3.4. Согласовано с Первичной профсоюзной организацией ОАО "РЖД", Постановление "Роспрофжел" от 05.12.2013 N 23/26 | ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОСМОТРЩИКА ВАГОНОВ, ОСМОТРЩИКА-РЕМОНТНИКА ВАГОНОВ И СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ВАГОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОАО "РЖД"
3.4. Требования охраны труда при осмотре нефтеналивных емкостей (цистерн), вагонов бункерного типа для нефтебитума на парковых путях станции и грузовых вагонов на путях обслуживаемых предприятий (пунктах технической передачи вагонов)
3.4. Требования охраны труда при осмотре нефтеналивных
емкостей (цистерн), вагонов бункерного типа для нефтебитума
на парковых путях станции и грузовых вагонов на путях
обслуживаемых предприятий (пунктах технической
передачи вагонов) 
3.4.1. Приступать к осмотру цистерн осмотрщики должны только после остановки поезда на пути приема, его закрепления и отцепки локомотива, получения сообщения от оператора (диспетчера) ПТО по двусторонней парковой связи о включении системы централизованного ограждения состава цистерн или получения информации об ограждении переносными сигналами.
3.4.2. В состав бригады осмотрщиков, занятых осмотром цистерн под налив на парковых путях станции должно входить не менее 2-х человек. На одного из осмотрщиков возлагаются обязанности старшего по бригаде (мастер, бригадир), который должен вести учет работы, поддерживать постоянную связь с работниками технической конторы, старшим осмотрщиком пункта технического обслуживания (далее - ПТО) и являться ответственным за выполнение требований охраны труда.
3.4.3. При постановке вагонов на электрифицированный путь приступать к работе с верхним осмотром вагонов осмотрщики нефтеналивных емкостей должны только при снятом напряжении и заземлении контактной сети пути, предназначенного для осмотра.
Перед началом осмотра нефтеналивных емкостей осмотрщик должен лично визуально убедиться, что представитель дистанции электроснабжения на пульте управления произвел отключение контактной сети, завесил заземляющие штанги на отключенные провода контактной сети.
3.4.4. По окончании работ по осмотру нефтеналивных емкостей с верхним осмотром осмотрщик (неосвобожденный бригадир) обязан убедиться в том, что все осмотрщики собраны вместе и удалены от обрабатываемого состава. После удаления всех осмотрщиков от обрабатываемого состава осмотрщик (неосвобожденный бригадир) сообщает оператору и дежурному электромонтеру об окончании работ по осмотру котлов о том, что люди выведены с осматриваемого пути.
3.4.5. Осмотрщики должны производить осмотр цистерн вместе с приемосдатчиком, у которого содержится информация о нахождении цистерн из-под химических грузов, не подлежащих осмотру. Очередность осмотра цистерн должен контролировать старший осмотрщик нефтеналивных емкостей.
3.4.6. На электрифицированных железнодорожных путях станции осмотрщикам и слесарю запрещается:
приближаться к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;
производить внутренний осмотр котлов цистерн, заправку клапанов сливных приборов цистерн, текущий ремонт верхних площадок и деталей крышек люков до снятия напряжения в контактной сети и получения разрешения руководителя работ. Контактная сеть и связанные с нею устройства должны быть заземлены на весь период работ;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.
3.4.7. При обнаружении в прибывшем составе цистерн и вагонов бункерного типа признаков течи необходимо отметить мелом или краской места утечки.
3.4.8. Во избежание искрообразования при открывании и закрывании крышки колпака цистерны осмотрщики не должны допускать ударов по запорным приспособлениям стальным инструментом или отбрасывания крышки на колпак цистерны.
3.4.9. Перед осмотром и очисткой вагонов бункерного типа необходимо убедиться в том, что бункеры закреплены запорными крюками в транспортном положении.
3.4.10. При осмотре цистерн на парковых железнодорожных путях станции осмотрщики для работы на котле цистерны должен надевать предохранительный пояс, предназначенный для ограничения падения с высоты со стропом длиной не более 2 м. Рекомендуется использовать строп с приспособлением, регулирующим длину стропа.
Поднявшись по наружной лестнице на цистерну, осмотрщик должен прикрепиться карабином к перилам площадки колпака цистерны или поручню лестницы, предварительно убедившись в надежности их крепления к цистерне.
Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее случайное раскрытие карабина. Закрытие замка и предохранительного устройства должно осуществляться автоматически.
Конструкция карабина должна обеспечивать раскрытие его замка одной рукой при надетой утепленной рукавице.
3.4.11. При осмотре вагонов на пунктах технической передачи вагонов к осмотру вагонов после выгрузки осмотрщик вагонов по сохранности подвижного состава должен приступать только по указанию представителя обслуживаемого предприятия и официально предъявленных к осмотру. Порядок предъявления вагонов к осмотру, время передачи вагонов должны регламентироваться инструкциями с учетом местных условий.
3.4.12. Запрещается приступать к осмотру вагонов под выгрузкой, а также к осмотру вагонов, находящихся в сцепе, если хотя бы один из вагонов находится под выгрузкой.
3.4.13. При осмотре вагонов на путях обслуживаемых предприятий или пунктах технической передачи вагонов осмотрщики для осмотра вагонов сверху должны надевать предохранительный пояс, предназначенный для предотвращения падения с высоты. Поднявшись по наружной лестнице на полувагон, осмотрщик должен прикрепиться карабином к поручню лестницы, предварительно убедившись в надежности их крепления к вагону.
Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее случайное его раскрытие. Закрытие замка и предохранительного устройства должно осуществляться автоматически.