1.18. Находиться в междупутьях железнодорожных путей и установленных местах осмотра приемщикам вагонов разрешается только при выполнении технологических операций осмотра.

1.19. При нахождении на железнодорожных путях станции приемщик вагонов должен соблюдать требования Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р.

1.20. На электрифицированном участке железнодорожного пути или железнодорожном пути станции, соседнем с электрифицированным участком железнодорожного пути, приемщикам вагонов запрещается:

подниматься на опоры контактной сети;

выполнять работы, приближаясь самому или с помощью применяемых инструмента и приспособлений к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети на расстояние ближе 2 м;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и свисающим с них или находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

приближаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи на расстояние ближе 8 м.

Производство любых операций должно осуществляться только после получения разрешения от ответственного руководителя обслуживаемого предприятия.

1.21. В помещениях служебно-технических зданий пункта осмотра запрещается:

оставлять без присмотра включенные в сеть бытовые электронагревательные приборы;

применять неисправные, самодельные, с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, электропровода, кабели и бытовые электроприборы;

пользоваться поврежденными выключателями, рубильниками, штепсельными розетками с незакрепленными и оголенными проводами.

1.22. При обнаружении неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, приспособлений, освещения, средств индивидуальной защиты и пожаротушения или нарушений требований настоящей Инструкции приемщик вагонов должен сообщить об этом руководителю обслуживаемого предприятия.

1.23. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции являются служебной обязанностью приемщика вагонов, а их нарушение влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.